ГОЛЕМ

Ворон: Сердце Лазаря / The Crow: The Lazarus Heart (роман)

Автор: Поппи З. Брайт

Жанр: триллер, мистика, сплаттерпанк

Издательство: Harper Prism

СерияThe Crow

Год издания: 1998

Похожие произведения:

  • С. П. Сомптоу «Ворон: Храм Ночи» (роман)
  • Норман Партридж «Ворон: Злой проситель» (роман)

«Ворона» Джеймса О’Барра, пожалуй, можно назвать эталоном качественного готического комикса. Экранизация 1994 года с Брэндоном Ли, сиквелы, телесериал с Марком Дакаскосом, 14 линеек комиксов и 8 романов — идея мести с того света, приправленная мотто «Любовь никогда не умрет», разжилась целой Вселенной, которая по сей день вербует «бойцов» в фанатские ряды.

Остановимся на романах. В 1998 году издательство «Harper Prism» запустило серию франшизных романов, посвященных миру О’Барра. В ней довелось поучаствовать таким прекрасным авторам, как С. П. Сомптоу, Норман Партридж, однако, к сожалению, просуществовала серия всего шесть книг.

Самой успешной и, можно даже сказать, культовой, стала вторая по счету, «Ворон: Сердце Лазаря» американского писателя сплаттерпанка Поппи З. Брайт. Некоторые источники указывают, что на самом деле автором является Кейтлин Р. Кирнан, однако это не более, чем миф. Про создание «Сердца Лазаря» Брайт много рассказывал в интервью, плюс роман числится конкретно в его биографии.

Но речь не об этом.

В центре сюжета романа находится Джаред По, фотограф, специализирующийся на фетиш и БДСМ съемках. Его любовник, Бенни ДюБо, был зверски убит «Потрошителем с Бурбон-Стрит», серийным убийцей, презирающим гомосексуалистов и транссексуалов. И из-за этого Джареда казнят, так как считают, что во всем виноват именно он. Но в один день на его могилу прилетает Ворон и воскрешает его, чтобы тот вершил правосудие над убийцей и теми, кто подвел его к смертной казни.

Следует заметить, что мир «Сердца Лазаря» и мир оригинального Ворона — почти как небо и земля. Брайт выверенно ломает каноны оригинального мира, но грамотно, и потому роман будет интересен как и фанатам, так и тем, кто «вне тусовки». Вполне себе удачный ход.

Новый Орлеан, родной город Брайт, и по совместительству — место действия почти всех ее произведений, может смело конкурировать с Детройтом в плане атмосферы. Тут тебе и мрак, и грязь, и мутное свечение неона, и типичная городская депрессия, и ты все это чувствуешь, ощущаешь себя виновником готического торжества.

И все это благодаря прекрасному языку Брайт, простому и витиеватому одновременно, с обилием точным метафор, которыми она виртуозно эстетизирует совершенно ужасные вещи, вроде убойной расчлененки или извращенных видов секса. И пугает, и восхищает, если вкратце.

Что же касательно фабулы, то она не дотягивает до уровня оригинальных работ Брайт. Невооруженным глазом заметно, что автор решил прибегнуть к приемам из «Рисунков на крови». И если в ряде мест они срабатывают (в конце концов, помимо истории мести и борьбы со страхами, поднимается тема гонения людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией), то в других случаях они просто-напросто пришиты белыми нитками. Да, здесь есть саспенс и атмосфера, и сплаттерпанк в наличии, и приятный твист, и философия, и литературные «пасхалки» (чего стоят герои, читающие Баркера и Кирнан), но если играть фактами, то сама книга — яростная игра ожидания. Джаред По и транссексуал Лукрация ДюБо, сестра (или брат) погибшего Бенни то и дело хотят вершить правосудие над убийцей, но над достижением этой цели они серьезно начинают работать только в финале. Так же у нас есть и Фрэнк Грэй, полицейский, всячески скрывающий то, что он гомосексуалист. Вот он работает в органах, и по мере прочтения становится ясно, что он спокойно может вывести преступника на чистую воду, но он этого не делает. И вследствие «Потрошитель» сам снимает свою маску.

Немного не понятно, зачем нужна была эта игра? Ради объема? Нет, для Брайт это нехарактерно.

Паранормальный аспект как таковой здесь атрофирован, из-за чего элементы классического «Ворона» не навевают должной жути. Его рудименты, как правило, сводятся к размышлениям о смерти. Еще один прием из прозы Брайт, который здесь не всегда к месту. Так, например, несмотря на свою смерть, Джаред действует как очень и очень обозленный человек, и с таким отношением лучше бы он оставался в роли мертвеца. Но это мелочь.

Героями романа выступают разнокалиберные маргиналы, плюющие на социум, что добавляет мрачного колорита в общий котел. Но помимо своей обертки герои привлекают своей историей, драмой разбитых сердец. Да, в них наверняка сложно поверить в реальном мире и порой создается впечатление, что они будто заключены в некие рамки (такого не скажешь только про Грэя), однако при помощи флэшбэков, диалогов, действий и даже мельчайшей моторики Брайт удается проработать образ каждого до абсолюта, оправдать все поступки, чтобы те не казались безосновательными.

Ну что тут сказать? Низкий поклон маэстро!

«Ворон: Сердце Лазаря» — не лучший роман в библиографии королевы южноготического сплаттерпанка. Отрыв от оригинальных мотивов — эксперимент очень интересный, и в руках Брайт он мог бы заиграть уникальными красками, но повторения в данном случае не стали матерью учения.

Но вот за что можно похвалить роман — так это за интересные образы, динамику, гнетущие живые декорации и философию, из-за которой произведение грех назвать пустым.

Ну и за слог и возможность окунуться в немного измененную вселенную О’Барра, куда без этого.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх