Аромат дамы в черном / Il profumo della signora in nero
Италия, 1974
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссер: Франческо Барилли
Сценарий: Франческо Барилли, Массимо Д’Авак
В ролях: Мимзи Фармер, Маурицио Бонулья, Марио Скачча, Джо Дженкинс, Нике Арриги, Лара Вендел, Алека Пайзи, Рената Дзаменго, Уго Карбони, Роберта Кадрингер
Похожие фильмы:
- «Пансион страха» (1977)
- «Кто видел ее смерть?» (1972)
- «Ребенок Розмари» (1968)
- «Девушка, которая слишком много знала» (1963)
Имя Франческо Барилли мы не увидим в путеводителе по классическому джалло, но свою изысканную и пугающую лепту в жанр он внес. Написанный им в 1972 году сценарий к фильму «Человек с глубокой реки» (режиссер Умберто Ленци) открыл каннибализм как жанр для кинематографа. В 1974 году, дебютировав в качестве режиссера, Барилли реализовал тягу к человеческой плоти в «Аромате дамы в черном».
Это почти классический джалло, но у него есть некоторые нетипичные черты: убийцы как такового нет, нет и никакого расследования творящихся преступлений. Фильм полон намеков на темные тайны прошлого. Но какие тайны могут быть у очаровательной блондинки? Это зрителю предстоит узнать ближе к концу мистерии. А пока она томится тревожным присутствием незнакомцев в тени лестниц. Угнетающая тишина и пустота олицетворяют ее безумие.
В начале фильма мы видим яркие изысканные интерьеры в доме главной героини – тут сказывается происхождение режиссера из семьи художников. Барилли «пишет» интерьеры при помощи базовых цветов спектра: синего, желтого и красного. Но по мере вхождения героини в темный туннель безумия эти яркие цвета гаснут. Современники режиссера обвиняли его в том, что он выплеснул на экран все фрейдистские комплексы. Действительно, в фильме отражены эдипов комплекс, комплекс Электры, и все это замешено на размножении личности, шизофрении и коллективном умопомешательстве.
«Аромат дамы в черном» стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы полюбоваться тонко разыгранной драмой. Успешная молодая современная женщина Сильвия Экерман работает в химической промышленности и живет в шикарной квартире – такой мы встречаем героиню в начале фильма. При этом в ее личности присутствуют все элементы, необходимые для того, чтобы свести ее с ума в короткие сроки: темная тайна прошлого, связанная со смертью матери, детская сексуальная травма, нежелание расставаться с погибшим отцом, а главное – расставаться с собственной детскостью, будь то куколка в сумке или чтение на ночь «Алисы в Стране чудес». Поэтому пугающий рассказ знакомых на вечеринке о черной магии, сектах и жертвоприношениях, проникающих с африканского континента в европейские страны, лег на благодатную почву. Или же бокальчик выпитого зелья, а может, и тайные заклинания, примененные к героине, заставили ее выпасть из реальности, которой она, очевидно, и не принадлежит вовсе?..
Режиссер демонстрирует три вида безумия: психическое, вызванное травмой, безумие сектантов, которые не считают себя ненормальными, и безумие, в которое втягивается зритель – снисходительный к наивности героини, не замечающей заговора, он тоже быстро перестает отличать действительность от иллюзий.
И вот наконец приходит она – маленькая, светловолосая, в белом платье, совсем не похожая на ту, что должна источать аромат смерти. Возвращается прежняя Сильвия, которую мы не знали, которая могла хрупкими детскими ручонками столкнуть мать с крыши и вонзить ножницы в щеку сексуального обидчика. Героиня «принимает» девочку постепенно, и фантазии ее становятся все более агрессивными и безрассудными, что неминуемо приводит к финалу. Происходит вымещение всего, что Сильвия Экерман в себе ненавидела – взрослой рациональности, постыдной сексуальности. Это ее мотивы, индивидуальность ее помешательства. А для сектантов она просто сошла с ума их стараниями, и неважно, какие глубинные основания у нее были. Тело спрыгнуло с крыши – кушать подано, господа!
Комментариев: 0 RSS