DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Ужас в глазах смотрящего

Птичий короб / Bird Box

США, 2018

Жанр: ужасы, фантастика, триллер

Режиссер: Сюзанна Бир

Сценарий: Эрик Хайссерер, Джош Малерман

В ролях: Сандра Буллок, Джон Малкович, Треванте Роудс, Сара Полсон и др.

Похожие фильмы:

  1. «Мгла» (2007)
  2. «Явление» (2008)
  3. «Тихое место» (2018)

Сегодня редкому фильму, не вышедшему в прокат, удается привлечь к себе столько внимания, сколько привлек его «Птичий короб», особенно если картина не посвящена социальным вопросам и далека от того, чтобы называться шедевром. Еще до того как экранизация романа Джоша Малермана была представлена на суд зрителей стримингового сервиса Netflix и, тем более, просочилась в сеть, потенциальные зрители уже разделились на две категории: одни называли картину жалкой копией «Тихого места» и сетовали, что у киношников нет никакой фантазии, вторые с нетерпением ждали нового триллера о непонятных чудищах, главную роль в котором исполнила оскароносная Сандра Буллок. А ведь были еще и те, кто предварительно ознакомился с первоисточником и суждение о фильме выносил, исходя из того, понравился ли роман (а читательский рейтинг у этой книги совсем невысок)! Теперь же, что ни день, то все больше набирает обороты так называемый Bird Box Challenge: по всему миру люди с завязанными глазами пытаются выполнять набор повседневных действий от чистки зубов до вождения автомобиля. Ни одному социальному проекту, посвященному людям с ограниченными возможностями, и не снилось, что заставить обывателей на денек примерить на себя шкуру человека с ограничениями можно, всего-то показав ему вариацию на тему очередного постапокалипсиса, в которой герои носят повязки на глазах.

«Птичий короб» сложно назвать новаторским проектом, он безынтересен технически и по форме, а сюжет, представленный в картине, мы видели на экране множество раз в самых разных вариациях: в один прекрасный день на человечество напали неизвестно откуда взявшиеся монстры, настолько невыразимо ужасные, что стороннему наблюдателю их просто не видно, в то время как человек, на них взглянувший, мгновенно сходит с ума и жаждет лишить себя жизни. Пять лет прожив под девизом «не смотри!», главная героиня фильма, Мэллори, все же решается выйти из дома, где она некогда спряталась, и отправиться к другим выжившим, вот только на руках у нее двое маленьких детей, Мальчик и Девочка, а путь предстоит неблизкий.

Помимо истории выживания, которая разворачивается в настоящем времени, зрителю предлагается взглянуть, с чего все начиналось с помощью флешбэков, так что мы увидим и еще бездетную Мэллори, и появление в ее жизни птичек-оповестителей, и тех людей, благодаря коим героиня смогла выжить и понять, как вообще можно существовать в мире, где один взгляд может лишить тебя жизни. Причем на сюжетную линию, рассказывающую о прошлом, потрачено не меньше времени, чем на ту, которая разворачивается в настоящем, так что сложно сказать, какая из них является центральной.

Все экранное время «Птичий короб» занимается эксплуатацией человеческих страхов, причем начинает это делать еще до того, как на горизонте появляются (условно появляются) монстры. Начинается фильм с того, что Меллори боится рожать: ребенок нежеланный, и женщина не уверена, что будет хорошей матерью и вообще сможет полюбить младенца. Затем появляется страх за собственную жизнь, который сменяется то страхом просто-таки лавкрафтовски неописуемых монстров, то незнакомых людей, коим может взбрести в голову что угодно. И, конечно, венчает все это дело страх за детей, который одновременно демонстрирует, насколько героиня изменилась за прошедшие пять лет, и показывает, что монстры настолько жестоки и безжалостны, что не пощадят никого. При таком раскладе невидимые монстры кажутся вполне удачной метафорой: страх действительно не имеет плоти и крови, он у всех разный и принимает самые разные формы. Тем не менее, нельзя не отметить, что картина многое бы выиграла, если б на экране хотя бы несколько раз появилась визуализация того, что представлялось персонажам перед тем, как они совершали суицид. В конце концов, зрителю совсем не обязательно смотреть на все происходящее лишь глазами Мэллори, да и немного побояться тоже хочется.

Еще сильнее «Птичий короб» выиграл бы от большего внимания к проработке сценария. Многие действия и поступки персонажей кажутся совершенно нелогичными, ну а сами монстры вызывают огромное количество вопросов, которые создатели оставляют без какого-либо намека на ответы. Например, абсолютно не ясно, почему монстры не могут войти в дом, если в нем закрыта дверь. По какому принципу они отбирают тех, кого убьют, а кого пленят, превратив в фанатиков, тоже не очень понятно. Почему они вдруг отступают, если человек их старательно игнорирует? Да и что они, в конце концов, такое, если не что-то вещественно-осязаемое, не волна и не частица?

А вот к чему в «Птичьем коробе» нет вопросов, так это к актерской игре. Несмотря на то, что все персонажи картины – всего лишь типизированные герои довольно невыразительного фильма ужасов, Сандра Буллок, Джон Малкович и Сара Полсон, задействованные в касте, выложились по полной. Благодаря этому, следить за тем, как Мэллори расставляет для себя все точки над i в отношении детей и превращается из человека, уходящего от ответственности, в того, кто взваливает ее на себя чуть ли не больше, чем способен вынести, куда интереснее экшен-сцен с невидимыми глазу монстрами.

Как и многим другим коммерческим проектам, «Птичьему коробу» очень не хватило энтузиазма со стороны создателей. После просмотра сложно отделаться от ощущения, что и для режиссера, и для сценариста картины она была лишь способом заработать денег и поработать на крупной голливудской киностудии. Возможно, если бы у Сюзанны Бир от идеи перенести творение Джоша Малермана на экран, наполнить его метафорами и визуальными приемами, передающими весь ужас внезапной атаки непонятных тварей, горели глаза и чесались руки, мы получили бы совсем другое кино. Ну а так, «Птичий короб» – лишь еще одно напоминание о том, что неизведанное внушает человеку лишь страх и панику.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)