ХРАНИЛИЩЕ

Правосудие Декстера / Dexter

CША, 2006 (6 сезонов)

Жанр: триллер, детектив, драма

Режиссеры: Джон Дал, Роберт Либерман, Ник Гомез и другие

Сценаристы: Джефф Линдсэй, Дэниэл Церон, Мэнни Кото, и другие

В ролях: Майкл С. Холл, Дженнифер Карпентер, Лорен Велес, Дэвид Зайас, Джеймс Римар, К.С. Ли, Десмонд Харрингтон и другие

Похожие проекты: «Тринадцать ступенек вниз», «Мыслить как преступник», «Менталист»

Я — Декстер. Декстер Морган. Я работаю судмедэкспертом в полиции Майами. Я не понимаю любви, мне безразличен секс, и у меня нет чувств. А еще я серийный убийца.

В 2004 году вышел роман Джеффа Линдсея «Darkly Dreaming Dexter». Книга получила хорошие оценки от критиков, полюбилась публике и даже попала в список номинантов на премию Эдгара Алана По, но впоследствии не вошла в его окончательную редакцию, а в 2005 получила премию Dilys Award. Джефф не заставил поклонников долго ждать и через год выпустил продолжение – «Dearly Devoted Dexter». В то же время его творчеством заинтересовались на канале Showtime, и было принято решение об адаптации первого романа о Декстере для ТВ.

Декстер Морган работает в полиции Майами судебным экспертом, специализируется на анализе следов крови на месте преступления. Уже из этого можно было выстроить если не оригинальный, то вполне смотрибельный детективный сериал, но произведения Линдсея не зря обрели заслуженную популярность, и старая как мир история обретает в «Правосудии Декстера» тёмную оборотную сторону. Главный герой в детстве стал свидетелем жестокого убийства собственной матери, вследствие чего его рассудок повредился, а усыновивший его полицейский Гарри Морган не нашёл лучшего выхода, кроме как направить душевное расстройство пасынка в социально полезное, по его представлениям, русло.

Гарри научил маленького Декстера скрывать от общества свои социопатические наклонности и сублимировать ненависть к человечеству в уничтожение тех людей, которые действительно этого заслуживают. Взрослый Декстер, обладающий в высшей степени высокими детективными способностями и представлениями о морали, чем-то сродни ницшеанским воззрениям на сверхчеловека, становится реальной угрозой для наводнивших Майами убийц, насильников и прочих преступников.

Для идентификации своей скрытой сущности, характеризуемой жаждой убийств и не способностью на нормальную эмоциональную реакцию, Декстер использует термин «тёмный попутчик». Интересно, что «тёмный попутчик» литературного прототипа Декстера, обладает куда большей долей самосознания, нежели его низведённый до нивы терминологии товарищ, и вызывает навязчивые ассоциации со средневековыми представлениями об одержимости и ликантропии, входя в контакт с окружающим миром, помогая главному герою, а порой и вовсе беря происходящее в свои руки. Утрирование «тёмного попутчика» и более очеловеченный характер его владельца – самые принципиальные отличия книжной серии от телесериала.

Первый сезон «Правосудия Декстера» стартовал в октябре 2006 года и стал одним из успешнейших проектов Showtime. Роль Декстера Моргана исполнил Майк Карлайл Холл, получивший за неё «Золотой глобус».

Сюжет первого сезона представляет достаточно точное переложение фабулы «Darkly Dreaming Dexter». В Майами появляется серийный убийца, обладающий специфическим подчерком, заключающимся в полном обескровливании и тщательном расчленении жертв. Декстер становится одержим идеей поймать загадочного маньяка, которого воспринимает в качестве своеобразного «партнёра по игре», а тот в свою очередь отвечает ему взаимностью.

Основной сюжетной линии сопутствуют истории о расследуемых Декстером в частном порядке преступлениях и последующем наказании виновных. В свободное время герой пытается вести нормальную жизнь, поддерживая отношения с травмированной пережитым сексуальным насилием матерью-одиночкой Ритой Беннет, её детьми и своими коллегами по работе. Среди последних выделяются: Дебра Морган - сводная сестра героя и единственный, по его признанию, человек, которого он смог бы полюбить, вносящий толику пошловатого юмора медэксперт Масука, детектив Анхель Батиста, лейтенант, а впоследствии капитан отдела - Мария ЛаГуэрта и Джеймс Доакс, на интуитивном уровне ощущающий тёмную сторону личности Декстера и отказывающийся принять его равноправным членом общества.

Пройдя ряд испытаний, и встав на грани разоблачения, Декстер Морган сталкивается противником, оказывающимся мрачным призраком из его прошлого. Узы, сплетающие двух хищников, вынужденных притворяться обычными людьми, не только добавили интриги для зрителей не знакомых с творчеством Джеффа Линдсея и разочарованных, предшествующим кульминации раскрытием личности маньяка, но и намекнули, что в прошлом Декстера ещё много тайн, способных скрасить будущие сезоны даже в случае слабости основной сюжетной линии.

Всему происходящему сопутствует внутренний монолог Декстера, отражающий его мысли и мнение об окружающем, что соответствует манере, в которой написаны романы Линдсея. «Закадровые костыли» принято ругать, но в «Правосудии Декстера» они не просто выполняют функцию стержня для композиционного построения, но способствуют созданию достоверного психологического портрет героя.

Дебют сериала не остался незамеченным. Он получил две премии «Эмми», высокие оценки критиков, отмечающих его художественные и концептуальные достоинства, и мгновенно подвергся нападкам со стороны Parents Television Council и других общественных организаций, которых напугал сам факт преподнесения серийного убийцы в качестве главного, вызывающего симпатии зрителей, персонажа детективной истории.

Начиная со второго сезона, события сериала стали развиваться независимо от цикла романов Линдсея, имея с ним лишь несколько пересечений, основным из которых стало рождение у Декстера и Риты ребёнка.

Покарав убийцу проституток, Декстер пытается вернуться к прежнему, выверенному темпу жизни. Но события первого сезона посеяли подозрения во всегда не доверявшем ему Доаксе, и тот начинает вести наблюдение за героем. Кроме того, одно из ключевых правил Декстера - «Все трупу должны исчезнуть так, чтобы их никто не нашёл» даёт сбой, и полиция Майами открывает новое дело, стремясь вычислить таинственного маньяка. В город приезжает агент ФБР, специализирующийся на поимке серийных убийц, а Дебра перебирается к Декстеру, уменьшая его жизненное пространство, в котором он так нуждается. На фоне этих событий главный герой понимает, что потерял способность убивать. Что-то внутри него сломалось и теперь ему предстоит вернуть утраченную индивидуальность и не раскрыть себя перед окружающими.

Особенность второго сезона – отсутствие чётко выраженного антагониста, противостояние с которым занимало ключевую позицию в первом и является неотъемлемым элементом всех романов о Декстере Моргане. Вместо этого, герой попадает в окружение хитрых, но лишённых демонической загадочности противников. Среди которых, не менее больная, чем сам Декстер, англичанка Лайла, вбившаяся клином в его отношения с Ритой и едва не покончившая с ним. Так же, приоткрылась история отношений Декстера и его приёмного отца и наставника – Гарри Моргана.

На момент показа третьего сезона, Майкл Холл и Дженнифер Карпентер, исполнительница роли Дебры Морган, поженились, но, через два года, в 2010 году, их брак распался и остаётся только порадоваться, что это событие не повлияло на перестановки в актёрском составе. По иронии судьбы, последний, на данный момент, завершившийся шестой сезон, вышедший осенью 2011 года, создал предпосылки для выхода отношений Декстера и Дебры за рамки братских и сестринских.

Декстер заводит опасную дружбу с окружным прокурором Мигелем Прадо, становящимся его последователем и напарником. Тем временем, город потрясает череда убийств, у всех жертв которых были удалены участки кожи и которые, так или иначе, были причастны к расследованию одного преступления. Деброй интересуется Отдел Внутренних Дел, принуждая её к шпионажу за новым сотрудником убойного отдела, по имени Джозеф Квинн.

Главному герою предстоит вычислить серийного убийцу, а так же свыкнутся с мыслью о будущем отцовстве, стараясь сохранить доверие беременной от него Риты. Всплывут и старые тайны, и не все их них будут касаться Декстера, раскрывая прошлое других персонажей.

Обычная структура внутреннего монолога и флешбеков, раскрывающая внутренний мир героя в первом и втором сезоне, в третьем претерпевает изменения. Флешбеки упраздняются, а монологу становится свойственно периодически перерастать в разговор героя с давно умершим отчимом. Очевидная причина такой метаморфозы – потрясение, пережитое Декстером от осознания причастности к гибели наставника. Диалоги Декстера и Гарри носят характер галлюцинаций и детской привычки общения с воображаемыми другом. Это одновременно подчёркивает как велико влияние, оказанное на героя его опекуном, и напоминает о том, что Декстер Морган – не просто повёрнутый на высшей мере наказания блюститель правопорядка, но самый настоящий псих, и позволяет подозревать наличие у него некой формы шизофрении, следствием которой, вполне вероятно, является его тяга убивать.

В четвёртом сезоне рассказывается о возвращении в Майами убийцы по прозвищу «Троица», исповедующего особый ритуал убийства, что роднит его с Декстером. Матёрый маньяк-семьянин на какое-то время становится для Декстера примером для подражания, а душевное равновесие главного героя переживёт сильнейшее потрясение из-за убийства невинного человека и потери супруги.

Становится ощутимым влияние идеи вечного возвращения, что подчёркивает важность философии Фридриха Ницше для концептуального пространства «Правосудия Декстера». Цикличность – основа поведения «Троицы», складской контейнер, вроде того, где была убита мать Декстера, становится местом хранения орудий убийства и совершения ритуала. Кульминацией вечного возвращения станет убийство Риты на глазах сына Декстера, обречённого пережить ту же травму, что и его отец.

История о «Троице», по мнению ряда критиков и зрительской аудитории, вывела «Правосудие Декстера» на новый качественный уровень и к грядущему продолжению относились с изрядной долей скептицизма, предрекая не способность его создателей перепрыгнуть поставленную ими же планку.

В пятом сезоне, раздавленным потерей Риты Декстером, происходит поиск и обретение катарсиса. Он вновь убеждается в правильности выбранного пути с помощью Лумен Пирс, которой помогает отомстить бывшим обидчикам. Становящиеся все более интимными, их отношения обрываются, но Лумен успевает не только помочь Декстеру, но и указать на важное отличие между ними. После смерти насильников, её жажда крови утихает, и она больше не видит необходимости убивать. Убийства для Декстера наоборот являются самоцелью, и как бы он не пытался отыскать их мотивацию в абстрактной идее очистки общества от отбросов, он не способен завязать с ними потому, что не способен существовать без своего «тёмного попутчика».

Шестой сезон ознаменовался появлением самого колоритного и изощрённого маньяка вселенной сериала – «убийцы Судного дня». Иллюстрирующие сцены Апокалипсиса убийства и ряд новых знакомств, пробуждают в Декстере интерес к религии. Он начинает задумываться о существовании Бога и в разное время его отношение к нему, как и к самой возможности его существования, варьируется. В завершении, Дебра, начинающая понимать, что испытывает к брату чувства, выходящие за рамки родственных, становится свидетельницей того, как он совершает убийство.

Внутренняя борьба и противоречия в душе Декстера, находят внешнее отражение в становлении его брата, на время смещающего Гарри Моргана, в качестве его партнёра для внутреннего диалога. Если призрака Гарри можно считать кино-интерпретацией «тёмного попутчика» из книг Джеффри Линдсея лишь с некоторой натяжкой, то фантом Брайана Мозера приближается к нему несравнимо ближе. Он не только старается пробудить самые потаённые звериные инстинкты и желания Декстера, но и проявляет удивительную способность к взаимодействию с реальным миром, о которой воображаемому Моргану нельзя и мечтать.

Эпические картины библейского конца света, рисуемые «убийцей Судного дня» накануне очередной инсценировки, принадлежат авторству американского художника Дейва Лебоу.

Также, в шестом сезоне ненавязчиво прорекламировали компьютерную игру «Dexter: The Game», воспроизводящую события первого и вышедшею в 2010 году для IPad, а в 2011 портированную на PC.

Трудно предположить, как в дальнейшем будет развиваться сюжет сериала, но очевидно, что он постепенно делает уклон в сторону осветления и очеловечивания образа Декстера Моргана, чего нельзя сказать об оригинальном персонаже романов Джеффри Линдсея, сохраняющем неспособность к сопереживанию и бескомпромиссный радикализм на протяжении всех шести написанных о нем томов.

Помимо «Правосудия Декстера», существует трёхсерийный мультипликационный WEB мультсериал «Декстер: Пробы пера», представляющий привёл к событиям первого сезона. Сценарий к «Пробам пера» писала Лорен Гассис, работающая над «Декстером» с 2006 года, а дистрибьютором выступил канал «Showtime». Из плюсов WEB мультфильма о Декстере: качественная прорисовка, озвучка, выполненная актёрами из оригинального сериала и попытка пролить свет на то, как происходило становление отшлифованной, ко времени основных событий, технологии мрачного ремесла Декстера. Из минусов: малое количество анимации и ряд расхождений с основной историей.

Персонажей «Правосудия Декстера» можно разделить на три типа. Первый тип – живые декорации, антураж, необходимый Декстеру для соблюдения своей легенды нормального, здорового человека. Второй тип - это люди, с которыми главного героя связывают отношения, порою более сложные, чем он сам готов признать. Третий – преступники, отношение к ним Декстера разнится от презрения до нескрываемого восторга, тогда, когда речь заходит о подлинных гениях кровавого искусства.

Интересна позиция Декстера по отношению к другим маньякам, лучше всего выраженная в его словах: «Бракованные версии меня самого, того чем бы я стал без кодекса». Определяющее значение для портрета убийцы имеет наличие психологической травмы, спровоцированной пережитым в детстве кошмаром - своеобразной инициации, называемой Декстером «Рождением в крови», пройти через которую пришлось как главному герою, так и наиболее безумным злодеям, с которыми ему довелось встретиться.

Подход Декстера к правосудию роднит его с популярными супергероями, но его образ лишён глянца и излишней идеализации. Он – маньяк, чудовище, в чьих руках фотографии забрызганных кровью стен, обретают статус произведений искусства. И единственная причина, по которой он не повторил историю Майкла Майерса - тщательная муштра, которой его подверг профессиональный полицейский Гарри. Параллель с персонажами комиксов почувствовали и создатели сериала, показав в пятом эпизоде второго сезона Декстера в образе Тёмного Защитника - персонажа выдуманного комикса, существующего во вселенной сериала, прототипом которому неосознанно стал сам главный герой, после того как в прессу просочилась информация об убийце, наказывающем плохих людей. Самым близким Декстеру супергероем из существующих комиксов, является Каратель, также не обладающий сверхъестественными способностями, живущий по принципу «Око за око» и балансирующий на грани «за гранью».

«Декстер» порадует далёких от хоррора зрителей интересными художественными решениями, начинающимися со вступительной заставки, снятой в непривычной манере макросъёмки, интригующими сюжетными перипетиями и яркими пейзажами солнечного Майями. А его поклонникам, помимо очевидных достоинств, придётся по душе аккумулированная атмосфера фильмов про маньяков и множество отсылок на жанровую классику. Так, в шестом сезоне присутствует красивая реминисценция на «Американскую готику» Гранта Вуда, подкреплённая ландшафтом американской глубинки в духе «Техасской резни бензопилой», а по всему сериалу разбросаны отсылки на Берта Истона, Роберта Блоха и других творцов тёмного жанра.

Увлекательность «Правосудия Декстера» несколько слабеет, когда акцент в повествовании смещается на второстепенных персонажей, и причина этого глубже, чем простая привязанность к колоритному герою Майкла Холла. Если извлечь из сериала попытки анализа психологии серийных убийц, предпринятые от лица одного них, останется весьма заурядная история о копах, повествующая про запутанные отношения сотрудников участка, карьерные интриги, пресловутые стычки с ФБР и уничтожение огромного количества пончиков. Повторяющие типичные для полицейских сериалов ситуации и повороты, сюжетные линии коллег и знакомых Декстера создают своего рода экстранормальный фон, на котором ненормальные персонажи, проигравшие в битве своим внутренним демонам, обретают большую глубину.

Основные вопросы, подымаемые сериалом: как глубоко злое начало способно укорениться в человеке, как оно зарождается в нем и способны ли одержимые им, изгнать своего «тёмного попутчика». Именно к этим вопросам сводятся практически все рассуждения Декстера и тот, по ходу своего развития, сталкивается с различными точками зрения на них, не одна из которых не обладает достаточно убедительными доказательствами. Внимание, уделяемое этим вопросам «Правосудием Декстера» так велико, что казалось бы очевидный: «А правильно ли вообще убивать людей, пусть они и заслужили этого?» отходит на периферию - в мировоззренческой модели главного героя есть только один, хоть и ставящийся изредка под сомнение, ответ на этот вопрос, и его утвердительная форма не пришлась по душе борцам за права человека. К сожалению, паранойя последних подкрепляется реальными событиями и на данный момент существует, по меньшей мере, два инцидента, когда убийца заявлял, что на преступление его подтолкнул просмотр сериала.

Главным композитором «Правосудия Декстера» является Даниэль Лихт, работавший над такими крупными франшизами как «Дети кукурузы», «Восставший из ада» и «Сайлент Хилл». Написанная им для сериала музыкальная тема изначально предназначалась для фильма «Некрономикон: Книга мёртвых» 1993 года. Большинство мотивов саундтрека являются кубинскими и латинскими, соответствующими образу Майами.

За всю историю «Декстера», над сюжетом работало множество талантливых писателей и сценаристов, среди них создатель Декстера - Джефф Линдсей, сценарист фильма «Сумерки. Сага. Затмение» - Мелисса Розенберг, Тони Голдуин и множество других.

Сериал не раз становился предметом пародирования, самыми примечательными примерами которого, являются двадцать второй хэллоуинский выпуск «Симпсонов» и порно-пародия «Dexxxter».

«Правосудие Декстера» - занимательный детективный триллер, способный удержать заинтригованного зрителя у экрана. Руководство сериала заявило, что за седьмым сезоном, премьера которого состоялась в сентябре 2012 года, последует восьмой, которой должен стать последним в летописи похождений Декстера. Хочется верить, что им удастся красиво завершить историю, тем более, что сериал уже можно считать одним из наиболее значимых за последние годы.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх