ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Мгла / The Mist

США, 2007

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Фрэнк Дарабонт

Сценарий: Фрэнк Дарабонт, Стивен Кинг

В ролях: Томас Джейн, Марша Гей Харден, Лори Холден, Нэйтан Гэмбл, Тоби Джонс

Похожие фильмы:

Мгла 

Экранизации романов Стивена Кинга давно уже стали практически самостоятельным культурным явлением. Не всегда они выходят удачными, но почти никогда не проходят незамеченными. А зачастую, как это случилось и со «Мглой», вокруг них вспыхивают жаркие споры, в которых без счета ломают копья те, кому по нраву книга-первоисточник, и сторонники воплощения на экране. С момента выхода «Мглы» прошло уже десять лет, страсти давно улеглись, и в юбилейный для ленты год можно спокойно разобраться в ее плюсах и минусах.

В первую очередь, стоит сказать о том, что Фрэнк Дарабонт не впервые в своей карьере экранизировал книги Стивена Кинга. До «Мглы» были еще «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка», ставшие настоящей классикой. Беда, однако, в том, что обе эти картины – драмы, не имеющие отношения к хоррору (хотя «Зеленая миля», безусловно, имеет определенный налет мистики), и это в некоторой степени сказалось и на рассматриваемом сегодня фильме. События книги, на русском языке издававшейся под названием «Туман», переданы достаточно точно. После сильной бури на маленький провинциальный городок (естественно, в штате Мэн) со стороны расположенной за озером военной базы медленно надвигается стена необычайно плотного тумана. Люди спешат закупиться продуктами в местном супермаркете… где и оказываются заперты, когда выясняется, что в белесой дымке скрыта опасность, которую едва ли возможно осмыслить. Полная изоляция, неизвестность и первобытный страх быстро заставляют бывших добрых соседей измениться, порой не в лучшую сторону.

Мгла 

Разумеется, кинопроизводство диктует свои ограничения, и некоторые сцены, присутствовавшие в книге, пришлось выкинуть, благодаря чему фильм получился более динамичным и жестким. И «чистому» хоррору это могло бы пойти только в плюс, да только во «Мгле» акцент довольно сильно смещен на переживания героев и конфликты между ними. Да, конфликтов в ленте предостаточно! Конфликтует главный герой со своим соседом, выясняют отношения работники магазина, сталкиваются, наконец, люди, подверженные и не подверженные влиянию религиозной фанатички. И наблюдать за этим – сущее удовольствие. Беда только в том, что драма человеческих отношений затмевает собой собственно хоррорную составляющую этого кино. Монстры в фильме есть, их много, они разные и могли бы по-настоящему пугать, если бы на них обратили чуть больше внимания. Но, к сожалению, чудовищам, образ которых вызывает смутные ассоциации с лавкрафтовским бестиарием, дают более-менее разгуляться лишь к концу ленты.

Финал, к слову, в свое время стал темой наиболее горячих споров среди кинокритиков. Дело в том, что он практически прямо противоположен книжному. Кинг оставляет человечество барахтаться в липком тумане, скрываясь от невероятных чудовищ. Цивилизация угасает, но герой не теряет надежду и изо всех сил пытается спасти себя и сына. В финале от Дарабонта все иначе. Надежды лишается герой, но при этом человечество получает сладкую пилюлю ничем, по сути, не объясненного и не обоснованного спасения. Хорошо это или плохо? Сказать однозначно сложно. Возможно, повесть с такой концовкой потеряла бы свое очарование безысходности, но не будем забывать, что кино живет по иным законам. Для экранизации измененный финал стал куда более выигрышным. В заключительной сцене эмоциональный накал достигает своего пика, и развязка обрушивается на зрителя как огромных размеров волна, оставляя лишь возможность с замиранием сердца примерять ситуацию на себя и думать, нашлись бы у него силы на месте героя поступить иначе. За этот финал, хотя и не всем он пришелся по нраву, ленте на самом деле можно простить многое.

Мгла 

Впрочем, хороша «Мгла» не только своей историей. С визуальной частью тоже все просто отлично. Силуэты чудищ в густом тумане заставляют фантазию работать на полную катушку, а те, что попадают в кадр – выглядят мерзко и пугающе. С такими тварями уж точно не захочется встретиться, отправившись в продуктовый за углом как-нибудь рано утром!

Также на высоте и игра актеров. Образы получились колоритными и запоминающимися, особенно можно отметить сумасшедшую фанатичку миссис Кармоди в исполнении Марши Харден и сотрудника магазина Олли, которого сыграл Тоби Джонс. Эти персонажи проработаны настолько глубоко, насколько это возможно, а наблюдать за изменениями их характеров можно бесконечно. Порой даже становится любопытно, неужели и правда достаточно пары дней (и некоторых очень специфических условий) для того, чтобы городская сумасшедшая сколотила кровожадную секту, а скромный и бессловесный тюфяк превратился в отважного воина?

В общем же фильм производит очень и очень хорошее впечатление. Возможно, это не лучшая киноадаптация работы Стивена Кинга. И не лучшее из снятого Фрэнком Дарабонтом. Порой «Мгла» даже кажется слишком уж драмой, ведь взаимоотношениям героев в ней уделено куда больше времени и внимания, чем разворачивающемуся вокруг ужасу. Но, может быть, это является и главным плюсом фильма, ведь в любой ситуации, в любых обстоятельствах все мы остаемся людьми. И никто из нас не сможет убежать от человеческой природы и в лучших, и в худших ее проявлениях. Разве что прорваться с боем только ради того, чтобы навсегда потеряться в седом тумане, пришедшем из-за озера…

Мгла

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх