DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

У бабочки два крыла, потому что жизнь тухла

Бедствие / Blight (роман)

Автор: Марк Сондерс

Жанр: зоологический хоррор, фантастика

Издательство: Вербо

Год издания: 1991 (в оригинале — 1981)

Серия: Библиотека ужасов

Перевод: С. Алукард, В. Терещенко

Похожие произведения:

  • Дафна Дю Морье «Птицы» (роман)
  • Джеймс Герберт «Крысы» (цикл)
  • Гай Смит «Крабы-убийцы» (цикл)
  • 1 сентября 1981 года издательство Ace выплюнуло на полки магазинов «Бедствие». Роман никому не известного Марка Сондерса, для которого тот стал условным magnum opus. В своей первой и последней книге Сондерс передает привет Ричарду Льюису, Гаю Смиту, Джеймсу Герберту и Дафне Дю Морье.

    Если зло носит много масок, то синонимом его можно смело называть апокалипсис и постапокалипсис. «Последний человек» Шелли, «Безымянная гора» Шекли, «Туман» Кинга, «Алая чума» Лондона, «Большое мясо» Меллика и даже «Пикник на обочине» Стругацких — через призму авторских видений наш мир неоднократно переживал множество разрушительных метаморфоз, и хочется верить, что весь этот яростный хаос останется за решеткой фантдопущения.

    По жанровой типологии «Бедствие» представляет собой незамутненный зоохоррор. Пренебрежительное отношение к природе и вытекающая месть экосистемы — классическая формула, в которой на роль ведущего зла следует выбрать любое живое существо, или явление на худой конец.

    Кроме homo sapiens, естественно.

    При помощи незамысловатой магии ужасов из пестрых и нежных бабочек Марк Сондерс сотворил радужную машину для убийств, для которой решетки и стены — не помеха. Через одну маленькую щель шуршащее месиво из антенн, жадных хоботков и узорчатых «опахал» способно проникнуть даже в самый глухой бункер ради того, чтобы собрать кровавый нектар с человеческой плоти.

    Жуткая концепция, не так ли?

    Марк Сондерс настолько уверенно обыграл ее, спекулируя на правдоподобности и наших страхах, что во время чтения у лепидоптерофобов может случиться паническая атака. Что еще похвально — он не стал прибегать к научным тезисам, размышлениям и всевозможным квазитеориям, тем самым избежав потенциальных претензий со стороны энтомологов.

    За наукой — это вам к Азимову, Уоттсу или Цысиню, а Сондерс описывает гипотетически реалистичную катастрофу глазами простых людей. Абсолютно разных, с различными мозговыми и физическими способностями, приоритетами и целями. Линейно-параллельный нарратив позволяет рассмотреть катастрофу через плюрализм ракурсов и насладиться гнетущей атмосферой, нависшей над беспомощностью людского рода.

    Если говорить об авторском слоге, то он до боли примитивен: маленький словарный запас, повторы, однообразные конструкции. Марка Сондерса сложно назвать writer'ом (писателем то бишь), он скорее честный и не терпящий занудства storyteller (в западных литкомьюнити, особенно хоррора «новой волны», не все публикующиеся авторы считают себя писателями и ограничиваются титулами рассказчиков), который старается сделать свой мир как можно прозрачнее для понимания читателем. Сондерс не скупится на динамику и всячески пресекает тягомотину рефлексии, настраивая и выдерживая надлежащий ритм: бабочки-людоеды бомбардируют дома и их жителей, трэш-моменты описаны сочно, но без заскоков на территорию «мяса ради мяса», а герои по минимуму задумываются над происхождением опасности и прилагают усилия по максимуму, ведь главное — уберечь себя любимого, ну и родных и близких, коль таковые имеются.

    Но увы, Сондерс не выдерживает испытания на авторитетного рассказчика. Кульминация вместо того, чтобы ледяными когтями впиться в сердце читателя, так и вопит: «Пролистай эту часть, здесь скука смертная!», а финал, как любят писать в комментариях, слит. Ни достойной игры с эмоциями, ни логического завершения сюжетных линий — нас всего лишь предупреждают, что кто-то из героев погиб, кто-то выжил, но все будет хорошо, все наладится.

    И конец. Fin!

    Но все мы знаем, что хэппи-эндов так просто не бывает. Как указывал Александр Довженко в сценарии к своей язычески-хтонической «Земле» — это был мировой разлом, и никогда уже не будет так, как было до этого.

    Не особо экспериментируя с каркасом фабулы, Марк Сондерс выдал традиционную, даже тривиально-каноническую работу, которая придется по душе тем, кто до дыр зачитал «Птиц», «Крыс» и «Крабов-убийц». Или киноманам, которые пресытились всякими «Пираньями» и конвейерными мокбастерами аки «Акулий торнадо», но душа все равно тянется к B- или Z-movie.

    Вот, держите. Не лучший, но занимательный exploitation из разряда литературы. Получите и распишитесь!

    Комментариев: 1 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Механьяк 27-07-2018 14:29

      Может быть я просто не любитель, но эта история не то что не зашла, а я много раз был близок к тому, чтобы бросить чтение в самом начале, и пришлось буквально превозмогать, чтобы дойти до конца.

      Учитываю...