Проводник
Россия, 2018
Жанр: триллер, мистика
Режиссер: Илья Максимов
Сценарий: Анна Курбатова, Александр Топурия
В ролях: Александра Бортич, Евгений Цыганов, Александр Робак, Вячеслав Разбегаев, Владимир Яглыч
Похожие фильмы:
- «Страшилы» (1996)
- «Клетка» (2000)
Уже подходит к концу второе десятилетие XXI века, а в России кинохоррор только начинает свое развитие. В советские годы к темному жанру кинематографа традиционно относили лишь экранизации литературы, в то время как в Европе и США снимали джалло и слэшеры, зомби-ужастики и хорроры про монстров. Но партийная цензура такие работы рассматривала как пример упаднического буржуазного искусства и своим режиссерам ничего подобного не дозволяла.
Зато после распада СССР страшных фильмов стало появляться все больше. Режиссеры не знали, как надо, а потому заново изобретали то, что давно создали их зарубежные коллеги. В итоге у хорророманов сложилось мнение, что у нас хоррора нет и все попытки его создать обречены на провал. Прогнозы в таком деле — вещь неблагодарная, но отметим, что, особенно в последние годы, отдельные удачные примеры российского кинохоррора все же появляются. К сожалению, говорить о какой-либо системности в этом плане пока не приходится. Вот и еще достаточно свежий «Проводник» кажется новой версией «Страшил».
Зачем же новая, если и старая неплоха? Тем более, что у телевизионного режиссера Ильи Максимова было мало шансов выдержать конкуренцию с Питером Джексоном. Он и не выдержал, а с треском провалился.
«Проводник» — еще один фильм из серии работ о призраках и о людях, умеющих их видеть. На Западе было снято огромное количество таких фильмов, начиная хотя бы с «13 призраков» Уильяма Касла. Конкуренция изначально большая, и нужно чем-то выделиться, а у режиссера, вот беда, кроме Александры Бортич и не было ничего. Играет она ладно, еще и разделась бы легко из сочувствия к неопытному постановщику, тем более традиционная сцена в душе была, но в планы Максимова эротика не входила. Оттого приходится Саше изображать двух сестер: одну — «с приветом», которая видит призраков и так зарабатывает деньги, и вторую — нормальную. Бортич ведет себя естественно, только чувствуется, что в примитивной сценарной схеме ей тесно. Тем более сюжет никак не развивается и постоянно плодит необязательные эпизоды со спецэффектами.
Конечно, сейчас не 90-е, и криворуких мастеров визуальных эффектов давно разогнали. С другой стороны, и чего-то запоминающегося в них нет. Попытки создать потустороннюю реальность явно не увенчались успехом, ведь зрители видели не только «Страшил», но и «Клетку». Понимая, что ничего хорошего выжать из бездарного сценария нельзя, постановщик постоянно форсирует действие, стремясь за счет динамики компенсировать сюжетный примитив.
Будь у фильма стиль а-ля «Сайлент Хилл», может, что-то достойное и вышло бы, но Илья Максимов не пользуется никакими другими приемами, кроме общеизвестных. Резкие появления призраков, тревожная музыка, видения — это все, конечно, хорошо, но где то, ради чего разборчивый зритель должен отложить заокеанского собрата и посмотреть нашего Иванушку-дурачка?
У Святослава Подгаевского в свое время получился хоррор-дебют с национальным колоритом, а вот «Проводник» старательно копирует западные образцы. Илья Максимов даже не пытается привнести что-то свое, создать хотя бы запоминающихся героев. Все известно заранее, в том числе и финал предугадать легко. В итоге просмотр превращается в пытку. Наверное, потому и сборы смехотворные. Кому охота скучать в кинозале, особенно если нет рядом хорошей соседки.
Комментариев: 0 RSS