Зона ужаса

Рука дьявола / Where the Devil Hides

США, 2014

Режисер: Кристиан Е. Кристиансен

Сценарий: Карл Мюллер

В ролях: Алисия Дебнем Кери, Руфус Сьюэлл, Томас МакДонелл, Аделаида Кэйн, Леа Пайпс, Дженнифер Карпентер, Колм Мини

Похожие фильмы:

  • «Смертельное благословение» (1981)
  • «Таинственный лес» (2004)
  • «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005)

В ночь на 6 июня в общине сектантов-амишей рождается шесть девочек. Согласно преданию, в 18 лет одна из них станет «рукой дьявола», провозвестницей появления Сатаны на Земле. И если родители девочек не верят в это пророчество, лидеры общины считают их источником опасности. Перед наступлением 18-летия, девушки начинают погибать одна за другой от рук таинственного убийцы с серпом…

«Рука дьявола» — фильм редкого в наши дни жанра. Религиозный слешер-детектив. Без бухающих и курящих дурь подростков, чего можно было бы ожидать от слэшера. Без сюжетных линий-обманок, чего можно было бы ожидать от детектива. Без надоедливого морализаторства, чего можно было бы ожидать от фильма о религии. Ах да, а еще там нет трясущейся камеры а-ля мокьюментари. «Рука дьявола»? Дайте две!

Начнем с того, что у фильма чрезвычайно выгодный «сеттинг» — среда, в которой происходят события — колония амишей. Даже если вы не часто слышите этот термин, вы наверняка видели их в кино или по телевизору. Аскетичная темная одежда. Широкополые шляпы. Затворничество, неприятие современной цивилизации. Труд в поле. Никакого радио. Никакого Интернета. Никаких чужаков в общине. И браки — только между «своими». Что в комбинации с запретом контрацепции и низкой смертности приводит к быстрому росту населения амишей — вместе с наследственными генетическими заболеваниями. В общем, обстановка, можно сказать, необычная — хоть садись и пиши триллеры. И таки писали. Навскидку вспоминается «Свидетель» с Харрисоном Фордом, герой которого пытался защитить мальчика-амиша, свидетельствовавшего против злодеев. Или вот ранний и жуткий хоррор Уэса Крейвена — «Смертельное благословение»: там сюжет тоже не обошелся без вмешательства демона-инкубуса. И даже если вы просто представите образ одинокого ребенка в широкополой шляпе амишей, то сразу вспомните знаменитую франшизу «Дети кукурузы». Поработал с этой темой и М. Найт Шьямалан — хотя формально жители отрезанной от цивилизации деревни в «Таинственном лесу» не амишы, их мотивы у них примерно те же — отгородиться от «скверны» цивилизации. Чем там дело кончилось, вы, наверное, помните.

Итак, амиши, мрачное пророчество, шестеро рожениц, суровые мужчины с серпами на входе. От такого сюжета можно было ожидать исключительно мистической направленности (вроде «Омена», из которого в фильме есть как минимум одна прямая цитата — сцена с повешением на глазах у публики), но вместо этого фильм «прыгает» на 17 с лишним лет вперед, чтобы показать нам, как девушки (оставшиеся к тому времени в живых) тревожно готовятся к своему празднику: 6+6+6-летию… И вот тут фильм делает неожиданный жанровый поворот, превращаясь в довольно качественный слэшер.

Признаться, уже трудно вспомнить слэшер, не входящий в «пятнично-тринадцатую» франшизу и не являющийся снятой за три копейки низкопробщиной, который добрался бы до наших кинотеатров и произвел положительное впечатление — разве что недавний «Никто не выжил», но там действие было сконцентрировано в одном доме. В «Руке дьявола» масштаб шире — тут и глухой лес, и заброшенные колодцы, и скрипучие сараи и даже, простите, деревенский туалет — с щелями вполне достаточными, чтобы просунуть туда лезвие серпа. Убийца ловок, неуловим, а подозрение продуманно переходит с одного героя на другого. К сожалению, полноценного детектива не получилось — стараясь обходиться без спойлеров, отметим лишь, что если отвлечься в середине фильма буквально на одну минуту, вы после разгадки можете недоумевать — что это было? А ведь в хорошем детективе убийца (или убийцы — не будем забывать о традиции «Крика») почти все время находится на виду, но делает вид, что он ни при чем.

Но не стоит грустить о слабом детективе, потому что буквально за десять минут до конца фильм делает еще один сюжетный поворот, который заставляет забыть о детективной подоплеке. Неплохо для ужастика, мелькнувшего и бесследно сгинувшего в российском прокате.

Стоит упомянуть, что, несмотря на то, что сюжет (и большинство убийств) затрагивают группу «избранных» девушек, самыми яркими героями фильма становятся второстепенные персонажи. Начнем с Руфуса Сьюэлла, которому не привыкать играть как загнанных в угол героев («Темный город»), так и отъявленных негодяев («История рыцаря», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров»). В большие звезды актеру выбиться не удалось, но «второй план» он держит хорошо. В «Руке дьявола» он исполнил роль отца главной героини, который, хотя и является послушным амишем, не может допустить, чтобы старейшины убили его дочь из-за дурацкого поверия.

Главным сюрпризом кастинга «Руки дьявола» стала Дженнифер Карпентер. Казалось бы, совсем недавно Дженнифер играла «девушек в опасности» («Декстер», «Карантин», «Шесть демонов Эмили Роуз»), а тут внезапно мы видим ее в роли матери — и даже больше — в роли суровой мачехи, затянутой в глухой корсет, с жестким сосредоточенным взглядом, ставящую интересы общины и приказы старейшин выше интересов семьи. Едва ли хочется часто видеть Дженнифер Карпентер в таких ролях — все-таки роли хохотушек и матершинниц идут ей куда больше — но стоит признать, что в таком образе она тоже выглядит очень убедительно и интригующе.

Самая же интересная роль в фильме досталась Колму Мини — еще одному «ветерану второго плана», которого можно найти и в «Крепком орешке 2», и в «Воздушной тюрьме», и в «Законопослушном гражданине». Несмотря на добродушную внешность, роль жестокого лидера общины, верящего в пророчество, удалась ему на все 100 %! При этом трудно сразу определить, что же это за персонаж — религиозный фанатик или богобоязненный пастырь. Ближе к финалу фильма зрителю его герой открывается зрителю с самой мерзкой стороны… все равно оставляя открытым вопрос — он ли «убийца с серпом»?

Возвращаясь к главным героиням, трудно выделить кого-то одного. Главная роль досталась Алисии Дебнам Кари, в прошлом году отметившейся также в фильме-катастрофе «Навстречу шторму». Ее партнершам тоже есть чем похвалиться на ниве хоррора: Аделаида Кейн снялась в «Судной ночи», а Лия Пайпс издавала «Крик в общаге». Но переплюнуть своих «второплановых» коллег им не удалось.

Подводя итоги, стоит признать, что у режиссера с говорящим именем Кристиан Е. Кристиансен (почти «христианский христианин») получился отличный интригующий ужастик. В нем нет теологической дилеммы, как в «Шести демонах Эмили Роуз» (там, напомним, вопрос о присутствии демона в героине Карпентер так и остается открытым), как нет и мистического ужаса «Таинственного леса». Но свою задачу напугать зрителя, увлечь его персонажами и выдать на гора неожиданную концовку он выполняет отлично. Потому что свист серпа на кукурузном поле все еще работает. Даже после восьми «Детей кукурузы».

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх