ГОЛЕМ

Штамм. Вечная ночь / The Night Eternal (третья часть цикла «Штамм»)

Авторы: Гильермо дель Торо, Чак Хоган

Жанр: постапокалипсис, антиутопия

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Год издания: 2015 (в оригинале — 2011)

Перевод: Григорий Крылов

Похожие произведения:

  • Роберт Маккаммон «Песня Сван» (роман)

  • Скотт Сиглер «Pandemic» (роман)

  • Джастин Кронин «Перерождение» (роман)

Пожалуй, «Штамм» можно назвать одним из популярнейших современных циклов о вампирах. Один из авторов — знаменитый кинодел, подаривший миру второго «Блейда», другой — талантливый сценарист. Плод их сотворчества удостоился не только комикс-адаптации, но и полноценного сериала, новые серии которого продолжают выходить и по сей день. Благодаря этому, слово «стригой» вызывает стойкий образ белокожего существа с длинным языком-жалом. Вампиры, потеснитесь, пришло время новых злодеев.

Тем не менее, оригинальная книжная трилогия получилась весьма неровной. Каждая из частей отличается от другой как по жанру, так и по духу. Первая, самая лучшая, была классическим хоррором, вторая — романом-катастрофой, третья же представляет из себя постапокалипсис в духе кинговского «Противостояния».

Дель Торо и Хоган рисуют чёрными красками мир, захваченный стригоями. Со времён «Заката» прошло два года. Солнце скрылось от людей за плотной завесой радиоактивных осадков, которые были выброшены в атмосферу после того, как взорвались атомные электростанции. Ночь поглотила планету, и кровососы теперь властвуют безраздельно. Лучшие умы человечества уничтожены, остальные порабощены. Люди живут в страхе перед кровезаборными фермами, куда теперь отправляют провинившихся. Пользоваться транспортом запрещено, Интернет объявлен вне закона. Природа гибнет, экосистема необратимо нарушена. Человечество теперь — скот.

Изменились и герои. Гус и Фет теперь возглавляют сопротивление. Эфраим, от которого ушла Нора, беспробудно пьёт, мечтая только об одном — вернуть сына. Зак же изменился больше всех: сказывается тлетворное влияние Владыки. Но герои не сдаются. Мало того, даже слабые члены команды валят стригоев десятками. Немудрено, что последний из Патриархов обеспокоен. Лишней причиной для тревоги становится «Окцидо Люмен» — фолиант, что рассказывает о происхождении вампиров и методах борьбы с самым главным из них.

Мир стал беспросветной антиутопией, герои показали себя с новой стороны. Беда в том, что читать о них неинтересно.

Первое, что бросается в глаза прежде всего — центральным персонажам невероятно везёт. Казалось бы, у Владыки везде есть глаза и уши — как в виде стригоев, так и в виде людей-доносчиков. Но Эф сотоварищи спокойно разгуливают по улицам, разве что накинув капюшон для маскировки, ездят «зайцами» в метро, отбиваются от вражеских орд и спокойно находят друг друга, несмотря на то, что сотовой связи теперь нет. Видимо оруэлловский «1984» ничему не научил ни захватчиков, ни авторов. Да что там — даже в самых затруднительных ситуациях героям помогают высшие силы. Странный ход для трилогии, первые две книги которой блистали эрудицией и изобиловали интересными фактами.

Даже происхождение Владыки берёт начало в ветхозаветной эпохе. Дель Торо и Хоган по-новому интерпретируют миф о Содоме и Гоморре, вскользь пробегаются по страницам мировой истории, смешивают в общем котле иллюминатов, алхимию и сказания индейцев, благо тема наследия нацистов исчерпала себя ещё в предыдущих книгах. Ближе к концу ловишь себя на том, что многочисленные экскурсы в прошлое получились куда занятнее основного сюжета. История движется по голливудским рельсам прямиком к хэппи-энду, и это становится всё заметнее с каждой страницей.

Что ж, отгремел финал, все ружья выстрелили, остаётся лишь подвести итоги. Как ни прискорбно, «Вечная ночь» — самая слабая часть цикла. Первая вызывала ужас перед неизвестным, вторая — ощущение надвигающейся беды. Третий роман о стригоях вдруг перестаёт пугать. Не в последнюю очередь в этом виноват deus ex machina, который пару раз появляется на страницах книги.

И тем не менее, книгу стоит приобрести — хотя бы ради того, чтобы узнать, как закончились приключения Эфа, Зака, Норы и Фета, а также ради шикарного оформления от «Азбуки». Великолепные горгульи и ангелы Сергея Шикина выглядят куда лучше серо-коричневой обложки «Книжного клуба 36.6.». Несмотря на то, что над каждой частью трудился свой переводчик, редакторы привели их слог к единому стилю. Но самое главное — даже несмотря на слабый финал, трилогия «Штамм» всё равно остаётся одним из лучших циклов о вампирах.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх