DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Шкатулка с секретиками

Живые и взрослые (роман)

Автор: Сергей Ю. Кузнецов

Жанр: мистика

Издательство: АСТ, Астрель

Год издания: 2011

Похожие произведения:

  • Анна Старобинец «Первый отряд»
  • Мария Галина «Малая Глуша»
  • Наиль Измайлов «Убыр»
  • Филип Пулман «Темные начала» (трилогия)
  • Лемони Сникет «33 несчастья»

Сергей Кузнецов, дебютировавший в фантастике глубоким и эпатажным романом «Нет» (в соавторстве с Линор Горалик), автор книг «Шкурка бабочки» и «Хоровод воды», написал прекрасное произведение для подростков. Но несмотря на утверждение автора, что «книга возникла из размышлений о феномене викторианства в современной подростковой литературе», давайте позволим себе вслед за героями романа провести небольшое детективное расследование.

Ваши версии, господа!

Версия 1. Советская подростковая повесть

«Живые и взрослые» - история о настоящей дружбе, взрослении, о первой любви, об ответственности и предательстве, искренности и цинизме. Юные герои в процессе развития сюжета начинают осознавать, что очень многое оказывается не тем, чем выглядит на первый взгляд, и не так, как говорят взрослые. Со свойственным подросткам идеалистическим взглядом на мир они хотят изменить его к лучшему. Юношеский максимализм толкает героев к идее разрушения привычных границ.

Версия 2. Советский шпионский роман

Мир, в котором разворачивается действие, четко разделен на две неравные части – вселенные живых и мертвых. Каждая из них наделена схожими признаками некогда враждовавших лагерей – коммунистического и капиталистического.

В реальности «живых» люди не поражены вирусом потребления (вещизма), но испытывают постоянный идеологический прессинг. Мир «мертвых» - это апофеоз консюмеризма, где время заменено деньгами и существуют самые продвинутые технологии. Такое противостояние дает широчайшие возможности для взаимного шпионажа, в который оказываются втянуты подростки.

Версия 3. Мистический роман

Извечное противостояние живого и мертвого. Попытка географически определить и ограничить «область смерти». Таинственное исчезновение мамы одного из героев, «научно-магическая» связь с миром Заграничья. Упыри, зомби и фульчи. Нежная дружба с мертвым мальчиком. Насыщая мир подобными деталями и персонажами, автор держит интригу до последней страницы.

Используя прием противопоставления – живых и мертвых, детей и взрослых, неявного добра и абсолютного зла – Кузнецов рассуждает об ужасном. Превращение зла в добро и наоборот, трудность однозначного маркирования этих понятий, невозможность провести четкую границу между ними – одна из традиционных тем русской литературы, восходящая как минимум к творчеству Федора Достоевского. Еще одна тема, которую автор акцентуализирует с помощью этого приема – репрессии в СССР и его распад, «ужас обыденного» в эпоху застоя и в эпоху перемен.

Сергей Кузнецов – мастер стилизации и «великий комбинатор». Поэтому в романе каждый найдет свое. Хочешь – читай как подростковую шпионскую повесть или ностальгируй о временах, когда «трава была зеленее, а деревья – большими». А хочешь – размышляй о природе смерти и вечном стремлении мертвого стать живым, ищи подтексты и аллюзии на недавнее прошлое и окружающую нас действительность. Прочитав эту книгу, ощущаешь себя обладателем старинной шкатулки с сокровищами: разноцветными стеклышками, жемчужинами от бабушкиных бус, настоящими шелковыми ленточками и красивыми фантиками. Сопричастным целому миру – давно ушедшему «веку невинности».

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 01-02-2013 20:08

    Ну, по крайней мере необычно, что уже привлекает внимание.

    Учитываю...
  • 2 Caspian 20-01-2013 03:03

    Весьма любопытно. Благодарю за труды автора рецензии.

    Учитываю...