ФОБИЯ

Рука дьявола / Where the Devil Hides

США, 2014

Режисер: Кристиан Е. Кристиансен

Сценарий: Карл Мюллер

В ролях: Алисия Дебнем Кери, Руфус Сьюэлл, Томас МакДонелл, Аделаида Кэйн, Леа Пайпс, Дженнифер Карпентер, Колм Мини

Похожие фильмы:

  • «Смертельное благословение» (1981)
  • «Таинственный лес» (2004)
  • «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005)

В ночь на 6 июня в общине сектантов-амишей рождается шесть девочек. Согласно преданию, в 18 лет одна из них станет «рукой дьявола», провозвестницей появления Сатаны на Земле. И если родители девочек не верят в это пророчество, лидеры общины считают их источником опасности. Перед наступлением 18-летия, девушки начинают погибать одна за другой от рук таинственного убийцы с серпом…

«Рука дьявола» — фильм редкого в наши дни жанра. Религиозный слешер-детектив. Без бухающих и курящих дурь подростков, чего можно было бы ожидать от слэшера. Без сюжетных линий-обманок, чего можно было бы ожидать от детектива. Без надоедливого морализаторства, чего можно было бы ожидать от фильма о религии. Ах да, а еще там нет трясущейся камеры а-ля мокьюментари. «Рука дьявола»? Дайте две!

Начнем с того, что у фильма чрезвычайно выгодный «сеттинг» — среда, в которой происходят события — колония амишей. Даже если вы не часто слышите этот термин, вы наверняка видели их в кино или по телевизору. Аскетичная темная одежда. Широкополые шляпы. Затворничество, неприятие современной цивилизации. Труд в поле. Никакого радио. Никакого Интернета. Никаких чужаков в общине. И браки — только между «своими». Что в комбинации с запретом контрацепции и низкой смертности приводит к быстрому росту населения амишей — вместе с наследственными генетическими заболеваниями. В общем, обстановка, можно сказать, необычная — хоть садись и пиши триллеры. И таки писали. Навскидку вспоминается «Свидетель» с Харрисоном Фордом, герой которого пытался защитить мальчика-амиша, свидетельствовавшего против злодеев. Или вот ранний и жуткий хоррор Уэса Крейвена — «Смертельное благословение»: там сюжет тоже не обошелся без вмешательства демона-инкубуса. И даже если вы просто представите образ одинокого ребенка в широкополой шляпе амишей, то сразу вспомните знаменитую франшизу «Дети кукурузы». Поработал с этой темой и М. Найт Шьямалан — хотя формально жители отрезанной от цивилизации деревни в «Таинственном лесу» не амишы, их мотивы у них примерно те же — отгородиться от «скверны» цивилизации. Чем там дело кончилось, вы, наверное, помните.

Итак, амиши, мрачное пророчество, шестеро рожениц, суровые мужчины с серпами на входе. От такого сюжета можно было ожидать исключительно мистической направленности (вроде «Омена», из которого в фильме есть как минимум одна прямая цитата — сцена с повешением на глазах у публики), но вместо этого фильм «прыгает» на 17 с лишним лет вперед, чтобы показать нам, как девушки (оставшиеся к тому времени в живых) тревожно готовятся к своему празднику: 6+6+6-летию… И вот тут фильм делает неожиданный жанровый поворот, превращаясь в довольно качественный слэшер.

Признаться, уже трудно вспомнить слэшер, не входящий в «пятнично-тринадцатую» франшизу и не являющийся снятой за три копейки низкопробщиной, который добрался бы до наших кинотеатров и произвел положительное впечатление — разве что недавний «Никто не выжил», но там действие было сконцентрировано в одном доме. В «Руке дьявола» масштаб шире — тут и глухой лес, и заброшенные колодцы, и скрипучие сараи и даже, простите, деревенский туалет — с щелями вполне достаточными, чтобы просунуть туда лезвие серпа. Убийца ловок, неуловим, а подозрение продуманно переходит с одного героя на другого. К сожалению, полноценного детектива не получилось — стараясь обходиться без спойлеров, отметим лишь, что если отвлечься в середине фильма буквально на одну минуту, вы после разгадки можете недоумевать — что это было? А ведь в хорошем детективе убийца (или убийцы — не будем забывать о традиции «Крика») почти все время находится на виду, но делает вид, что он ни при чем.

Но не стоит грустить о слабом детективе, потому что буквально за десять минут до конца фильм делает еще один сюжетный поворот, который заставляет забыть о детективной подоплеке. Неплохо для ужастика, мелькнувшего и бесследно сгинувшего в российском прокате.

Стоит упомянуть, что, несмотря на то, что сюжет (и большинство убийств) затрагивают группу «избранных» девушек, самыми яркими героями фильма становятся второстепенные персонажи. Начнем с Руфуса Сьюэлла, которому не привыкать играть как загнанных в угол героев («Темный город»), так и отъявленных негодяев («История рыцаря», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров»). В большие звезды актеру выбиться не удалось, но «второй план» он держит хорошо. В «Руке дьявола» он исполнил роль отца главной героини, который, хотя и является послушным амишем, не может допустить, чтобы старейшины убили его дочь из-за дурацкого поверия.

Главным сюрпризом кастинга «Руки дьявола» стала Дженнифер Карпентер. Казалось бы, совсем недавно Дженнифер играла «девушек в опасности» («Декстер», «Карантин», «Шесть демонов Эмили Роуз»), а тут внезапно мы видим ее в роли матери — и даже больше — в роли суровой мачехи, затянутой в глухой корсет, с жестким сосредоточенным взглядом, ставящую интересы общины и приказы старейшин выше интересов семьи. Едва ли хочется часто видеть Дженнифер Карпентер в таких ролях — все-таки роли хохотушек и матершинниц идут ей куда больше — но стоит признать, что в таком образе она тоже выглядит очень убедительно и интригующе.

Самая же интересная роль в фильме досталась Колму Мини — еще одному «ветерану второго плана», которого можно найти и в «Крепком орешке 2», и в «Воздушной тюрьме», и в «Законопослушном гражданине». Несмотря на добродушную внешность, роль жестокого лидера общины, верящего в пророчество, удалась ему на все 100 %! При этом трудно сразу определить, что же это за персонаж — религиозный фанатик или богобоязненный пастырь. Ближе к финалу фильма зрителю его герой открывается зрителю с самой мерзкой стороны… все равно оставляя открытым вопрос — он ли «убийца с серпом»?

Возвращаясь к главным героиням, трудно выделить кого-то одного. Главная роль досталась Алисии Дебнам Кари, в прошлом году отметившейся также в фильме-катастрофе «Навстречу шторму». Ее партнершам тоже есть чем похвалиться на ниве хоррора: Аделаида Кейн снялась в «Судной ночи», а Лия Пайпс издавала «Крик в общаге». Но переплюнуть своих «второплановых» коллег им не удалось.

Подводя итоги, стоит признать, что у режиссера с говорящим именем Кристиан Е. Кристиансен (почти «христианский христианин») получился отличный интригующий ужастик. В нем нет теологической дилеммы, как в «Шести демонах Эмили Роуз» (там, напомним, вопрос о присутствии демона в героине Карпентер так и остается открытым), как нет и мистического ужаса «Таинственного леса». Но свою задачу напугать зрителя, увлечь его персонажами и выдать на гора неожиданную концовку он выполняет отлично. Потому что свист серпа на кукурузном поле все еще работает. Даже после восьми «Детей кукурузы».

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх