СМОТРИ ТРЕЙЛЕР!

Убыр (роман)

Автор: Наиль Измайлов (псевдоним Шамиля Идиатуллина)

Жанр: «мальчишечьи ужасы», фэнтези

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: нет

Год: 2012

Похожие книги:

  • Борис Левандовский «Бабай» (роман)
  • Стивен Кинг «Цикл оборотня» (повесть)

У Наиля действительно было все для полного счастья. И не только у того, книжного мальчишки, но и у автора, подписавшегося именем своего персонажа. Главное – у него была возможность вписать уникальный татарский колорит в прекрасный, незатертый сюжет и создать роман ужасов, который наш читатель запомнил бы надолго. Ведь не так много нужно, чтобы впечатлить нашего читателя – мы и так получаем объедки с барского стола, довольствуясь редкими запоздалыми переводами мировых хоррор-хитов, а уж о достойных русских произведениях можно лишь мечтательно вздыхать. А зря, зря – почва очень благодатна, особенно если учесть количество людей, разочарованно признающихся, что Фредди Крюгер уже не цепляет, Джейсон перестал пугать еще с десяток лет назад, а для кинговского «Оно», знаете ли, уже возраст не тот – не нужны Пеннивайзу взрослые дядьки и тетки, ему мясцо помоложе подавай, понежней. А наша страна как полигон для развития событий – то, что надо. И вот, глядишь, начнет читатель воздерживаться от чтения перед сном, а проснувшись ночью, примется испуганно поглядывать в сторону окна – не лезет ли туда мертвец? А если мертвецы неинтересны, можно заменить их на… да хотя бы вот на убыра – чем не вариант?

Наилю и Дильке вот, брату с сестрой, не понадобилось даже романы читать – к ним убыр самолично пожаловал. Дождавшись возвращения родителей с кладбища в татарской деревне, в нагрузку с родными они получают и злого духа, вселившегося в маму и папу. Все начинается невинно – с улучшения зрения и повышения аппетита. Но это так, для отвода глаз – страшные вещи ни в коем случае не заставят себя ждать. Хочешь выйти попить воды на кухню? Прямо посреди ночи? Решил заглянуть к сестренке в комнату? Не удивляйся, увидев над ее кроватью маму, изломанную в странной позе, в непривычной красной одежде. А когда папа двинет на тебя в странном дождевике – не оплошай и защити себя. Сможешь? Наиль смог. И удрать из дому, оставив отца и мать на съедение убыру, спасая свою маленькую сестру, тоже смог. Но кто бы знал, что там, куда они бегут, им придется столкнуться со злом лицом к лицу…

Этот роман мог бы стать поистине чудесной, очень страшной сказкой. Невероятно страшной – такой, о которых шепотом рассказываешь друзьям, советуя не браться за нее в пору, когда тьма уже сгущается за окном. Но вот беда – Наиль Измайлов, он же Шамиль Идиатуллин, совершенно не желает посвятить себя хоррору, хотя предпосылки к успеху на этом поприще у него определенно имеются. После живописания домашних ужасов, органично вписавшихся в будни школьника и его семьи, после крестиков, всунутых в глаз и передвижения в ломаных, неестественных позах, после красной кофты, имеющей собственную жизнь – единственное, чего хочется, так это ЕЩЕ. Но фига, фига, вернее, калжа, калжа тураем – насвистывает автор и отправляет главных героев в путешествие «на деревню к дедушке». Убыр – это не самое страшное, что ждет читателя в этой деревне. Самое страшное – это Наиль Измайлов, литератор, который вознамерился написать не просто страшную сказку, но и роман о взрослении, о гражданском и национальном самоопределении, и вообще. Но играть на нескольких полях сразу невозможно. Непонятно, то ли автор посчитал, что плохо справится, оставив роман в рамках хоррора, то ли захотел шагнуть дальше, и показать, что он и эдак может – но это как актриса, внезапно решившая стать певицей, и растерявшая всех поклонников в силу скромных вокальных данных. У Наиля есть порох в пороховницах, удивительное чувство ритма, у него нежнейшие отношения со Словом и хватило бы сил на то, чтобы написать чудесную сказку на ужасный лад, а уж после – роман взросления и самоидентификации, раз уж для него как татарина это важно. Но втиснутые в одно произведение, они заставляют читателя тосковать по обещанной в первой трети книги ужасности, которая так и не нашла себе места на последующих страницах. Роман выглядит, как дама в легких летних шортах с накинутой поверх норковой шубой – неуместно и плохо скомбинированные, части текста отторгают друг друга. Тем, кто жаждет исключительно ужасов, можно остановиться на побеге героев из родного дома. Дальнейшие скитания по лесу и попытки стать мужчиной и защитником семьи, вкупе с татарскими словечками, к месту и не к месту вставленными в тексте, на роман ужасов похожи слабо.

На самом деле, у Наиля таки было все для счастья. Но воспользоваться задатками, уникальным набором карт, невероятно редко выпадающих в руки писателя, Измайлов не решился. Или не сумел – кто ж его знает. На выходе все равно получился небезынтересный роман, который стоит того, чтобы посвятить ему несколько свободных вечеров. Но надеемся, в будущем Измайлов все же определится и пойдет по одной тропе, не пытаясь разорваться на две сразу.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх