Зона ужаса

Несмотря на место эротики в культуре, найдется не так уж много музыкантов, сделавших тему секса основой своего творчества. Легче найти компанию сатанистов (что бы под этим ни подразумевалось), чем аудио-эротомана. Причин может быть много - от все еще живой, невзирая на все моральные послабления нового времени, стыдливости и конформизма, до, наоборот, нежелания загонять себя в подобные рамки.

 

Hecate

Как бы то ни было, артист, пожелавший стать исследователем человеческой сексуальности, всегда будет привлекать особое внимание, вызывая восторги одних, ненависть и страх других, презрение третьих. Нам бы хотелось рассказать о некоторых из таких творцов. Кто-то из них годами служит на музыкально-эротическом фронте и даже не думает стареть и остепеняться, кто-то лишь время от времени заходит на чувственную территорию. И, конечно же, мы не станем тревожить поп-идолов с их сладкими песнями о бесконечной любви. Вместо этого предлагаем поднять занавес благопристойности и заглянуть в музыкальное подполье, где скрывается все самое интересное. Бездны порока и маргинальных удовольствий, захватывающие извращения и девиации от садомазохизма до некрофилии. Добро пожаловать в пространства темных страстей.

 

DIE FORM

 Die Form

В это трудно поверить, учитывая провокативность творчества Die Form, но музыкант и фотограф Филипп Фишо основал свой электронный проект еще в конце 70-х, и уже тогда шокировал и восхищал публику звуковыми извращениями и перформансами на тему садомазохизма и смерти. Эротоман, фетишист, певец жестоких машин, утонченный эстет, как подобает истинному французу, Фишо предстает человеком, очарованным насилием и смертью, он исследует человеческие страхи и страсти, пропуская их через эротические образы своих фантазий. Женщины, затянутые в латекс, наручники, плетки, жуткие механизмы, медицинское насилие, опыты над животными, мертвые тела и порождения хтонических сил - таков мир Die Form, явленный в синтезе музыки, фотографии и видео-инсталляций.

В 80-х звучание Die Form варьировалось от ритмичной электроники с заходами порой чуть ли не в область поп-музыки до более экспериментальных и шумовых работ. Переломным моментом становится выход в 1990 году коммерчески успешного альбома "Corpus Delicti", в общем-то окончательно и сформировавшего стиль коллектива. Прежде всего, это первая запись с участием Элиан П., почти не представленной на альбоме, но впоследствии ставшей полноценным участником группы. Ее классический оперный вокал, восхитительно сочетающий в себе инфантильность и зрелую чувственность, и по сей день украшает релизы Die Form. И это четко очерченная ритмичная электроника с привкусом технофетишизма, жестким битом, искаженными звуками и роботизированными декламациями Фишо.

 Die Form

Несмотря на долгую историю, Die Form продолжает экспериментировать в рамках найденного стиля на каждом из своих релизов. Порой это уклон в спокойный неоклассический darkwave, порой клубное танцевальное звучание или более индустриальный и жесткий окрас. Иногда Die Form напоминает более мелодичный Skinny Puppy, иногда, как это, возможно, ни странно - Kraftwerk. Человек-машина с перегоревшими от неконтролируемого возбуждения схемами. Сторонние же проекты Фишо могут удивить коллаборациями с классиком минимал-электро Klinik и мастером нойз-эмбиента японцем Aube. 

 

ORDO EQUILIBRIO

 ORDO EQUILIBRIO

Томас Петтерсон начинал музыкальную жизнь в дарк-эмбиент дуэте Archon Satani, вдохновленном мрачными философскими и оккультными идеями Алистера Кроули и Ла Вея. Сразу после распада коллектива, Петтерсон вместе со своей подругой Челси Крук создают Ordo Equilibrio - Орден Равновесия. Проект, балансирующий между темным эмбиентом и апокалиптическим фолком, мужским и женским, мраком и светом, христианством и богохульными оккультными идеями, чистотой и по сей день неотделимой от творчества Петтерсона эротической фетиш-эстетикой. Полная мистической торжественности музыка, в которой потусторонние шумы сменяются бренчанием акустической гитары и холодными отстраненными декламациями под martial-ритмы рисуют в воображении то совершаемые в катакомбах обряды, то кельи, где кровь дарит порочные сексуальные удовольствия. Надо сказать, что хотя Ordo Equilibrio многие слушатели воспринимают как весьма темную музыку, Петтерсон отказывается от однобоких оценок, уверяя, что в его творчестве в равной пропорции можно найти как темное, так и светлое.

После выхода на Cold Meat Industry трех альбомов, из проекта уходит Челси Крук, уступая дорогу Роз-Мари Ларсен. Желая перевернуть эту страницу своей жизни, Петтерсон меняет название на Ordo Rosarius Equilibrio, одновременно намекая как на имя новой участницы, так и на символику розы. Меняется и звучание проекта - теперь это апокалиптический фолк, лишенный эмбиент-составляющей, более светлые лиричные песни, обрамленные партиями живых инструментов и пафосными martial-вставками. Но никуда не исчезают философские и мистические отсылки, декадентская меланхолия и чарующая атмосфера порока. Петтерсон украшает буклеты дисков провокационными эротическими фотографиями, а в живых выступлениях ORE используют элементы фетиш- и БДСМ-эстетик.

 ORDO EQUILIBRIO

В конце нулевых, после двадцати лет сотрудничества, ORE меняет Cold Meat Indistry на Out of Line, переживая новое рождение. Музыка приобретает электронные нотки, но, несмотря на эксцентричные сравнения Петтерсона себя с электро-готами Blutengel, разница с предыдущими работами на самом деле не столь огромна и вряд ли способна оттолкнуть давних поклонников. На сегодняшний день ORE остается активным музыкальным коллективом, а Петтерсон помимо всего прочего участвует в совместных проектах с коллегами по чувственному неофолку Spiritual Front и мартиал-деятелем TRIARII.

 

UMBRA ET IMAGO

Мануэль Мунц, более известный по нескромному псевдониму Моцарт, основал Umbra et Imago в 1991 году как эстетический проводник фрейдистских идей о главенствующей роли сексуальной энергии в жизни человека. Положа руку на сердце, музыкально группа поначалу не явила миру ничего выдающегося - депрессивное минималистское звучание коллектива вполне укладывалось в рамки оформившейся к тому времени немецкой darkwave-сцены, сильно уступая в выразительности грандам вроде Goethes Erben, Endraum или Das Ich. Что сразу выделило коллектив - это явная сексуальная тематика творчества и соответствующие откровенные шоу на сцене. Садомазохистские устремления музыкантов не всегда находили понимание, доходило даже до запрета выступлений (и это в Германии!), что только подогревало интерес публики. Настоящий же успех был впереди.

 UMBRA ET IMAGO

В 1995 году из-за творческих разногласий из группы уходят все участники кроме Моцарта, набирается новый состав, а музыка дрейфует в сторону готического метала. Поначалу не очень внятного (если не сказать скучного), но набирающего силу с каждым новым альбомом. Включив "Machina Mundi", "Mea Culpa" или "Dunkle Energie" вы услышите яркий хитовый готик-метал, обильно сдобренный электроникой. Воистину, к концу 90-х, группа смогла доказать, что способна привлекать внимание не только скандальными выступлениями, ее популярность перешагнула границы сначала Германии, а затем и Европы.

Что касается шоу, то каждый концерт Umbra et Imago - это гастроли дьявольского театра. Полуобнаженные женщины, огонь, эротические сцены, по откровенности граничащие с порнографией, прóклятые слушатели в черном, с вожделением и восторгом внимающие своим кумирам. Возможно, пытаясь избавиться от репутации расчетливого провокатора, эксплуатирующего фантазии публики, Моцарт в каждом интервью подчеркивает, что творчество неотделимо от его жизни, в которой он сам следует своим проповедям. Любопытно, что в своем родном городе он любит выступать в садомазохистском клубе и посещать соответствующие вечеринки, а девушек для шоу набирает из личного окружения музыкантов, с которыми тех связывают многолетние, в том числе сексуальные отношения.

 

HECATE и NYMPHOMATRIARCH

 Hecate

Рейчел Козак пишет электронную музыку с середине 90-х годов прошлого века. Пройдя через разочарованность в техно-сцене тех лет, и открыв для себя Throbbing Gristle и SPK, Козак пришла к экспериментальному, замешанному на брейккоре, звучанию своего основного проекта Hecate. Она не любит вопросов жанровой классификации, называя свои работы чернейшим индастриалом и саундтреками к фильмам ужасов. Черпая вдохновение в путешествиях по миру, литературе, музыке, магии и садомазохизме, Козак записала множество концептуальных альбомов, из которых наиболее прямо тему секса затрагивает лонгплей 2003-го года "The Magick Of Female Ejaculation". Рисунок на обложке, изображающий кунилингус, шрифт в стиле "мы подписали свой диск от руки, нам плевать" могли бы скрывать хипповую порноутопию, но слушатель не получит ни единого шанса. Шумы, жесткие брейккоровые ритмы, голосовые семплы и навевающие мрачные мысли клавиши - такова музыка альбома. Чарли Мэнсон, отсылки к де Cаду и названия треков вроде "Necrosadistic" и "Seven Daggers" - если этот диск и рисует картину оргазма, то это оргазм богини смерти, изливающей в мир потоки страдания и боли.

Проект Козак и брейккор-иконы Аарона Фанка (Venetian Snares) Nymphomatriarch еще глубже погружает в тему человеческой физиологии. Единственный альбом дуэта собран из звуков их совместных занятий сексом, записанных во время мирового турне музыкантов. Сюрреалистические эмбиент-пассажи сменяются хрустящими брейккор-ритмами, отрывистыми звуками синтетического и живого происхождения, стонами, шлепками, шепотом... Сочетание отстраненности и предельной конкретности звучания рождают ощущение, будто лежишь под слоем воды и сквозь дрему постигаешь кипящую жизнь человеческого муравейника. К слову, сама Козак, несмотря на вполне очерченную концепцию, вполне допускает множественность интерпретаций музыки альбома.

 

SLEEP CHAMBER

Джон Зюизз, живой классик американского индастриала, начинал сочинять музыку в середине 70-х прошлого века, примерно тогда же, когда появились первые индустриальные группы, такие как Throbbing Gristle или Cabaret Voltare. Непростая же история Sleep Chamber начинается в 1981 году. Уже первые концерты коллектива оказались для аудитории чем-то действительно особенным - музыканты стояли на сцене в садомазохистских масках, в клубах дыма от воскуряемых благовоний, на зал накатывали волны монотонной шумовой музыки. Все это создавало впечатление какого-то дьявольского ритуала, и напуганные владельцы местных клубов закрыли перед группой свои двери.

 Sleep Chamber

Настоящий нонконформист лишь черпает силы и вдохновение в сопротивлении общества, и Зюизз любит повторять, что никогда не вписывался в стандарты субкультур и жанров. Концепция Sleep Chamber строится на индивидуальности, магии, сексе и всех вызывающих одержимость сторонах реальности. Причем, сексуальность для Зюизза - это целый чарующий мир. Не только секс, не только половой контакт, но и мечты, фантазии, сама жизнь и опьяняющая поэтическая сила, скрытая в ней. Музыка же проекта варьируется от абстрактных шумовых записей, гипнотических звуковых ритуалов до более ритмичных и близких к традиционному песенному жанру работ.

Начиная с девяностых, частью живых выступлений Sleep Chamber становится постоянно меняющая состав группа девушек-танцовщиц The Barbitchuettes. Садомазохистское шоу на сцене носило во многом импровизационный характер и порой выходило из под контроля, заканчиваясь полным обнажением и всеобщей флагелляцией.

Известность коллектива росла, Зюизз подписывал контракты с лейблами и давал концерты в Европе. Вместе с тем, росли и проблемы - наркозависимость, конфликты и частые смены состава, смерть подруги Зюизза от передозировки героином. На какое-то время Sleep Chamber исчезал из поля зрения публики, но лишь только для того, чтобы в итоге вернуться с новыми силами. На сегодняшний день дискография Sleep Chamber содержит десятки релизов, что не так уж нетипично для индустриальной музыки, а группа остается чуть ли не старейшим в своем жанре действующим коллективом.

В заключении, нам хотелось бы напомнить, что сексуальность способна как дарить вдохновение и радость, так и порабощать человека и становиться объектом контроля со стороны общества. Каждый из героев этой статьи имел те или иные проблемы из-за своих эстетических пристрастий: запреты выступлений, отказы от сотрудничества со стороны музыкальной индустрии, критика и обвинения со стороны СМИ. Всего несколько десятков лет назад они бы имели все шансы оказаться в тюрьме, или, как минимум, прожить скучную банальную жизнь, в которой бы не было места экстазу и творчеству. Сила притяжения подобного искусства - это не только то эстетическое удовольствие, которое оно способна подарить, но и радость освобождения. Разрушение традиций, запретов, комплексов и внутренних стен способно высвобождать огромные количества энергии, подхватывающей человека в головокружительный полет за границы обыденности. Мы призываем читателей не становиться жертвами навязанного ханжества и не бояться рисков. И хочется надеяться, что путешествие через эротическое подземелье доставило вам удовольствие.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх