ХРАНИЛИЩЕ

Безумец / Madman

США, 1982

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Джо Джианнон

Сценарий: Джо Джианнон, Гари Сейлс

В ролях: Гэйлен Росс, Тони Фиш, Харриет Басс, Сет Джонс

Похожие фильмы:

  • «Топор» (2006)
  • «Убийца с топором» (2013)

Безумец 

После внушительного коммерческого успеха шедевра Джона Карпентера «Хэллоуин», многократно окупившего свой скромный бюджет, продюсеры открыли золотую жилу. Оказалось, истории о маньяках, преследующих молодежь, весьма по нутру зрителям, готовым расставаться со своими кровными в кинотеатрах, дабы на полтора часа окунуться в очередную историю о злодее. Буквально через полтора года вышел один из самых известных слэшеров «Пятница 13», породивший целую франшизу из 10 фильмов и одного кроссовера, не считая ряда фанфиков и подражаний. Однако в те же годы были сняты и иные хорроры, представляющие как бы альтернативу фильму Шона С. Каннингэма. В их числе «Сожжение», «Крик», «Незнакомец» и «Безумец» – так называемая первая волна слэшеров, возникшая благодаря фильму Джона Карпентера.

Конечно, подобное кино снимали и ранее, но элементы слэшера в них еще не были отделены от триллера и джалло. Наиболее явно переход от джалло к слэшеру был совершен в Италии Марио Бава, которого часто называют и отцом джалло. Отличие между этими двумя поджанрами, прежде всего, в том, что джалло нельзя снимать по типу конвейера, поскольку визуальный стиль – их главная черта. На сами джалло оказал влияние нуар, а потому даже справедливо, что все вернулось на круги своя, и достижения итальянцев, переложенные на простой сюжет противостояния молодежи и маньяка («Кровавый залив»), были заимствованы американцами. Для слэшера же с самого начала была характерна усредненность, клишированность приемов и целых сцен, так что среди тонны однотипных работ едва ли найдется много действительно талантливых страшных историй.

Безумец

Время качественных молодежных страшилок, впрочем, тоже закончилось довольно быстро. Уже «Водолей» Микеле Соави многие считают занавесом золотой поры слэшера, после которого пришла пора иронического переосмысления маньячного фильма («Крик», «Городские легенды», «Самайн», «Топор»). Под конец 2000-х слэшер переместился даже в авангард, где, в частности, вышли явно не рассчитанные на массового зрителя «Потогонное производство» и «Несущий крест».

Работа над «Безумцем», единственным (увы) фильмом Джо Джианнона (1946 – 2006), шла почти параллельно со съемками «Пятницы 13». Причем режиссер, как и постановщик «Сожжения», положил в основу фильма лагерную страшилку. Сейчас мы можем даже немало удивиться, как много заимствовали из нее режиссеры других фильмов. Яркие примеры – франшиза «Топор» или недавняя явно подражательная работа «Убийца с топором», да и рассказ Клайва Баркера «Запретное», по которому сняли «Кэндимена», вышел спустя 3 года после творения Джианнона.

Только вдумайтесь – если громко позвать Безумного Марса в лесу (хохма в том, что его историю рассказывает директор лагеря Макс), то он появится и покарает за дерзость. А ведь скоро так же будут окликать Кэндимена. Хотя, возможно, у Джианнона и Баркера был один источник вдохновения – английская легенда о Кровавой Мэри. Так или иначе, одаренный режиссер даже стилизовал свой единственный фильм под старинную легенду, придумав, в частности, интересную виньетку, похожую на глаз, смотрящий вглубь леса, на фоне чего идут титры. Да открывается фильм словами «все началось с того, когда…»

Безумец

Действие в фильме Джианнона происходит в течение одной ночи, а потому этот хоррор в большей степени подходит для ночного сеанса. Именно в темное время суток проще всего почувствовать его атмосферу, покориться неспешному действию и воспринять все поведанное даже не в качестве слэшера, а именно как стилизацию под лагерную легенду. Джианнон, постановщик с богатым театральным прошлым, лучше многих знал, как за малые деньги добиться значительного результата. Построив фильм отчасти по классическим канонам, Джианнон немало времени уделил атмосфере и взаимоотношениям героев. А ведь пройдет совсем немного времени, и в слэшерах станут говорить только о сексе и выпивке. Персонажи «Безумца», напротив, рассуждают о своем будущем, ведь для них работа вожатыми – этап взросления. Юность уходит, и скоро они войдут во взрослую жизнь, где уже не будет места романтике детских лагерей (как ни напиши, а все равно кто-то подумает про зону). Для них Безумный Марс – некий охранитель детства, не желающий выпускать их во взрослый мир. Также он и страж легенд, строго наказывающий дерзких юнцов вроде Риччи, не верящих в их реальность. Не случайно именно Риччи в финале, в шоке смотря мимо камеры, говорит Максу, что Безумный Марс действительно существует. Кто-то даже может подумать, что именно ради этого вынужденного признания Джо Джианнон и снял свой фильм, один из посылов которого в том, что не все легенды – вымысел, и что к народному фольклору стоит относиться с уважением.

Постановщик правильно сделал, что полностью отказался от дневных сцен, ведь ночью все предметы меняют очертания, страшные тени пляшут по углам, а разум может поверить даже в самое невероятное.

К сожалению, «Безумец» не удостоился той славы, что выпала фильму Шона С. Каннингэма. Может, и к лучшему, ведь тогда страшная легенда, сочиненная Джо Джианноном и Гари Сейлсом, была бы нарушена необязательными сиквелами, лишь эксплуатирующими наработки авторов оригинала. Но он все равно номинировался на премию «Сатурн» за лучший малобюджетный фильм, хоть и не одержал победу.

Подводя итог, можно сказать, что «Безумец» – это яркий (и редкий) образец стильного слэшера, украшенного отличным электронным саундтреком и хорошими актерскими работами. И это, кстати, единственный неромеровский фильм с участием культовой актрисы Гэйлен Росс, прославившейся благодаря «Рассвету мертвецов».

Безумец

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх