DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Упавшее королевство

Мир Юрского периода 2 / Jurassic World: Fallen Kingdom

США, 2018

Жанр: ужасы, триллер, приключения, боевик

Режиссер: Хуан Антонио Байона

Сценарий: Дерек Коннолли, Колин Треворроу

В ролях: Крис Пратт, Брайс Даллас Ховард, Рейф Сполл, Джастис Смит, Джеймс Кромуэлл, Тоби Джонс, Тед Левайн

Похожие фильмы:

  • «Парк Юрского периода» (1993)
  • «Эксперимент Карнозавр» (1993)

Человечество не учиться на своих ошибках, и Голливуд, как значимая его часть, тоже. Иначе как объяснить то, что при подготовке сиквела к «Миру Юрского периода» создатели наступили на те же грабли, что и их предшественники 20 лет назад? «Мир Юрского периода 2» – это самый ленивый тип сиквела, идеально попадающий в тренды 2010-х, не очень гордо соседствуя с выводком киноподелок с приставками 2 и 3, или пафосными дополнениями к названию оригинала через двоеточие (в данном случае – «Павшее королевство»).

Для начала давайте проведем небольшое сравнение сюжетной структуры свеженького «Мира Юрского периода 2» и вышедшего в 1997 «Затерянного мира».

1997: хворающий миллионер/создатель динозавров (Джон Хэммонд), используя рыжеволосую бывшую подругу главного героя (Сара Хардинг), заставляет этого самого скептически настроенного героя (Иэн Малькольм) отправиться на кишащий динозаврами остров с целью спасти величественных ящеров. На острове выясняется, что корыстный молодой наследник миллионера (Питер Ладлоу) планирует вывезти животных на материк и сделать на этом кучу денег. Для этих целей приглашается группа наемников во главе с опытным охотником (Роланд Тэмбо). В результате динозавры попадают на материк, сбегают и оставляют после себя кучу пожеванных людишек.

2018: хворающий миллионер/создатель динозавров (Бенджамин Локвуд? якобы соратник Хэммонда, о котором зрители почему-то не слышали ни в одном из четырех предыдущих фильмов), используя рыжеволосую бывшую подругу главного героя (Клэр Диринг), заставляет этого самого скептически настроенного героя (Оуэн Грейди) отправиться на кишащий динозаврами остров с целью спасти величественных ящеров. На острове выясняется, что корыстный молодой наследник миллионера (Илай Миллс) планирует вывезти животных на материк и сделать на этом кучу денег. Для этих целей приглашается группа наемников во главе с опытным охотником (Кен Уитли). В результате динозавры попадают на материк, сбегают и оставляют после себя кучу пожеванных людишек.

Понятное дело, что покадровым ремейком «Павшее королевство» не назовешь, благо отличающихся деталей хватает, но настолько штампованное использование структуры и персонажных архетипов граничит с наглостью! Самое интересное, что «Затерянный мир» оказался достаточно проходным сиквелом, то есть даже сам Стивен Спилберг со всем его фирменным волшебством (а оно в ЗМ все-таки присутствует, пусть и в меньшей степени, чем в оригинальном «Парке Юрского периода») потерпел неудачу с данным концептом. Стоило ли после такого повторяться?

К сожалению, все скопированные из «Затерянного мира» персонажи оказались хуже, чем в фильме 20-летней давности. Не будем брать главных героев, все-таки Крис Пратт и Брайс Даллас Ховард получили определенный кредит доверия и зрительской симпатии после первой части (хотя экранная химия между ними опять практически отсутствует, а Джеффа Голдблюма и Джулиану Мур в плане актерской игры им не переплюнуть). Можно простить даже абсолютно никаких помощников протагонистов – компьютерного гика и свирепую девушку-ветеринара. Гораздо хуже дело обстоит с главными злодеями: Миллсом, Уитли и очередным генномодифицированным динозавром. Миллс (несмотря на несомненный талант Рэйфа Сполла, который его играет) вышел насквозь вторичным мерзавцем-бюрократом. Дело не в том, что он плохо играет – просто подобные персонажи встречаются в каждом втором блокбастере начиная чуть ли не с 80-х годов, а сценаристы просто не наделили его индивидуальностью (в виде привычек или запоминающихся сцен), чтобы выделиться на общем фоне. Больше всех досталось наемнику Кену Уитли! Господа киноделы, у вас в руках был Тед-мать-его-Левин, Буффало Билл из «Молчания ягнят» (и детектив Хантон из «Давилки» Тоуба Хупера – ссылочка для любителей отборного треша). Уж он-то умеет играть роскошных злодеев, от действительно жутких психопатов до опереточных фигляров, «жующих пейзаж» в каждой сцене. В результате же Кен Уитли – это абсолютно нулевой и скучный подручный главного злодея, единственной отличительной чертой которого является коллекционирование клыков пойманных животных. Еще обиднее становится, если вспомнить его «аналога», Роланда Тэмбо из «Затерянного мира». Сыгранный Питом Постлетуэйтом персонаж получился невероятно интересным, пожалуй, лучшим во всем спилберговском сиквеле. Если сначала мы видим неприятного охотника, одержимого идеей подстрелить тираннозавра, то в процессе зрители начинают видеть его профессионализм, заботу о своих людях и даже главных героях, которые, по сути, являются его врагами и путаются под ногами. После всего пережитого Спилберг оставляет Тэмбо сломанным человеком, потерявшим всякий интерес к охоте, но, возможно, нашедшим в себе последние осколки гуманности. Можно ли сказать это про героя Теда Левина? Нет, он никоим образом не меняется в течение фильма, остается только его единственная отличительная привычка, которая, конечно же, станет причиной его гибели – и это подано настолько прямолинейно, что вряд ли у кого-то из зрителей останутся хоть малейшие сомнения в том, как и когда его съедят.

Но главный минус здешних злодеев – это их абсолютная, ужасающая нелогичность. Причем относится это как к людям, так и к ящерам. Да, клише «злодей берет героев в плен и вместо того, чтобы их убить, рассказывает свой коварный план» имеет право на существование, если используется уместно и с некоторым юмором. Но для того, чтобы эмоционально переживать за главных героев (пусть даже умом понимая, что им ничего не грозит), зрители должны каждую секунду ощущать, что персонажам действительно угрожает опасность, и только их сила/ум/храбрость/взаимовыручка/другая добродетель помогает им спастись в самый последний момент. Когда же злодеи, как минимум, дважды берут Оуэна и Клэр в плен, не имея при этом НИ МАЛЕЙШЕЙ причины оставлять их в живых (о чем говорят даже сами злодеи), это смотрится глупо! Хочется вскочить с места и кричать: «Ребята, у вас в руках оружие, и ни одного свидетеля вокруг, почему вы не можете пристрелить надоедливых героев здесь и сейчас?» И ответа, что характерно, нет.

Еще хуже ведет себя новый генетический гибрид, индораптор. Он представлен как совершенная неуязвимая машина для убийства, и на первых порах соответствует заявленным ожиданиям: уж больно хитро и со вкусом он закусывает второстепенными злодеями. Но стоит ему добраться до главных героев, как выясняется, что отвлечь его может даже тонко визжащий ребенок на другом конце комнаты (видимо, очень противно кричит, по аналогии с героем Шона Уильяма Скотта в «Эволюции» – «ааааа тыыы такой холоооодный, как айсберг в океане»). И все, синица в руке (то бишь герои прямо перед пастью – бери и кушай) брошена, хищник убегает за верещащим мальцом. И если до этого индораптор крушил все на своем пути, включая железные клетки и перила, то в сцене охоты на ребенка, спрятавшегося за деревянными дверями, зверушка внезапно начинается красться аки Дракула в свете молний по крыше, нежно открывая за ручку стеклянные двери и игриво пробегая когтями по одеялку, под которым прячется ребенок. Напоминаем, мы имеем дело с безжалостной и максимально эффективной машиной для убийства, которая только что вырезала несколько подготовленных спецназовцев. Сюжетно это не обосновано НИКАК! Когнитивный диссонанс от того, что было сказано, и что, в результате, было показано, просто оглушает! Причем, учитывая личность ребенка (о которой ни слова, дабы не проспойлерить еще больше), можно было придумать индораптору мотивацию. Да, притянутую за уши, но при этом вполне логичную в мире фильма. Единственное объяснение, которое остается: так было нужно сценаристам и режиссеру! Индораптор оказался, видимо, с психопатическими наклонностями! И все!

Есть такой роскошный термин «приостановка неверия» (suspension of disbelief), когда зрители готовы оставить при себе вопли «Так не бывает!» просто потому, что в мире фильма, по его внутренней логике, такое возможно, да и нам просто интересно, что же будет дальше, а на придирки времени не остается. То есть можно поверить, что главные герои пешком и в гиросфере способны перегнать пирокластический поток после извержения вулкана просто потому, что это увлекательно. Если же опытный наемник и кровожадный хищник ведут себя абсолютно несообразно тому, как они были представлены, ни о какой «приостановке неверия» речи идти не может, поскольку они нарушают как законы реального мира, так и киношного. Не говоря уже о том, что индоминус рекс из оригинального «Мира Юрского периода» был в разы интереснее в плане фишек (тут и камуфляж, и общение с рапторами, и умение выгрызть передатчик), да и вообще эта тварь была просто КРУЧЕ!

Досталось на орехи и нашим старым знакомым – рапторам и ти-рексу. Велоцирапторы из оригинального «Парка Юрского периода» были реально жуткими. Это были хитрые неуязвимые твари, которых никто никогда (кроме ти-рекса, конечно) не мог победить: ни охотник Малдун, ни доктор Сэтлер, ни Сэм-мазафака-Джексон, ни опытные наемники ИнДжен во второй части. И не надо вспоминать про гимнастику из «Затерянного мира»! Просто не надо! Этого не было!!! Чем меньше людей об этом помнят, тем лучше! Так вот, оказывается, чтобы гарантированно вывести раптора из строя, достаточно одной пули из 9-миллиметрового пистолета в брюхо! Занавес, финита ля комедия! Что касается тираннозавра, его лучшим и самым запоминающимся моментом в «Мире Юрского периода» был победный рев на вершине острова перед финальными титрами. Почему? Наверное, потому, что это ностальгически выверенный (еще с первого «Парка» и сцены в холле гостевого дома), роскошный и пафосный момент: «оригинальные» динозавры только что с большим трудом завалили своего генномодифицированного собрата, изгнали людей и стали полноправными хозяевами острова. Грубо говоря, ти-рекс заслужил этот победный рев. В «Павшем королевстве» у тираннозавра есть минимум три момента, где он пафосно рычит на фоне разворачивающегося вокруг эффектного бедлама. Но, знаете ли, не «торкает». Почему? Потому что нет эмоциональной привязки! Король ящеров просто «пришел-увидел-закусил-порычал». На этом все. Он не вызывает восхищения своей первобытной мощью, как было в первом «Парке», «Затерянном мире» и предыдущем фильме франшизы. Да, в его карьере было и унижение – позорная участь закуски спинозавра в третьей части. Но там и сам фильм не задался.

После подобной многоабзацной экзекуции может показаться, что у фильма вообще нет плюсов, но это не так. Плюс есть, как минимум, один, и зовут его режиссер Хуан Антонио Байона, птенец из гнезда Гилльермо дель Торо, автор «Приюта» и «Голоса монстра». Благодаря этому испанцу, при всех своих недостатках «Павшее королевство» – это невероятно красивый фильм! Уничтожение Исла Нублар во время извергающегося вулкана и одинокий силуэт брахиозавра, оставшегося на берегу – это эмоциональный и визуальный пик «Мира Юрского периода 2», превзойти который не удастся на протяжении следующего часа. Момент невероятно мощный: при всей своей откровенной манипулятивности печальные стоны динозавра, исчезающего в облаках пепла, буквально бьют под дых, настолько этот момент нетипичен для летнего «попкорнового» блокбастера. И, судя по американскому твиттеру, цели своей создатели добились: столько воплей с использованием слов «эмоциональная травма», «я внутренне выпотрошен» и прочих не было со времен гибели одного второстепенного персонажа из «Очень странных дел». Что еще? Короткие сцены с участием мозозавра (огромного водного чудовища) просто дышат хтоническим лавкрафтианским ужасом – особенно самые первые сцены с батискафом! Появление барионикса в неверном свете потоков лавы – просто пять с плюсом! Финальные побегушки от динозавров в викторианском особняке (при всем диссонансе сеттинга – вымершие ящеры очень плохо вписываются в барочные интерьеры) вообще заставляют визуально вспомнить немецкий экспрессионизм Фридриха Мурнау и Фрица Ланга. А уж тень индораптора на стене в отсветах молний, как уже говорилось выше, чистый Дракула!

В зачет создателям можно отнести также неплохой (пусть и проглядывающий заранее) твист с внучкой Локвуда, милые и эмоциональные моменты из детства велоцираптора Блю (да и вообще, сам ящер получился в разы обаятельнее большинства человеческих персонажей, пусть и излишне ми-ми-мишным), а также пару забавных шуток (хотя, опять же, превзойти «У меня есть парень» из первого «Мира» сценаристам не удалось).

Какой вывод можно сделать в результате? Первый «Мир Юрского периода» был глупым и увлекательным аттракционом, умело совмещающим захватывающие дух сцены и тонко рассчитанную ностальгию, подкидывая пару отличных «твистов» через каждые полчаса. Он не был идеальным (своих картонных персонажей, невнятных мотиваций и просто провисающих моментов тоже хватало), но со своей задачей – развлекать – справлялся на твердую "5". «Павшее королевство» (судя по заявлениям создателей) пыталось пойти по стопам фильмов «Империя наносит ответный удар» и «Месть Хана» – гораздо более взрослых и мрачных сиквелов, которым удавалось превзойти оригиналы. С этой задачей они не справились: «Мир Юрского периода 2» – типичное продолжение из разряда «тех же щей, да побольше», при этом провисающее сюжетно и (пардон за каламбур) без единой оригинальной молекулы ДНК в своем организме. Все элементы фильма зрители уже видели раньше, причем сделаны они были лучше. «Павшее королевство», несомненно, сделает кассу и обзаведется «смешанными/позитивными отзывами» на оценочных агрегаторах, а значит, третья часть неизбежна. Но ведь и за разочаровывающим «Затерянным миром» последовал «Парк Юрского периода 3» – худший фильм из всей франшизы (на фоне которого даже сегодняшний пациент смотрится выгодно), который угробил киносериал на 14 лет. Дно еще не пробито, можно дерзать дальше?

P.S. И лишний грех на совести создателей: нельзя приглашать в фильм Джеффа Голдблюма и давать ему только 2 минуты экранного времени.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)