Парадоксия: Дневник хищницы / Paradoxia: A predator's diary (роман)
Автор: Лидия Ланч
Жанр: постмодернизм, реализм
Издательство: АСТ, Адаптек
Серия: Альтернатива-мини
Год издания: 2003, 2005 (в оригинале — 1999)
Перевод: Т. Покидаева
Похожие произведения:
- Хантер С. Томпсон «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (роман)
- Хэнк Муди «Бог ненавидит нас всех» (роман)
- Чак Паланик «Снафф» (роман)
«Эта история человека сделает меня больным», — писал Джек Керуак в одном из своих стихотворений, и если мы будем говорить о книге Лидии Ланч «Парадоксия: дневник хищницы», то слова Керуака окажутся как нельзя кстати.
Проза Лидии Ланч в каком-то смысле действительно может сделать человека, ее читающего, не совсем здоровым, по крайней мере в психологическом плане, ведь Ланч просто уничтожает обывателя, вываливая на него тонны будоражащих и тошнотворных порнографических подробностей, причем делая это не провокативно, не дразня его, а, напротив, с такой хладнокровной, порой даже равнодушной миной, что, видит небо, иной раз хочется закрыть эту книжку и кинуть ее куда-нибудь подальше.
Лидия Ланч вообще известна своим крутым, не терпящим никаких компромиссов нравом, проявляющимся во всем ее творчестве, будь то музыка, фотография, видеофильмы, поэзия, проза, перформансы, — везде она плюет на то, что было, и лепит нечто новое, нечто свое, такое неловкое, неаккуратное, такое странное и неподходящее к реальной жизни.
Но самое-то интересное, что этой фигуристой нимфоманке, безнадежно зацикленной на самой лишь себе, действительно есть что сказать, и сказать, в общем, вещи далеко не глупые. Может быть, это происходит как раз таки оттого, что она не пытается играть в морализатора, не устраивает суд над каждым встречным и поперечным, она просто говорит: «Идите к черту!», и в этом что-то есть.
«Парадоксию», как правило, называют полуавтобиографическим или околоавтобиографическим романом. Само слово «парадоксия» в словарях имеет следующее толкование: «патологическая сексуальная активность». То есть ярко выраженное сексуальное желание в раннем или, наоборот, позднем возрасте.
Это название подходит к тексту более чем. Героиня романа, будучи изнасилована отцом в шестнадцать лет, сбегает из дома в Нью-Йорк и начинает самостоятельное житье-бытье, основанное на мелком воровстве, мошенничестве, грабеже, наркоторговле и проституции. Периодически в жизни девушки появляются мужчины, в которых она вроде бы влюбляется или просто привязывается, и, конечно, эти мужчины — сплошь наркоманы, алкоголики и садисты.
На этом основании «Парадоксию» Лидии Ланч нередко называют ярко выраженным феминистическим опусом, манифестом угнетенных женщин против козлов-мужиков. Доля правды в этом, разумеется, есть — вот что пишет Ланч о мужчинах: «Большинству мужиков слишком многого надо. Они слишком зависимы. Слишком капризны. Слишком нуждаются в материнской заботе. А если этого нет, они сразу впадают в отчаяние. Они навсегда остаются детьми — маленькими мальчиками, не способными убить в себе маленьких девочек».
Казалось бы, о чем еще может идти речь — назвать эту Ланч феминисткой, наплевать и забыть. Однако тут же автор признает, что и женщины не отстают — они легко продают себя ненавистным мужикам, они точно так же могут причинять боль, мучить, истязать и наслаждаться прочими подобными прелестями жизнями.
Иными словами, книга Лидии Ланч полна холодной ненависти, но ненависти не к мужчинам в частности, а к людям вообще. К людям с их жалкими помыслами, больными извращениями и абсолютным эгоизмом. И это довольно интересно, если учесть, что «Дневник хищницы» — вещь самая что ни на есть эгоцентричная. Характер произведения таков, что оно вроде бы чурается говорить об острых социальных проблемах, но в то же время живописует их ярчайшим образом. «Дневник хищницы» — это погружение, в буквальном и переносном смысле, в самого себя, этакое искусство дзен-порно.
То, что сделала Лидия Ланч в своем романе, достойно восхищения. Так мерзко, но при этом так правдоподобно рассказать о самом себе, особенно в наше попсовое время, сможет далеко не каждый. Лидия Ланч смогла — и это потрясающе.
1 Валентин М. 22-05-2018 21:06
Спасибо. Мне больше она запомнилась в качестве актрисы и режиссера. Одна только роль в The Right Side of My Brain чего только стоит. Хотя там и нет никакой особой ненависти - скорее, нервозность, эпатаж, красивая эротика...ну и вообще всё, что можно встретить в работах Ричарда Керна.