Судная ночь / The Purge

США, Франция, 2013

Жанр: триллер

Режиссер: Джеймс ДеМонако

Сценарий: Джеймс ДеМонако

В ролях: Итан Хоук, Лина Хиди, Макс Буркхолдер, Аделаида Кэйн, Риз Уэйкфилд

Похожие фильмы:

  • «Незнакомцы»
  • «Нападение на 13-й участок»
  • «Комната страха»

 

Ваш сосед сверху не имеет слуха, но имеет пианино? Другой сосед наконец-то починил любимую дрель? Полоумная бабушка, что живет этажом ниже, окончательно оглохла и теперь вынуждена смотреть свои сериалы на полной громкости, чтобы во всем доме содрогались стекла? Представьте, что больше не нужно мучить звонок шумных сожителей, не нужно долбиться в дверь с угрозами или стучать по батарее. Представьте, что вы получили официальное разрешение отобрать дрель у одного соседа и воткнуть ее во второго. В течение одной ночи разобраться со всеми раздражающими факторами, тем самым выпустив пар и приготовившись к спокойному существованию в остальные 364 дня в году. Хорошая идея, не правда ли? Создателям фильма «Судная ночь» она тоже приглянулась.

Джеймс ДеМонако при поддержке команды именитых продюсеров показывает общество без преступности, уличных банд, террористов и прочего привычного всем зла. Решение проблемы оказалось гениальным: наделить людей вседозволенностью на одну-единственную ночь в году, чтобы те могли удовлетворить низменные желания, освободить агрессию, заглянуть в темные уголки собственной души. Изнасилования, убийства, разбой — не возбраняются, а даже приветствуются. Есть незначительные ограничения, но какой смысл расстраиваться, когда можно безнаказанно пристрелить надоевшую жену или отрубить голову банкиру, который отказался давать кредит.

Разумеется, не все население по свистку обращается кровожадными дикарями — это личный выбор каждого. Семья Сэндиных спокойно готовится к очередной Судной ночи. Они живут в хорошем районе, отец (Итан Хоук) занимается системами безопасности и уж о своем доме, как и положено, позаботился в первую очередь. Стальные заслоны на окнах и дверях, повсюду видеокамеры, а самое главное — среди миловидных соседей нет последователей Чикатило. Однако в эту ночь все пошло наперекосяк. Младший ребенок Сэндиных, Чарли, впустил в дом незнакомца, за которым гнались люди в масках. И тем самым накликал беду.

Фильм цепляет, казалось бы, простым допущением, которое по факту выворачивает наизнанку нравственную прожилку общества. Одна лишь идея Судной ночи дает столько пищи для размышлений, что за стереотипным штурмом особняка уже можно наблюдать вполглаза. Любопытно примерить этот закон и на себя, условно разделив окружение, выражаясь языком современных видеоигр, на птиц и свиней. Но вместе с тем моральная подоплека выглядит сыроватой и не вполне достоверной. Если психами и становятся по щелчку тумблера в голове, то явно не на одну только ночь. Когда в человеке пробуждается зверь, он вряд ли будет коситься на будильник, всаживая мачете в соседа. ДеМонако же изображает мир, где будто бы извращенно перефразирован Чак Паланик. Первое правило Судной ночи: никогда не говорить о Судной ночи. Герои ведут себя так, точно поутру ко всем подъедет автомобиль с парой ребят в черных костюмах, умеющих стирать память. И любящий отец вновь будет улыбаться ухажеру дочери, пусть даже пару часов назад тот хотел его застрелить, а соседи через дорогу угостят вкусным печеньем, как бы извиняясь за попытку расправы над всем семейством, включая детей. С кем не бывает. Но время вышло, поэтому давайте жить дружно. И до встречи через год… Куда бы на самом деле привела общество подобная философия — можно фантазировать очень долго. Почти наверняка этим и займутся в неизбежном сиквеле.

Если оставить за скобками интересную, хоть и весьма спорную стержневую идею, то «Судная ночь» по своей сути — обычный ситуационный триллер. Как всегда убедительный Итан Хоук возвращается на восемь лет назад в «Нападение на 13-й участок». Теперь у него еще менее подходящая компания защитников, но все так же в наличии и осажденное здание, и группа жаждущих крови людей за стенами, и некая «отрезанность» от любой помощи извне, и даже чернокожий тип, которого требуют немедленно выдать визитерам. А визитеров, похоже, ДеМонако подсмотрел у Брайана Бертино в «Незнакомцах». При этом здешние убийцы в масках не идут ни в какое сравнение с коллегами, что тиранили Лив Тайлер со Скоттом Спидманом. «Незнакомцы» пугали какой-то инфернальной молчаливостью, беспричинной жестокостью, а в «Судной ночи» нашлось место лишь безмозглым отморозкам. Их образы в изрядной степени карикатурны и возвращают зрителя к размышлениям о правдоподобности такого варианта проведения досуга, как ночь вседозволенности. Сложно поверить, что подобная компания психов на следующий день спокойно расползется по своим рабочим местам и вытерпит еще целый год до следующей вылазки. Даже самый колоритный из незваных гостей (Риз Уэйкфилд) показным спокойствием и вежливостью не вызывает того трепета или ненависти, какие можно было прочувствовать, едва взглянув на парней в костюмах для гольфа из «Забавных игр».

«Судная ночь» — неплохой фильм, но его нереализованный потенциал настолько очевиден, что положительно оценивать итог можно лишь с оговорками. Если бы создатели не радовались найденной свежей мысли, а проработали ее, продумали, детальнее спроецировали такой расклад на современное общество, при этом охватив не пару экранных дней, а многие годы за кадром, тогда, возможно, сценарий не вызывал бы никаких вопросов и не содержал бы провалов по части логики. Однако минусы хоть и подпортили картине карму, но не настолько, чтобы списывать ее со счетов. Хороший актерский состав, добротная режиссура, четкая нить повествования… Все это наработало лишь на половину оценки. Потому что вторая половина — целиком и полностью заслуга идеи. Тот случай, когда одна находка может заслонить собой недостатки. И подарить надежду, что в продолжении все они будут устранены.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх