DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Таинственный визитер

Посетители / Besökarna

Швеция, 1988

Жанр: мистика, ужасы

Режиссер: Джек Эсгард

Сценарий: Джек Эсгард, Патрик Эсгард

В ролях: Челль Берквист, Лена Эндре, Йоханнес Брост, Джоэнна Берглунд

Похожие фильмы:

Про шведский хоррор-кинематограф многие узнали, только когда в прокат вышла «вампирская» лента «Впусти меня» (2008), к которой американцы тут же сделали ремейк. Однако шведское кино развивалось по тем же законам, что и в остальной Европе, оттого страшные темы в скандинавском кинематографе пусть изредка, но освещались. Сам Ингмар Бергман в 1968 году снял «Час волка», который можно классифицировать как психопатологический триллер. «Посетители» же — более жанровая работа, которую показывали в 1990-е в России по кабельному ТВ и издавали на VHS. Многим с тех пор этот фильм и запомнился.

Джек Эсгард — малоизвестный, но талантливый шведский постановщик. После того как он с братом Патриком создал «Посетителей», Джек уехал в США. Из американского периода самая заметная работа — «Рискуя жизнью» (1996) со звездами Робом Лоу и Джеймсом Белуши. Между тем его режиссерский дебют так и остался если не лучшим, то одним из лучших творений Эсгарда.

По теме лента принадлежит к довольно обширному подразделу хоррора — haunted house. Истории о проклятых домах идут еще от средневековых легенд, которые в дальнейшем получили адаптацию в готической литературе. В кино за предшествующие годы таких фильмов тоже появилось огромное количество, однако если у человека есть талант, то он способен создать запоминающийся фильм и на избитую тему.

Кто-то может подумать, что «Посетители» появились на волне коммерческого успеха «Дома» (1985). Возможно, он послужил катализатором, однако в плане организации действия шведский haunted house совершенно другой. Джек Эсгард практически отказался от спецэффектов, но не потому, что у него не было денег их создать. Режиссер планировал поразить зрителя атмосферой и во многом в этом преуспел.

Фильм начинается без всяких прелюдий: просто в одинокое строение въезжает семья. Оно выглядит абсолютно обычным домом в шведской глубинке, разве что расположено в лесу, в стороне от других построек. Возможно, именно поэтому глава семьи его и взял: уединение поможет ему спокойно работать над рекламными проектами, а чистый лесной воздух полезен для детей. Режиссер не жалеет пленки, чтобы познакомить зрителя с немногочисленными персонажами. Их всего четверо, плюс пара второстепенных героев.

Семья Эриксон отнюдь не идеальна. Фрэнк и Сара оба с характером и частенько ругаются друг с другом из-за мелочей, но при этом дорожат семейными отношениями. Режиссер стремился к бытовому реализму и добился своей цели: все, начиная от членов семьи и заканчивая интерьером дома, выглядит обычно и заурядно, так что зрителю легко поставить себя на место героев.

Постепенно отец семейства Фрэнк замечает странные вещи, которые происходят в доме: сами собой отклеиваются обои в детской, а дверь на чердак постоянно открывается. Кроме того, слышатся какие-то странные звуки и шорохи, а когда Фрэнк случайно в окне видит тень, он начинает подозревать, что в его доме кто-то есть.

«Посетители» — далекий предок «Паранормального явления», где режиссер играет на страхах человека, заставляя его поверить, что шорохи и скрипы в темном доме, возможно, присутствие потусторонней сущности. Ведь все это люди слышат и в своих домах, а при просмотре «Посетителей» темной ночью зрители смогут почувствовать ненавязчивую атмосферу, которую автор создает исключительно умело и простыми средствами. Никаких скримеров тут нет и близко, зато есть игра на нервах аудитории, удачные ракурсы, мизансцены, да и просто тревеллинги в пустых помещениях, посреди скрипов и чуть качающейся люстры. Мистическая сила таинственна и невидима почти до финала. Но и развязка не поставит все точки над i. Режиссер не стал углубляться в историю дома, да для новых жильцов она и не важна. Главное — как избавиться от непрошеных гостей? Или сами люди — визитеры в доме демона?

К приятным особенностям фильма стоит отнести и юмор. Его не так много, как в том же фильме Стива Майнера, но режиссер и не стремился снимать комедию ужасов. Зато он удачно разряжает обстановку и, кроме того, раскрывает характеры героев с новой стороны. Почти весь юмор сосредоточен в двух второстепенных персонажах: комичном почтальоне, который постоянно ест бананы и требует установить почтовый ящик, а также исследователе паранормальных явлений Алане Свенсоне, который вызвался помочь Фрэнку избавиться от духов. В нем как бы воскресли образы «Охотников за привидениями» (1984), хотя зло из фильма Эсгарда отнюдь не смешное, а действительно пугающее.

Каких-либо широко известных исполнителей здесь нет, за исключением Лены Эндре, которая в будущем прославится съемками у Лив Ульман, Ингмара Бергмана и в шведских экранизациях романов Стига Ларссона. Тем не менее все актеры убедительно исполняют свои роли, помогая зрителю поверить в то, что в доме Эриксонов действительно поселилось зло.

Фильм у Джека Эсгарда вышел камерным и мрачным, по-хорошему старомодным, связанным в большей степени с классическими готическими традициями преподнесения таких сюжетов, нежели с американскими хоррорами а-ля «Ужас Амитивилля» (1979), где страшные сцены во многом созданы при помощи изобретательных эффектов. Спецэффекты в фильме Эсгарда будут лишь в финале, где нам на короткое время покажут таинственного жильца дома. Краткое сражение с ним получилось захватывающим, что лишь подтверждает, что перед нами редкий атмосферный хоррор о доме с привидениями, построенный по принципу детектива. Он не стал классикой, как его американские собратья тех лет, однако хоррорману стоит с ним ознакомиться — как минимум, это очень крепкая работа, которую можно смотреть не один раз.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)