DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
Паранормальное

Party Hard

Судная ночь / The Purge

США, Франция, 2013

Жанр: триллер

Режиссер: Джеймс ДеМонако

Сценарий: Джеймс ДеМонако

В ролях: Итан Хоук, Лина Хиди, Макс Буркхолдер, Аделаида Кэйн, Риз Уэйкфилд

Похожие фильмы:

  • «Незнакомцы»
  • «Нападение на 13-й участок»
  • «Комната страха»

 

Ваш сосед сверху не имеет слуха, но имеет пианино? Другой сосед наконец-то починил любимую дрель? Полоумная бабушка, что живет этажом ниже, окончательно оглохла и теперь вынуждена смотреть свои сериалы на полной громкости, чтобы во всем доме содрогались стекла? Представьте, что больше не нужно мучить звонок шумных сожителей, не нужно долбиться в дверь с угрозами или стучать по батарее. Представьте, что вы получили официальное разрешение отобрать дрель у одного соседа и воткнуть ее во второго. В течение одной ночи разобраться со всеми раздражающими факторами, тем самым выпустив пар и приготовившись к спокойному существованию в остальные 364 дня в году. Хорошая идея, не правда ли? Создателям фильма «Судная ночь» она тоже приглянулась.

Джеймс ДеМонако при поддержке команды именитых продюсеров показывает общество без преступности, уличных банд, террористов и прочего привычного всем зла. Решение проблемы оказалось гениальным: наделить людей вседозволенностью на одну-единственную ночь в году, чтобы те могли удовлетворить низменные желания, освободить агрессию, заглянуть в темные уголки собственной души. Изнасилования, убийства, разбой — не возбраняются, а даже приветствуются. Есть незначительные ограничения, но какой смысл расстраиваться, когда можно безнаказанно пристрелить надоевшую жену или отрубить голову банкиру, который отказался давать кредит.

Разумеется, не все население по свистку обращается кровожадными дикарями — это личный выбор каждого. Семья Сэндиных спокойно готовится к очередной Судной ночи. Они живут в хорошем районе, отец (Итан Хоук) занимается системами безопасности и уж о своем доме, как и положено, позаботился в первую очередь. Стальные заслоны на окнах и дверях, повсюду видеокамеры, а самое главное — среди миловидных соседей нет последователей Чикатило. Однако в эту ночь все пошло наперекосяк. Младший ребенок Сэндиных, Чарли, впустил в дом незнакомца, за которым гнались люди в масках. И тем самым накликал беду.

Фильм цепляет, казалось бы, простым допущением, которое по факту выворачивает наизнанку нравственную прожилку общества. Одна лишь идея Судной ночи дает столько пищи для размышлений, что за стереотипным штурмом особняка уже можно наблюдать вполглаза. Любопытно примерить этот закон и на себя, условно разделив окружение, выражаясь языком современных видеоигр, на птиц и свиней. Но вместе с тем моральная подоплека выглядит сыроватой и не вполне достоверной. Если психами и становятся по щелчку тумблера в голове, то явно не на одну только ночь. Когда в человеке пробуждается зверь, он вряд ли будет коситься на будильник, всаживая мачете в соседа. ДеМонако же изображает мир, где будто бы извращенно перефразирован Чак Паланик. Первое правило Судной ночи: никогда не говорить о Судной ночи. Герои ведут себя так, точно поутру ко всем подъедет автомобиль с парой ребят в черных костюмах, умеющих стирать память. И любящий отец вновь будет улыбаться ухажеру дочери, пусть даже пару часов назад тот хотел его застрелить, а соседи через дорогу угостят вкусным печеньем, как бы извиняясь за попытку расправы над всем семейством, включая детей. С кем не бывает. Но время вышло, поэтому давайте жить дружно. И до встречи через год… Куда бы на самом деле привела общество подобная философия — можно фантазировать очень долго. Почти наверняка этим и займутся в неизбежном сиквеле.

Если оставить за скобками интересную, хоть и весьма спорную стержневую идею, то «Судная ночь» по своей сути — обычный ситуационный триллер. Как всегда убедительный Итан Хоук возвращается на восемь лет назад в «Нападение на 13-й участок». Теперь у него еще менее подходящая компания защитников, но все так же в наличии и осажденное здание, и группа жаждущих крови людей за стенами, и некая «отрезанность» от любой помощи извне, и даже чернокожий тип, которого требуют немедленно выдать визитерам. А визитеров, похоже, ДеМонако подсмотрел у Брайана Бертино в «Незнакомцах». При этом здешние убийцы в масках не идут ни в какое сравнение с коллегами, что тиранили Лив Тайлер со Скоттом Спидманом. «Незнакомцы» пугали какой-то инфернальной молчаливостью, беспричинной жестокостью, а в «Судной ночи» нашлось место лишь безмозглым отморозкам. Их образы в изрядной степени карикатурны и возвращают зрителя к размышлениям о правдоподобности такого варианта проведения досуга, как ночь вседозволенности. Сложно поверить, что подобная компания психов на следующий день спокойно расползется по своим рабочим местам и вытерпит еще целый год до следующей вылазки. Даже самый колоритный из незваных гостей (Риз Уэйкфилд) показным спокойствием и вежливостью не вызывает того трепета или ненависти, какие можно было прочувствовать, едва взглянув на парней в костюмах для гольфа из «Забавных игр».

«Судная ночь» — неплохой фильм, но его нереализованный потенциал настолько очевиден, что положительно оценивать итог можно лишь с оговорками. Если бы создатели не радовались найденной свежей мысли, а проработали ее, продумали, детальнее спроецировали такой расклад на современное общество, при этом охватив не пару экранных дней, а многие годы за кадром, тогда, возможно, сценарий не вызывал бы никаких вопросов и не содержал бы провалов по части логики. Однако минусы хоть и подпортили картине карму, но не настолько, чтобы списывать ее со счетов. Хороший актерский состав, добротная режиссура, четкая нить повествования… Все это наработало лишь на половину оценки. Потому что вторая половина — целиком и полностью заслуга идеи. Тот случай, когда одна находка может заслонить собой недостатки. И подарить надежду, что в продолжении все они будут устранены.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 zvezdochet2009 05-11-2013 23:20

    Прекрасная идея, которой явно тесно в рамках триллера замкнутого пространства. Из той же оперы, что Бегущий человек, Голодные игры и тому подобная социальная фантастика с жестким уклоном. Удивляюсь низкому рейтингу на кинопоиске. При всем прочем как-то уж слишком низко. Нет, мне определенно понравилось.

    Учитываю...
  • 2 Хельг 19-08-2013 21:45

    Сложилось ощущение, что создатели переживали, как бы кто не стащил свежую идею, и постарались побыстрее снять кинцо. Именно кинцо, на один раз, скоротать один вечер. Ведь правда, можно было сделать такое... такое! а в итоге - пшик, не самая изощренная бойня в замкнутом пространстве. Скучища, при такой-то идее. Какгриццо - подрочил, но не кончил.

    Учитываю...
  • 3 Парфенов М. С. 06-08-2013 13:34

    Посмотрел. Недостатки фильма, на мой взгляд, небесспорны, ведь мы имеем дело по сути с аллегорией. То есть пресловутое фантдопущение, выдвинутое в фильме, служит не допущением ради допущения, а аллегорическим допущением-утрированием ради того, чтобы мыслящий зритель задумался над реальными, а не фантастическими проблемами. У нас вот частенько какие-то мажоры сбивают "плебс" на дорогах. И какова же обычная реакция обывателя? Максимум - пожурить на кухне, а то и вовсе - "а сам-то пешеход что, совсем дурак, по сторонам не смотрит что ли?". И ничего - живем и не особо-то конфликтуем по таким поводам - при том, что сбивать людей у нас все-таки незаконнно. А в утрированном варианте ДеМонако сбивать - законно один раз в году. Почему же там должно быть какое-то возмущение в этой связи? Возмутиться, затаить злобу мог бы кто-то, кого сбили, но он выжил. Так это решается просто - сбивайте так, чтобы не выживали.

    И насчет маньяков небесспорно. Маньяк - да, ему сложно было бы утерпеть целый год, но с другой стороны - даже в нашем обществе иные серийники "терпят" по несколько месяцев, а то и лет. Подозреваю, что в мире "Судной ночи" таких терпеливых было бы больше. Ведь у нас от того, терпишь или нет, не меняется степень твоей ответственности, а в этом варианте - меняется. То бишь появляется реальный стимул потерпеть.

    Более того. Насколько можно понять, в фильме, в общем-то, создатели показывали вовсе не маньяков, а обычных людей, обывателей. Разного типа обывателей - от богатеньких молодых мажоров, до благопристойных соседей "в возрасте". Думаю, каждый из нас в молодости делал что-то такое, что, в общем, не является для нас нормой - допустим, избивал кого-то в драке. Или изменял жене. И ничего - живем и на других не кидаемся постоянно. В фильме показано в лице разных "судей", с одной стороны, злая агрессивная молодая поросль, для которых право судной ночи является приятным развлечением и абсолютной нормой, а с другой стороны - то, что наши знакомые и соседи, улыбаясь нам в лицо, могут таить на нас лютую злобу. Ни то, ни другое ведь не являются чем-то реально необычным, правда же? В том и аллегория.

    Учитываю...
    • 4 Мельник 06-08-2013 20:29

      Да, Михаил, согласен с тобой, что фильм заставляет задуматься о некоторых вещах.

      Что касается самой картины, то триллер получился достаточно напряженным.

      Учитываю...
  • 5 Мельник 29-07-2013 12:07

    Согласен, идея достаточно необычная, привлекает. Уже только ради нее одной можно посмотреть фильм. Чем и займусь.

    Учитываю...