Новая Земля
Россия, 2008
Жанр: антиутопия, драма, триллер
Режиссер: Александр Мельник
Сценарий: Ариф Алиев
В ролях: Константин Лавроненко, Марат Башаров, Сергей Жигунов, Ингеборга Дапкунайте, Павел Сборщиков, Томми «Тайни» Листер
Похожие фильмы:
- «Побег невозможен» (1994)
- «Королевская битва» (2000)
- «Эксперимент» (2000)
Когда фильм стоимостью в 10 миллионов долларов (по другим данным бюджет «Новой Земли» на пару «лимонов» больше) за первый месяц проката собирает около 2 миллионов, — это провал.
Весьма обидно, что провал постиг именно эту картину, в художественном плане удачную. Удачную потому, что равнодушной она никого из зрителей не оставит. Кого-то, кто больше любит новое русское кино — слабое, глупое и какое-то недоношенное в большинстве своем, — наверное, разочарует. А кого-то, кто привычен к жесткому кинематографу, кто, допустим, знает и любит азиатские картины последних десятилетий, может восхитить.
В литературе «Новая Земля» вызывает ассоциации с «Повелителем мух» Голдинга, в кино — с «Королевской битвой». И там, и там — некий остров, оторванный от остального мира. И там, и там — оказавшиеся на острове люди начинают убивать друг друга. Правда, если у Голдинга и у японцев герои — дети или подростки, то у Мельника самый младший из персонажей, бывший студент, уже к началу фильма имеет на своем счету пять-шесть жестоких убийств.
Такой «опыт» позволяет сценаристу и режиссеру построить вполне реалистично выглядящую социальную систему на той самой Новой Земле. «Человек человеку — волк», — так гласит закон зоны, а все колонизаторы новой земли в фильме Мельника — осужденные на пожизненное заключение убийцы, маньяки, социопаты. Так что совсем даже не удивительно, когда один из них, монстр по кличке Обезьяна, устанавливает в своем маленьком обществе буквально людоедский режим: бывшие зеки режут и жрут друг друга.
Итак, в недалеком будущем, когда тюрьмы планеты оказываются полностью переполненными, а «гуманное» мировое сообщество никак не может ввести смертную казнь, самых отпетых убийц и подонков решено отправить на Север, на Новую землю, где им предлагают построить свою колонию. Запас пищи, одежды и инструментов прилагается, международные наблюдатели следят за ходом эксперимента со спутника и курсирующего где-то в северных морях военного корабля.
Еще при транспортировке среди нескольких сотен зеков выделяются два лидера — страшной силы, совершенно безжалостный Обезьяна и чеченский боевик, возглавивший небольшую, но сплоченную банду из таких же, как он. Поубивать друг друга прямо на корабле им мешает охрана, но уже оказавшись на острове и практически без присмотра, группировки в первые же часы устраивают настоящую бойню.
Фильм, впрочем, не об убийствах и не о зеках. Смысл картины шире — она и о людях вообще, и о боге, религии (герои часто задаются вопросами на тему Ада и Рая), и о любви, и об обществе. Впечатляющая галерея образов проходит перед глазами зрителя, здесь каждый актер играет на высочайшем уровне, сюжет не дает расслабиться ни на секунду, а работа оператора вызывает немое восхищение. Перед нами картина, стоимостью 10 или 12 миллионов долларов, собравшая в прокате жалкие 2 миллиона.
Но, друзья, не будем считать деньги. Перед нами искусство, а оно, как известно, бесценно. Даже если рассказывает о людях, пожирающих других людей.
Комментариев: 0 RSS