DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В память о легендарном хищнике

<Pantera

22 июня этого года мировая тяжелая сцена понесла очередную серьезную потерю. На 55-м году после сердечного приступа ушел из жизни Винсент Пол Эббот, оригинальный барабанщик и один из основателей легендарной группы Pantera, которую он создал вместе со своим братом Даймбэгом Дарреллом в далеком 1981-м. И хоть об этом коллективе уже сказано более чем достаточно, да и написано никак не меньше, видно, пришло время вспомнить о том влиянии, которое команда оказала на развитие тяжелой музыки. Несмотря на то, что официальная история Pantera закончилась задолго до того, как двое ее основателей покинули этот мир, ее могучее наследие оказалось живее всех живых и по-прежнему устанавливает стандарты американского экстремального метала.

В определенной степени участники Pantera всегда придерживались пути поперек взглядов. Группа зародилась в техасском Арлингтоне, где в большом почете были блюз и кантри, но уже тогда эти парни больше тяготели к наследию Black Sabbath, Van Halen, Kiss и пр. Причем, именно последние оказали на юношей сильнейшее влияние, поэтому ранняя Pantera (впрочем, тогда она еще называлась Pantera's Metal Magic) имела совсем иной облик. Да, парни начинали как типичная глэм-метал банда с непременным кричащим имиджем, спандексом, высокими начесами и «сладкими» глэмерскими псевдонимами.

В первый, по-настоящему устоявшийся состав группы входили братья Эбботы - Винни (ударные) и Даррелл (гитара), а также басист Рекс Браун и вокалист Тэрри Глэйз, ранее занимавший пост второго гитариста. Можно сказать, что его сосредоточенность на вокале пошла молодой группе только на пользу, позволив таким образом Дарреллу как следует раскрыть свой потенциал. Уже в тот период Даррелл как гитарист подавал большие надежды и с легкостью перенимал материал безумно популярных в то время Iron Maiden, Judas Priest, Van Halen.

Ранний материал группы не отличался особой оригинальностью. Однако, если поэтапно проследить их ранний путь на альбомах «Metal Magic», «Project In The Jungle» и «I Am The Night», то можно увидеть, как преобразуется их музыка из раскованного харда в более тяжелый материал, вдохновленный Metallica, Slayer и Anthrax, которые в первой половине 80-х упорно выводили трэш-метал из подполья. «Пантеровцы» все еще щеголяли своей пестрой «шерсткой», но уже тогда было ясно, что их бурлящая энергия тщетно ищет выхода. Все эти преобразования вызывали недовольство у Терри Глейза, не в последнюю очередь из-за того, что его вокальные данные уже не гармонировали с ужесточившимся материалом группы. Поэтому его уход можно считать само собой разумеющимся итогом.

Но нет худа без добра. После нескольких просмотров кандидатов на пост вокалиста судьба столкнула музыкантов со столь знаковой личностью, которой суждено было сыграть огромную роль в жизни Pantera, стать ее неотделимой частью, удвоить ее мировую славу… и заодно доставить ее участникам немало головной боли. Речь, разумеется, идет о Филиппе Хэнсене Ансельмо. Во время прослушивания Эбботы и Рекс Браун были так впечатлены его мощными вокальными данными, что Ансельмо был принят в группу без лишних разговоров. В 1988 г. с ним был записан четвертый диск «Power Metal». Выдержанный в пограничном стиле между хард-роком (парни все еще продолжали цепляться за прошлое), спид-металом и трэшем, альбом тем самым подготовил благодатную почву для дальнейшего преображения Pantera в одну из сильнейших метал-групп планеты.

Уже тогда это был крепкий и сыгранный коллектив, основным костяком которого выступали, конечно же, братья Эбботы. Даррэлл, неустанно совершенствовавший свою технику игры, к тому времени слыл одним из сильнейших гитаристов, снискавших огромное уважение среди коллег по цеху. Когда Дейв Мастейн пригласил Эббота-младшего в свою группу, тот не особо раздумывая ответил, что такое будет возможно только в том случае, если его брат Винни перейдет вместе с ним. Но т.к. место барабанщика в Megadeth было уже занято Ником Менцой, каждый остался на своем месте. В принципе, такой расклад пошел только на пользу. Основатели Pantera должны были сосредоточиться на своей группе, ибо впереди их ждал невиданный доселе прорыв.

Pantera

После полутора лет упорной работы парни явили миру свое новое детище, не похожее ни на что прежде ими создаваемое. Альбом «Cowboys From Hell» вышел в июне 1990 г. и представил совершенно новый, можно сказать, каноничный облик Pantera, по которому ее будет узнавать весь мир. Этим названием парни словно заявляли о том, кто они есть и откуда, отринув прошлое и кардинально сменив имидж. Пластинка послужила тем самым прочным фундаментом для пьедестала славы, на который практически мгновенно были вознесены четверо музыкантов. Материал, представленный на ней, демонстрировал поджарый, стремительный и техничный трэш-метал с характерной ритмичной структурой, которая и дала начало новому направлению, известному как грув-метал.

Ритм-секция в разы ужесточилась, да и Ансельмо, хоть все еще придерживался вокальной манеры a-la Роб Хэлфорд, запел более грубо и экспрессивно в духе Джеймса Хэтфилда. Отдельная заслуга крылась в мощной, сложной и одновременно дико забористой гитарной подаче Даррелла, который на тот момент носил псевдоним Даймонд. Музыкант никогда не скрывал, что его гитарный стиль был выработан под влиянием таких мастеров струн, как Тони Айомми, Эдди ван Халена, Рэнди Роадса, Джо Сатриани, Ингви Мальстина и др. Впитав все это словно губка, он сформировал собственный почерк, который и стал визитной карточкой группы.

Несмотря на свою экстремальность, альбом также мог похвастаться сильными хитами в духе заглавной темы или «Cemetery Gates» (пожалуй, наиболее лиричной композиции), основные риффы которых знает абсолютно каждый, даже не имея представления о названии коллектива, что на данный момент практически невозможно. Именно этот альбом до сих пор считается «вторым» дебютом Pantera, как самими участниками группы, так и армией их поклонников. Помимо своей неоценимой поддержки традиционного метала, в то время оттесненного навязчивой волной гранджа, «Ковбои из ада» серьезнейшим образом повлияли не только на начинающих исполнителей, но и на более матерых зубров, которые в свое время сами стояли у истоков жанра. Тот же Роб Хэлфорд, покинувший ряды Judas Priest, в первой половине 90-х сколотил драйвовую команду Fight, чье звучание во многом было близко к Pantera.

«Cowboys From Hell» в прямом смысле слова открыл команде путь на большую сцену. Длительные гастроли на разогреве у Judas Priest, Exodus, Suicidal Tendencies и, разумеется, участие на легендарном фестивале «Монстры Рока» в компании AC DC и Metallica, которое помогло Пантере сразу и надолго завоевать сердце российского слушателя.

По сей день «Cowboys From Hell» считается многими поклонниками команды и метала в целом лучшим произведением техасцев. Но не потому что все прочие их работы были слабее, а, скорее, по принципу первенства. Для многих он был напоминанием о безбашенной юности, отданной хэви-металу, для других - олицетворением дичайшего концертного угара, для третьих символизировал победу над коммерческой музыкой. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что альбом разошелся немыслимыми тиражами, достигнув в 1997 г. платинового статуса. А в 2006 г. журнал «Guitar World» поставил пластинку на 11 место в категории «Ста величайших гитарных альбомов».

Хотя, может быть причина такого успеха крылась в другом. Предоставим же слово самому Винни Полу: «…Pantera представляли собой крайне слаженно играющий механизм, и к тому же нас распирало от уверенности в собственных силах. Мы ощущали себя единым механизмом, а именно товарным, неудержимым поездом. Наша первая пластинка вышла, когда мне было 17 лет, а Дайму – 15. Мы росли как музыканты, становились все лучше, и “вытаскивали” друг друга на новый уровень. Когда начали сочинять песни для “Cowboys From Hell”, мы почувствовали некую магию. Мы получили отказы в сотрудничестве от всех американских лейблов, так разозлились из-за этого, и вся эта злоба вылилась в нашу музыку! А еще мы увидели, как наши песни нравятся слушателям, нашей публике. Да от этих новых песен у них “рвало башню”. На концертах все требовали “Cowboys From Hell”, в принципе, любую песню с этой пластинки, причем, так было еще до самой записи этих новых песен. Нам было очевидно, что мы создали нечто особенное…»

Разумеется, такой успех не мог не вдохновить на новые подвиги, и спустя два года группа разродилась своей «второй» студийной работой под названием «Vulgar Display Of Power», что в переводе означает «Грубая демонстрация силы». Название было взято из классического фильма ужасов «Изгоняющий дьявола» 1973 г. и было вполне в духе Фила Ансельмо, большого любителя и коллекционера хоррора. Как бы там ни было, но название оказалось чертовски подходящим.

Группа заметно утяжелила звучание, завершив тем самым свою трансформацию от канонов хэви к полноценному груву. Ансельмо значительно расширил свой вокальный диапазон и все чаще включал в него хардкоровые нотки. Такие сокрушительные боевики как «Fucking Hostile» и «Mouth For War» прочно обосновались в особом концертном арсенале команды, прибереженным, чтобы как следует разогреть, или наоборот, «добить» аудиторию. Вместе с тем на альбоме также присутствуют более размеренные вещи «This Love» и «Hollow», которые можно причислить к балладам. Как мы видим, участники группы не ограничивали себя какими-либо рамками и все время разнообразили свой творческий багаж. Альбом был принят очень восторженно и по истечении времени достиг статуса золотого, а после и платинового. В 2001 г. журналом Q он был зачислен в категорию «50 тяжелейших альбомов всех времен».

Несмотря на весьма брутальное звучание и диковатый имидж, все это время «пантеровцам» удавалось избегать столкновений с общественностью. Сами они объясняли это тем, что тексты Ансельмо хоть зачастую и носили достаточно вызывающий и экстремальный характер, все же оказывались ближе большинству их слушателей. Фанаты видели в них себя самих и те ситуации, которые могли произойти (или же происходили) с ними в реальной жизни, что в свой черед говорит о «народном» статусе группы. Команда достаточно грубо и бесцеремонно пробила себе дорогу к вершине и значительно расширила концертную деятельность, поддерживая своих кумиров Black Sabbath и Iron Maiden, а также выступая в качестве полноценных хедлайнеров.

Последующий лонгплей «Far Beyond Driven», вышедший в марте 94-го, продолжал упрочнять мировую славу Pantera, хотя ему и пришлось здорово побороться за первенство среди засилья гранджевых исполнителей и набирающих популярность альтернативщиков. Тем не менее, Пантера невозмутимо закатала и тех, и других в асфальт, по-прежнему делая ставку на тяжесть, техничность и фирменный кач. Их совершенно не пугали новомодные тренды, т. к. это все было скоротечным товаром. Вот что говорил по этому поводу Ансельмо: «Мы пережили все направления: хэви-метал, гранж, фанк-метал, рэп-метал, но мы все еще здесь. Мы всем дали понять, что мы не занимаемся херней. Наши фанаты знают, что мы преданы нашей музыке до мозга костей».

Начиная с этого альбома, басист Рекс Браун отказывается от своего прозвища «Rocker», а младший Эббот окончательно превращается в Даймбэга Даррелла. Альбом сполна насладился лучами славы - такие хуковые песни как «I’am Broken» и «5 Minuts Alone» стали стопроцентными хитами, а кавер на Poison Idea «The Badge» вошел в саундтрек культового фильма «Ворон». Выход этой пластинки сопровождался достаточно скандальными штучками: начиная со знаменитой обложки «Far Beyond Driven» с черепом и вонзающимся в него сверлом (хотя в оригинале это самое сверло пронзало совершенно противоположную часть тела) и заканчивая ссорами с журналистами Kerrang! и концертными выходками Ансельмо. К слову, в то время этот выдающийся фронтмен стал несколько отдаляться от своих собратьев, что было вызвано проблемами со здоровьем и, как следствие, проблемами с наркотиками.

Pantera

Данная ситуация косвенным образом отразилась на работе над следующим откровением техасцев, получившим название «The Great Southern Trendkill». Во время записи Фил предпочитал работать отдельно от остальных участников группы, что явно не способствовало укреплению их внутренних отношений. Как ни странно, но от этого эта пластинка только выиграла. Несмотря на то, что годы спустя Винни Пол откровенничал, что его и Даймбэга не совсем устраивал уровень последних двух альбомов группы, эта пластинка до сих пор считается одной из самых необычных в репертуаре Pantera.

Здесь сложно выделить какие-либо хиты, но альбом приковывает к себе внимание как раз за счет своей брутальности, мрачности и бескомпромиссности. Лирика Ансельмо еще более окрасилась в темные тона и помимо прочего затрагивала достаточно личностные темы, в том числе и борьбу с наркозависимостью. Все это оставило отпечаток и на вокальной подаче Фила, которая стала более экстремальной и подчеркнуто хардкоровой. Для записи партий бэк-вокала был даже приглашен лидер грайндкор банды Anal Cunt, Сет Путнам.

Да, это был очень опасный и хищный экземпляр, наделенный расчетливостью и интеллектом прирожденного убийцы. Несмотря на свою экстремальность, «The Great Southern Trendkill» позже получил платиновый статус. Знаменитое гитарное соло Даймбэга в «Floods» было причислено к категории лучших, когда-либо написанных метал-группой, а легендарная обложка с гремучей змеей считается одной из самых узнаваемых в мире тяжелой музыки. Его триумфальное шествие по миру было омрачено передозировкой Фила Ансельмо, пережившего клиническую смерть и чудом вытащенного с того света.

Последующий выход концертного альбома, единственного во всей дискографии, «Official Live: 101 Proof», запечатлевшего всю живую мощь команды (а для Пантеры открытая сцена – это именно ее стихия), стал отличным подарком для всех преданных фэнов группы, а также активно способствовал привлечению новых. А между тем группа потихоньку работала над своим новым студийным детищем.

«Reiventing The Steel» вышел в марте 2000 г. В совокупности он оказался девятым по счету и, как оказалось, последним альбомом зажигательных парней из Техаса. Само название отсылало к знаменитому «Brirtish Steel» Judas Priest, да и сам материал стал возвращением к наследию группы начала 90-х. На рубеже тысячелетий Pantera предстала во всем своем диком великолепии, сохранив в неизменности свой фирменный грув и первобытный драйв, не взирая на новомодные музыкальные течения и капризы судьбы. Тем самым музыканты, сами того не подозревая, замкнули круг. А как свидетельствует история, такое случается лишь с по-настоящему талантливыми личностями.

Что было дальше, думаю, известно многим. После успешного тура в поддержку «Reiventing The Steel» участники группы так и не смогли собраться вместе и прийти к общему согласию насчет будущего группы. В яркой и насыщенной истории Pantera была поставлена точка. Жизненные дороги ее членов разошлись в разных направлениях, но все равно были объединены общей страстью к музыке.

Фил Ансельмо продолжил активную деятельность в своих многочисленных сайд-проектах (Down, Superjoint Ritual и пр.) и даже завел дружбу с норвежскими блэк-металлистами. Рекс Браун на пару с именитым барабанщиком Винни Эпписом сформировал успешную группу Kill Devil Hill. Что же касается братьев Эбботов, то они по-прежнему держались вместе и довольно скоро основали новую команду Damageplan. Это был по-настоящему многообещающий проект, в рамках которого было выпущен всего один альбом. После чего карьера этого коллектива была прервана ужасающими и кровавыми событиями, имевшими место на концерте в Колумбусе, штат Огайо в 2004 г…

Безусловно, 90-е были временем безоговорочного триумфа Pantera. Квартет неустанно трудился, как и в студии, так и на сцене, с полной самоотдачей, на пределе эмоций. Мощнейшие живые шоу с зашкаливающим уровнем адреналина, бесконечные афтепати, ставшие легендарными, и длительные изнуряющие гастроли. И так по кругу, от альбома к альбому. Не было такой сцены, которая бы не покорилась им, и не было таких преград, через которые бы группа не перешагнула. Они купались в признании и любви публики, но и отдавали не меньше. Сколько сил, физических и моральных было затрачено ими. Сколько струн было порвано Даррелом и Брауном, сколько барабанных палочек отправлено в утиль Винни Полом. В конце концов, сколько костей Фила Ансельмо было переломано во время их сногсшибательных перфомансов. И это был не имидж, а именно образ жизни.

Pantera

Давно уже подмечено, что чем ярче горит пламя, тем недолог его срок. Карьеру Pantera нельзя назвать слишком уж короткой, но в любом случае она оставила исключительно сильное и живучее потомство. Можно бесконечно гадать, каким было бы их творчество, не распадись команда, но все это бесполезная трата времени, которое можно провести с большим толком, просто включив что-либо из их золотого бэк-каталога. С уверенностью можно сказать, что труд этих четверых музыкантов не подлежит забвению, равно как и творчество тех, кто в свое время сподвигнул этих парней стать теми, кем они стали и тем самым заслужили место в вечном зале славы тяжелого метала.

f

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)