Зона ужаса

Испокон веков человечество тянуло к загадочному, мистическому и необъяснимому. Следуя своей природе, ему необходимо было раскрыть все тайны и загадки, сбросить все завесы, какие бы секреты они ни скрывали. Неизвестность и неопределенность загробной жизни не стала исключением. Все, связанное со смертью и потусторонним миром, вызывало и продолжает вызывать страх и неподдельный интерес по сей день.

Еще в Древней Греции и Риме практиковали вызов духов. Но только в середине XIX века появились первые сообщения о явлении спиритизма. Заглянуть за тот самый поворот, пообщаться с умершими родственниками или призраками известных людей и задать вопросы — от терзающих умы загадок сотворения мира, тайны сотворения пирамид или куда проще — где спрятана семейная реликвия, не указанная в завещании. В середине XIX века Аллан Кардек, изучавший паранормальные явления, разработал религиозно-философскую доктрину «спиритизм» (от латинского spiritus — «душа, дух»). Он утверждал, что посредством спиритических сеансов при участии медиумов, узнал о миссии, возложенной на него — сформировать «священное потустороннее писание», которое духи поведали ему во время тех самых сеансов.

Основной идеей, которую он выдвигал в своих трактатах, служило «колесо реинкарнаций» — перевоплощение духов в земной плоти для совершенствования и очищения. Многие последователи спиритизма разных стран вступали в жаркий спор с Кардеком, приводя в качестве опровержения свои знания, почерпнутые в процессе общения с потусторонним миром.

Но одно оставалось неизменным: люди от мала до велика, будь то бедняк или император, интересовались новым течением и его нераскрытыми возможностями.

Но все же, новой философией увлекались не все. Церковь не одобряла подобных учений и связанных с ним действий. С точки зрения христианства, занятия спиритизмом навеяны людям злыми духами, и, проводя их, человек подвергался одержимости бесами. Все же в начале XX века наметилось сближение церкви и спиритуализма. Одним из ярких защитников этой доктрины и ее родственности христианским верованиям являлся Артур Конан Дойль.

На вере в потусторонние силы и возможность связи с иным миром издревле наживались шарлатаны. Но сколько бы разоблачений подобных жуликов ни проводили — это не сокращает толпы страждущих, выкладывающих свои деньги очередному медиуму и по сей день.

Для того, чтобы создать соответствующую атмосферу и антураж присутствия духов, «медиумам» нужно было изрядно потрудиться, и поэтому их работу частенько сравнивали с выступлениями фокусников. Сохранилось множество фотографий, которые свидетельствовали о том, как проходили спиритические сеансы тех времен. Подобные подтверждения зачастую являлись конкретной мистификацией, но беззаветная вера людей в чудеса и существование чего-то необъяснимого поддерживала поток жаждущих увидеть все своими глазами.

Целью подобных сеансов было вхождение медиума в измененное состояние сознания, которое позволяло ему проникнуть в измерение, где обитают духи. Те могут передавать сообщения, используя голос медиума, либо посредством автоматической записи, либо ударяя о стол и другую мебель.

Одним из ярких первых представителей медиумов, запечатлевших свои сеансы, стала гадалка Марта Беро, известная миру как Ева Карьер.

Отличительным трюком Мадам Беро было представление во время спиритических сеансов, когда из ее носа и рта выделялась «эктоплазма». Разумеется, сеанс, как и другие подобные мероприятия, проходил в сумрачном освещении, поэтому присутствующие не видели, что эктоплазма — это обыкновенная материя, смоченная в жидкости.

Другой медиум, Мина Крэндон, оказалась куда более изобретательной в своих перфомансах: у нее в ход шли жеваная бумага, мыло, яичный белок и даже органы животных.

Не отставала от своих конкурентов и Марта Беро: она первой начала экспериментировать со световыми эффектами.

Популярным трюком среди экстрасенсов тех времен были «летающие столы». Чаще всего они были запечатлены на фотокарточках, которыми зазывалы привлекали на спиритические сеансы. «Магия» фото к тому моменту была достаточно освоена, чтобы с помощью выдержки и соответствующего проявления негативов добиться нужного эффекта. Не стоит забывать и о том, что запечатленные на фото свидетели делали невероятно испуганные и удивлённые лица.

Впрочем, столы летали не всегда — на сеансах со сторонней публикой они шевелились, подпрыгивали и падали.

С появлением новых технологий в начале 1930-х популярность приобрело новое действо — вещание от лица духа. Известная некогда медиум Мойрик Моррис могла вещать от имени духа Силы. При этом в момент «вещания» ее тело коченело, голос становился мужским, и сам процесс мог продолжаться до сорока пяти минут.

С появлением телевидения медиумы еще дальше шагнули в своих изысканиях — заряжали воду с экрана, гипнотизировали и заставляли следовать воле духа.

Однако к концу XIX века серьезные исследователи данного явления перестали заниматься контактами с духами и стали рассматривать спиритизм как неизвестное свойство человеческой психики. В 1882 году в Великобритании было основано Общество психических исследований, после чего подобные общества стали возникать во всем мире. Их члены считали способности медиумов тем, что сегодня известно как экстрасенсорное восприятие.

В России же массовое распространение спиритизма приходится еще на 1870-е годы и связано, прежде всего, с деятельностью кружка, куда входили литератор Александр Аксаков (племянник писателя Сергея Аксакова), зоолог Николай Вагнер и химик Александр Бутлеров. Помимо регулярно устраиваемых спиритических сеансов, они приглашали на них известных английских и французских медиумов, а также занимались научным обоснованием спиритизма, вынося его за пределы закрытых обществ и обсуждений на страницы научных журналов и книг.

Александр Николаевич Аксаков (1832—1903)

Главным оппонентом членов кружка стал еще один ученый — знаменитый химик Дмитрий Менделеев. Он был инициатором создания Комиссии для рассмотрения медиумических явлений. Вклад этой комиссии невозможно не оценить — на протяжении почти целого года проводились эксперименты с медиумами, результаты которых бурно обсуждались на страницах прессы. На подобных заседаниях присутствовал даже Фёдор Достоевский. После подобного опыта он написал небольшой шуточный очерк «Спиритизм. Нечто о чертях. Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти».

Одним из самых ярких представителей учения о спиритизме был Алистер Кроули —поэт, оккультист, каббалист и таролог, также известный как черный маг и один из видных идеологов оккультизма и сатанизма.

Кроули основал учения Телемы и написал несколько оккультных произведений, среди которых — «Книги закона». Кроме того, он является создателем колоды «Таро Тота», которая по-настоящему прославила его как эзотерика, а также участником ряда оккультных организаций, включая «Орден Золотой Зари», «Серебряную Звезду» и «Орден Храма Востока». Кроули говорил об опасности потустороннего мира и о необходимости соблюдения определенного свода правил для общения с духами. Страхи и вожделения, мстительность, корыстолюбие, зависть, мирские и духовные амбиции, чревоугодие, пьянство и наркомания делают медиума легкой добычей для духов. В таком режиме мало кто мог существовать, да и сам Кроули никогда не соблюдал этих заветов. Некоторые источники уверяют, что единственное, что спасало его от смерти и помешательства после сеансов — это властолюбивый демон по имени Айвасс, считавший его своей добычей и отгонявший от него всех «конкурентов», якобы желавший полностью обладать душой и разумом медиума.

Вдобавок Кроули переживал фрагменты своих предыдущих жизней. Например, в одной из них он был храмовой проституткой по имени то ли Астарта, то ли Эйя, жившей в античные времена не то на Сицилии, не то на Крите. Кроме этого, имя Кроули довольно часто фигурировало в разговорах о гомосексуализме — частенько всплывала его связь с учеником и последователем Виктором Нойбургом.

Тем не менее его работы впечатляли многих. Марта Кюнцель, одна из последовательниц Кроули в Германии, считала и Адольфа Гитлера адептом его учения, и с энтузиазмом поддерживала идеи нацизма. Однако многие источники указывали, что Кроули не раз говорил о Гитлере как о «Маге, который не смог понять истинную суть таинства». Правда, самого Кроули в Германии считали «врагом рейха» и многих его последователей арестовывали. Но несмотря на эти факты, после смерти Кроули представление о его влиянии на Гитлера получило весьма широкое признание в оккультной среде.

Вопреки неоднозначной репутации остаток жизни Кроули провел скитаясь по недорогим гостиницам, сначала в Лондоне, потом в Гастингсе. Там он рассказывал о своем учении и пытался заработать себе на жизнь. Многие биографы того времени заявляли, что в то время он был уличен в пристрастии к героину.

Спиритизм, возможность общения с мертвыми, желание приоткрыть завесу тайны неизвестного в том, что всегда было скрыто от людских умов — ведь еще никто в действительности не вернулся с той стороны, — всегда будут будоражить и интересовать умы людей. Современные передачи вроде «Битвы экстрасенсов» подогревают интерес к подобным верованиям, но однозначно утверждать о существовании той стороны не может никто. Достаточно вспомнить, что до сих пор в деревнях живут бабушки-ведуньи, заговаривающие зубы, настаивающие травы для лечения болезней и снимающие порчу и проклятия путем общения с умершими, невольно задумываешься — а не все ли из известного — постановки и представления? И если нет, то…?

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх