Зона ужаса

Врага надо знать в лицо. Но что, если у твоего врага нет лица? Что, если у него нет даже головы, на которой это лицо могло бы поместиться? Тогда остается лишь запечатлеть в памяти его образ. Черный, как сама ночь, конь с обезглавленным наездником в седле. На фоне яркой серебристой луны их контуры сливаются в единый. Конь встает на дыбы, земля под ним закипает, глаза инфернального животного налиты кровью, а украшения из человеческих костей отбивают похоронный марш по очередной жертве. Плащ всадника беспощадно треплет ветер, так же беспощадно, как сам он отнесется к любому случайному прохожему. Куда ты направляешься путник? И откуда ты в наших краях?

С определенной долей уверенности можно сказать, что гражданство у всадника без головы ирландское. В богатой кельтской мифологии, среди широко известных лепреконов, фей и друидов затерялся не такой прославленный, но самобытный и оригинальный злой дух — Дуллахан. Визуальные составляющие как под копирку: всадник без головы, восседающий на черном ретивом коне. Свою голову дух держит под мышкой, при этом отрубленная часть тела вполне жива: любопытные глаза находятся в непрестанном движении, а рот искажает сардоническая улыбка. В устном пересказе хранители предания так же упоминали кнут из человеческого позвоночника, которым всадник подгоняет коня или хлыщет любопытного соглядатая, а так же крытую повозку, обильно украшенную человеческими черепами и прочими костями. Дух этот — предвестник смерти. Согласно поверью, человек, увидевший исчадие ада, тут же умирал, что не удивительно, подобное ведение запросто может довести до инфаркта даже самое крепкое сердце. Единственная защита от призрачного создания — золото, если бросить перед всадником, хотя бы одну монетку (или по другой версии коснуться его драгоценным металлом) существо исчезнет. Не плохой повод, для того, чтобы инвестировать свои сбережения в слитки.

За ирландские корни всадника без головы косвенно выступает и одноименный роман известного писателя Томаса Майн Рида. Хоть знаменитый автор приключенческих историй и имел гражданство Великобритании и Соединенных Штатов, и по факту считается английским писателем, а события его книг по большей части происходят на американском континенте, тем не менее, родился Майн Рид в Баллирони — скромное село в графстве Даун в Северной Ирландии. Наверняка в родных землях молодой, еще не задумывающийся о писательском ремесле мальчик не раз слышал пугающую до дрожи в позвонках легенду. Свой первый роман «Вольные стрелки» Томас опубликовал в возрасте 32 лет, а тема всадника без головы всплыла в его творчестве гораздо позже — в 47. Зато как всплыла! В наше время принято говорить «проснулся знаменитым». Хоть Рид на тот момент уже являлся признанным и в принципе состоявшимся писателем, роман «Всадник без головы» стал апофеозом его творчества и визитной карточкой писателя по всему миру.

Правда, ирландская легенда о призрачном духе смерти в романе Рида нашла реализацию совсем другого толка. Не стоит ждать встречи с кровожадным мертвецом, воскресшим ради кровавой жатвы или бестелесным призраком, отмеряющим последние минуты жизни каждого встречного. Садясь за книгу, стоит помнить, что писатель прославился как автор приключенческих романов, и ужасами здесь даже не пахнет. Присутствует легкий налет мистики, такой легкий, что его, как тонкую молодую паутину, не сразу и заметишь. Мистическими, события, описываемые в книге, скорее, кажутся героям повествования, нежели читателю. Но если не брать в расчет совершенно не пугающую канву романа, а рассматривать его как приключенческую и остросюжетную литературу, то здесь книга просто выше всяких похвал. Четыреста, усыпанных мелким убористым шрифтом страниц, да еще и без картинок, могут запросто напугать ленивого читателя, но как только вы перевернете первую из них, остановиться будет невозможно. Майн Рид блестяще строит повествование, с каждой главой погружая читателя все глубже и глубже в свой мир, полный опасностей, испытаний, коварных, хитрых врагов и диких зверей.

События романа разворачиваются в пятидесятые годы XIX столетия. Нас сразу знакомят с семьей богатого плантатора Вудли Пойндекстера, который переезжает из Луизианны в дикий, еще не обузданный Техас. Главное сокровище старика ­— его красавица дочь Луиза, на которую уже имеет определенные виды племянник Вудли, отставной капитан Кассий Колхаун. Чужая пустынная земля сразу же показывает, на что способна — путешественники заблудились и так и не добрались бы до своей асиенды, если бы не помощь Мориса Джеральда. Молодой крепкий мустангер, уроженец северной Ирландии — главный герой произведения. У себя на родине он довольно обеспеченный человек и завидный жених, но на диком западе это в расчет не берется. К представителям рыжеволосой нации, уповающей на четырехлистный клевер, у местных вообще предвзятое отношение. Так что Морису приходится бороться с предрассудками и социальным неравенством исключительно твердостью характера, силой воли и самозабвенным трудолюбием. Ведь такую стезю молодой человек выбрал для себя сам, сознательно променяв сытную жизнь на родине на непредсказуемую и опасную работу мустангера в диких прериях. Благодаря своим качествам Морис при первой же встрече покоряет сердце прекрасной Луизы Пойндекстер и обретает жесткого и мстительного врага в лице Кассия. Сюжетные перипетии Майн Рид живописно вырисовывает под стать самым волнительным и драматичным сериалам. «Проглатывая» главу за главой, вы позабудете о главном виновнике торжества — всаднике без головы. Где же он? Почему не появляется? Всему свое время. Всадник отрешенно выйдет на сцену в положенный срок — примерно в середине произведения — и заставит трепетать и поминать дьявола всякого, кому он встретится на пути. Правда, ничего плохого он никому на самом деле не сделает, наоборот, принесет немало пользы: прольет свет истины на свое происхождение, тем самым восстановив справедливость в отношении главного героя романа.

Но давайте вновь попросим у безголового наездника его паспорт. Открываем страницу с пропиской и что же видим на этот раз? Гессенские земли — самый центр Германии. Другая ветвь родословной этого легендарного существа идет от Гессенских наемников, а сам всадник ни кто иной, как призрак Гессенского кавалериста, который принимал активное участие в войне за независимость США и лишился головы благодаря шальному пушечному ядру. Такую версию литературно задокументировал американский писатель Вашингтон Ирвинг, известный в первую очередь своими рассказами. Из-под его пера помимо прочих мистических историй вышло и произведение о нашем жутком всаднике — «Легенда о Сонной Лощине». Многим сразу вспомниться фильм Тима Бертона с Джонни Деппом в главной роли. И если вы его смотрели, не думайте, что в книге вас ждет то же самое. Из общего у них, пожалуй, лишь образ всадника и имя главного героя — Икабод Крейн. В фильме Икабод — констебль из Нью-Йорка, прибывший расследовать серию жестоких убийств. В книге господин Крейн всего лишь школьный учитель, в придачу достаточно трусливый и суеверный.

«Легенда о Сонной Лощине» входит в группу рассказов под общим названием «Книга эскизов» («Записная книжка»). Если Майн Рид использовал таинственный образ в своем романе в 1865 году, то Ирвинг эксплуатировал обезглавленного кавалериста еще раньше, в 1819-1820 годах. Но в этот раз мы имеем дело не с авантюрно-приключенческим жанром, а с более-менее чистокровной мистикой. Как всегда мысли и действия главных героев вращаются вокруг центра мироздания — любви. На руку и сердце прекрасной Катрины ван Тассель претендуют два человека: худой долговязый Крейн и лихой сорвиголова Бром Бонс. Первый хочется покорить избранницу интеллектом и сладкой речью, второй молодецкой удалью и силой. И неизвестно, кто вышел бы победителем, если бы не появление призрачного всадника. Икабод встречается с ним, если так можно выразиться, лицом к лицу. До смерти напуганный учитель пытается уйти от погони. Каблуки выстукивают нервную дробь по ребрам старой клячи, но где ей тягаться со скакуном из адского пекла. Финал рассказа остается открытым, достоверно не показывая нам ни истинную природу всадника, ни дальнейшую судьбу Крейна. Взамен автор подводит читателя вплотную к определенным умозаключениям, которые, как это обычно бывает в реальной жизни, объясняют любые мистические и загадочные события суровостью и одновременно комичностью бытия.

Примечательным моментом и отличительной чертой является голова всадника. Та самая, отрубленная или отстреленная. В фильме Бертона (как и в одной из разновидностей легенды) всадник не обладает собственной головой. Она сокрыта от него или потеряна навечно, и он вынужден еженощно бродить в безрезультатных поисках, собирая богатый урожай чужих голов. В литературной Сонной Лощине голова у всадника есть, и в пылу погони он даже бросает ее в бедного Икабода. Хотя, была ли это на самом деле голова?

Кстати, само место — Сонная Лощина не выдуманное. Это небольшое поселение в городке Маунт-Плезант в штате Нью-Йорк. Именно здесь на одноименном кладбище и похоронен сам Вашингтон Ирвинг. После выхода на экраны голливудского фильма местечко это привлекло внимание многих жаждущих встречи с паранормальным туристов, правда, вряд ли им удалось дождаться желаемого рандеву. Ведь даже местные жители ни разу не встречали на своих дорогах обезглавленного призрака.

Конечно, Вашингтон Ирвинг не «родил» образ безголового всадника в своей голове. Основой для его рассказа послужила немецкая сказка записанная Карлом Музеусом еще в XVIII веке, почти за сто лет до Ирвинга. Но и Музеус не присваивает лавры себе, кивая в сторону немецкого народа:

 

«Ни одна из этих сказок не является моим собственным сочинением или произведением иностранного автора. На протяжении многих поколений, из уст в уста, передавались они от прадедов к внукам и их потомкам. Суть сказок не изменилась. Автор лишь позволил себе действие этих рассказов, относящихся к неопределенному моменту времени, перенести во времена и места, подходящие к их содержанию. В совершенно неизменном виде они выглядели бы хуже».

И. К. А. Музеус «Народные сказки и легенды» (Вместо предисловия)

 

Народный пересказ истории о всаднике переплыл океан вместе с голландскими переселенцами, когда те основывали ту самую Сонную Лощину в штате Нью-Йорк. Недаром многие главные герои рассказов Ирвинга — обладатели голландской родословной и соответствующих имен. Так что можно смело ставить еще один штамп в паспорте безголового наездника — транзит через страну тюльпанов.

Вот так петляет он на своем верном скакуне по бренной земле уже не одно столетие. Следы всадника теряются в непроглядной темноте веков, заставляя считать отправной точкой народный фольклор и суеверный страх человечества перед всем таинственным и необъяснимым. Но откуда бы ни прискакал этот пугающий образ, найти закипающие оттиски его подков можно повсюду.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх