ХРАНИЛИЩЕ

«Phantasmagoria» – несомненно, один из самых знаменитых проектов студии «Sierra». Игра, которая стала одной из вех развития жанра квеста с элементами хоррора, считается настоящей классикой. Уникальная смесь видеороликов с живыми актёрами и квестовой составляющей превращала прохождение в просмотр настоящего мистического фильма ужасов, вдохновлённого творчеством Стивена Кинга. К сожалению, в наши дни «Фантасмагория» может отпугнуть ужасным качеством видео, неубедительной актёрской игрой и «ужасными» компьютерными спецэффектами. Пусть это так. Но одно останется у игры навсегда – атмосфера, это бесконечное ощущение чего-то страшного, пугающего, преследующего и неотвратимого.

Игра создавалась под чутким руководством некой Роберты Уильямс – дизайнера и, одновременно, со-руководителя «Sierra». Злые языки поговаривают, что Роберта по натуре настоящая маньячка и мужененавистница, что отразилось и на проекте. Может быть, оно и так, но как бы там ни было, ей принадлежит и сценарий, и концепция, а это немаловажно, ибо и с тем и с тем товарищ Уильямс справилась на ура. К слову, она же и выразила желание использовать живых актёров в качестве героев, дабы они смогли передать достоверные ощущения от происходящих событий и, опять же, приравнять игру к синематографу. К этому Уильямс отнеслась вполне ответственно, и даже лично подбирала актёров большого и малого театров (кроме главной героини). Стоит заметить, что актёры были фактически никому не известны ни тогда, ни сейчас, и опять же это в плюс – если мы будем наблюдать за обычными людьми, это куда больше вызовет к ним интереса и сочувствия.

Phantasmagoria

В общей сложности над проектом работало примерно 200 человек разработчиков и около 130 хористов, чьё пение сопровождает вас в течение всего сюжета. А уж о том, сколько было потрачено денег, и думать не хочется (четыре миллиона – на тот момент немаленькая сумма). Тем не менее, амбициозность достигла таких вершин, что в итоге была построена дополнительная студия с огромным синим экраном, где и велись всё съёмки. Пока основная команда работала над движком SCI-2 и логикой игры, другая в поте лица снимала актёров. В итоге было отснято аж 800 игровых сцен, при этом в итоговый вариант попала лишь небольшая часть.

«Phantasmagoria» создавалась два долгих года, и по масштабности была самым крупным проектом в истории студии. Таковым она остаётся и по сей день. Сюжет, как было сказано выше, вдохновлялся творчеством Стивена Кинга (при этом, неизвестно, была ли Роберта его фанаткой), и это видно невооружённым глазом. Молодая супружеская пара Дон Гордон и Эдриан Гилейни (почему у супругов разные фамилии история умалчивает. Может, в этом и правда есть что-то феминистическое?) фактически за небольшую сумму приобретает старинный особняк, расположенный на небольшом острове возле портового городка. Казалось, подобному счастью нет предела – интерьеры готического здания с туманной историей послужат вдохновением для молодой писательницы в жанре ужасов Эдриан, а для её мужа фотографа это шанс стать знаменитым в кругах любителей мистики. Но, как это часто бывает в играх/фильмах подобного жанра, ужас возникает там, где его, казалось бы, ожидаешь меньше всего.

Исследуя огромный дом, Эдриан случайно обнаруживает замурованный вход в часовню, примыкающую к особняку, где на старом постаменте находит старинную книгу. Малейший проблеск любопытства заставляет героиню открыть её страницы, вследствие чего пробуждается древний зловещий дух, который, недолго думая, вселяется в мужа героини. Буквально на следующий день она обнаруживает странность в поведении мужа – из любящего и чуткого он резко превращается в грубоватого и злобного мужлана. Хуже того – в комнатах особняка вдруг начинает пробуждаться некая странная сила – призраки прошлого дают о себе знать и предостерегают героиню об опасностях. Невольно Эдриан начинает интересоваться историей прошлых обитателей замка и узнаёт о том, чего не встретишь даже в самых классических книгах ужасов.

Phantasmagoria

Ближе к середине прохождения сценаристы открывают перед нами второй сюжет – предысторию основных событий. Его главным героем стал фокусник-иллюзионист Золтан Карноваш, который, желая постичь неизведанное и стать настоящим магом, невольно вселил в себя злого духа и в одночасье превратился в натурального маньяка. Убив дочь и первую жену, демон-Карноваш повторно женился несколько раз, и каждый раз отправлял жён в мир иной самым изощрённым и чудовищным способом. Впрочем, так было недолго, пока пятая жена фокусника не поняла, что к чему и вместе с любовником не совершила на него покушение. А что было дальше – большой и жирный спойлер.

Игровой процесс «Фантасмагории» был типичным для представителей жанра «квест». Левой кнопкой мыши игрок указывал героине, куда идти или что взять/посмотреть. Все собранные по ходу вещи складывались в инвентарь, откуда потом извлекались тогда, когда надо. Интересно то, что имея квестовую основу, само прохождение редко когда заставляло по-настоящему напрягать мозг. Нет, это не значит, что загадок нет. Они есть, но их мало. Просто большую часть времени занимает сбор и применение предметов. Если при первом прохождении это ещё может вызвать какие-то затруднения, то повторное уже превратит игру в просмотр старого ужастика. Впрочем, если у игрока возникали трудности, он всегда мог призвать на помощь «помощника» в виде иконки Черепа на панели интерфейса.

Впрочем, соль «Phantasmagoria» даже не в этом, а в её кинематографичности. Куда ни ткни, игрока встречал очередной видеоролик. Будь то болтовня или какие-то действия, всё это занимало примерно семьдесят процентов прохождения, а из них примерно сорок были важны для понимания сюжета. Но стоит заметить, что смотреть надо всё, потому что, во-первых, это очень увлекательно, а во-вторых, позволит как можно глубже погрузиться в игру и стать её неотъемлемой частью.

Phantasmagoria

Если же говорить о месте действия, то одним особняком дело не ограничится (хотя большую часть времени вы проведёте именно там). Здесь есть и пристройки (сарай, оранжерея), и близлежащий городок cо странным названием Нипавомсетт с его магазинами, ломбардами и адвокатской конторой. Все их можно посетить не только по сюжету, но и просто так, и поболтать с теми, с кем позволяет игра.

Ранее упоминалось, что Роберта сама по себе маньячка и феминистка, что и вылилось в происходящее. Правда это или нет, но факт есть факт – что для 1995 года, что для нынешнего времени, «Phantasmagoria» славится изощрёнными сценами жестоких смертей. Чего стоят убийства Карноваша – одну жену он до смерти закормил тухлыми потрохами, другую посадил в причудливое устройство и свернул шею на 180 градусов, третьей вонзил разбитую бутылку в глаз и т.д. Или, например, вариации смерти Эдриан в последней главе, от которых до сих пор кровь стынет в жилах. Причём при низком уровне графики эти сцены выглядят донельзя натуралистичными.

Phantasmagoria

Дальше лучше – в конце третьей главы игрока встречала сцена натурального (условно, конечно) изнасилования главной героини! После такого представители цензурного комитета и обычные игроки едва ли не приступы ловили. Впрочем, первым Роберта доходчиво объяснила, что эта сцена нужна для того, чтобы у игрока больше не осталось сомнений в том, что прежнего Дона больше нет, и что ситуация принимает более пугающий поворот. Тем не менее, это привело к запрету «Фантасмагории» в нескольких странах.

Как бы то ни было, это не отменяет того факта, что в игре царит невероятная атмосфера. Это смесь причудливой и пугающей мистики с настоящим животным ужасом. Отдельного упоминания стоят великолепные декорации особняка в духе тех самых заброшенных замков 18 века, что привносит свои краски в окружающую обстановку. Уникальность всего заключается в старом, как мир, правиле: постепенном погружении играющего в хаос. И действительно – первая глава проходит в довольно милой и уютной обстановке (хотя пустынные огромные комнаты особняка заставляют понервничать), в то время как в седьмой царит настоящий кошмар. Остаётся прибавить к этому уникальный саундтрек, состоящий из духовных пений на латинском языке.

Phantasmagoria

Прошло ни много ни мало 23 года, а «Phantasmagoria» по-прежнему остаётся примером настоящего пугающего квеста, грамотно соблюдающего все традиции жанра. К тому же, выпущенная во времена расцвета «FMV-игр», она дала толчок в развитии этого направления, вследствие чего миру были представлены аналогичные квесты в жанре хоррор, стоящие отдельного внимания. Например, «Ripper» (с известным актёром Кристофером Уокеном), «Harvester», «X-files Game» и т.д. Но к концу 90-х технология устарела, и ей на смену пришли трёхмерные изображения, настолько актуальные, что их используют и по сей день.

А что касается «Phantasmagoria», то её успех закрепил славу Роберты Уильямс и компании «Sierra On-Line» настолько, что спустя год мир увидел продолжение, но созданное уже без участия Уильямс – «Phantasmagoria: The Puzzle of Flesh». Кроме названия она никак не связана с первой частью и даже выполнена в манере малобюджетного Sy-Fy с психологическим подтекстом. Но это уже отдельная история.

Phantasmagoria

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх