DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Валерий Петелин: «Настоящим художником я почувствовал себя только к сорока пяти годам»

Работы Валерия Петелина видел каждый, кто сколько-нибудь следит за новинками серий «Самая страшная книга» и «Мастера ужасов», ведь именно этому художнику обязаны обложками многие издания. Однако не всем в хоррор-сообществе известно, что Валерий — опытнейший иллюстратор, начавший карьеру еще в начале 1990-х и поработавший над сотнями книг. DARKER решил, что откладывать наше знакомство больше недопустимо, и взял у художника эксклюзивное интервью. Поговорили о творчестве, книжной графике в России и, конечно, о новой обложке ССК-2024.

Обложка к сборнику М. Парфенова «Зона Ужаса»

Валерий, давайте начнем наш разговор с начала вашего творческого пути. Как и почему вы стали художником? Это было случайностью или неизбежностью?

Скорее случайной неизбежностью. Всегда любил рисовать, с самого детства. Но, честно говоря, никогда всерьез не думал делать это увлечение своей профессией, тем более что в советское время быть художником было непросто. Хорошую работу получали только известные и заслуженные. У меня не было никаких шансов на этом поприще — и первым местом работы стало конструкторское бюро. Потом началась перестройка, и это место приказало долго жить, поэтому подал заявку на курсы мультипликаторов на телевидении.

Ваша профессиональная деятельность началась с должности художника-аниматора на телестудии. Расскажите об этом опыте.

Художник-аниматор — очень интересная профессия. Студия «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран» производила много мультфильмов для советского телевидения. Работали в то время без компьютеров — только специальные станки, калька, карандаши, целлулоид, краска. С большим удовольствием трудился над разными проектами, но понемногу начинал понимать, что я не командный игрок. А в 90-е студия закрылась, и пришлось искать новое место работы.

Когда вы увлеклись литературой? Какие авторы и произведения сформировали ваш вкус?

С детства читал все, что отец приносил себе из библиотеки. В основном это были журналы «Искатель», но также романы советских и немногочисленных западных фантастов. Братьев Стругацких в то время не печатали (выходили только небольшие рассказы в журналах), а советская фантастика для меня была довольно унылой и слишком идеологизированной. Так что мне просто нравился жанр НФ и все, что было на него похоже.

«В дремучем лесу»

«Баба Яга»

Насколько менялись ваши литературные предпочтения со временем? Влияли ли на них книги, которые попадали вам в работу?

Литературные предпочтения не менялись, они просто расширялись. Булгаков, Ильф и Петров, Алексей Толстой, Лавкрафт, Ричард Морган, Шекли, Нил Гейман, Роберт Хайнлайн, Харуки Мураками, Роджер Желязны, Стивен Кинг, Реймонд Чандлер и сотни других авторов. При этом никогда не любил Дж. Р. Р. Толкина.

Но книги, над которыми работал, никогда не влияли на мои предпочтения. Знали бы вы, сколько «мусора» приходилось иллюстрировать. Для меня в тот период это был просто способ заработать на жизнь.

Вы стали иллюстратором более тридцати лет назад и с тех пор находитесь внутри издательского процесса. Какие наиболее существенные изменения или тенденции вы могли бы отметить в подходе к дизайну обложек, иллюстрированию книг или, может быть, в книжной отрасли вообще?

За такой длительный период изменилось многое. Не хотелось бы на что-то жаловаться или о чем-то сожалеть. Работа в издательстве — это потогонная система и тяжелый труд. Пятнадцать лет у меня ушло на то, чтобы научиться профессионально и быстро работать. А настоящим художником почувствовал себя только к сорока пяти годам. Постоянная работа в издательстве продолжалась до 2014 года. Потом перестала устраивать система оплаты, и начал думать о других сферах.

«Жнец»

«Азраил»

За свою творческую карьеру вы повидали неисчислимое множество книжных обложек и иллюстраций. А возможно ли вас до сих пор чем-нибудь удивить? Если да, то приведите наиболее свежие примеры.

За свою творческую карьеру повидал неисчислимое множество откровенно плохих обложек и иллюстраций. Да и сам, бывало, делал такое. Мы же все-таки в России живем. У нас нет школы книжной обложки и иллюстрации, как в США, например. Здесь среди серьезных художников книжная графика как искусство непопулярна, ведь этому никто не учит. Сам обучался на основе артбуков известных зарубежных мастеров книжной иллюстрации.

Удивить меня можно хорошей, интересной, профессиональной и качественной работой. Вот, например, Сергей Шикин меня постоянно удивляет и радует.

Не задумывались ли о том, как можно вывести книжную графику у нас на должный уровень? Где корень проблемы — в системе образования, позиции издательств, недостатке потребительского спроса?

Вывести книжную графику на должный уровень можно, но для этого нужны реформы. А они в настоящее время невозможны. Необходимо изменить саму систему художественного образования. Убрать замшелых преподавателей, зацикленных на советской школе иллюстрации, которые считают, что «Россия — родина слонов» и для которых слово «Запад» означает только тлетворное влияние. У нас не развивают и не зажигают таланты, а, наоборот, высушивают и лишают воображения. Такова сегодняшняя реальность.

Позиция издательств в наши дни тоже вполне понятна — все решает прибыль. Большая часть рынка — Донцова, криминальные детективы и попаданцы. Меньшая — фантастика, фэнтези и хорроры. Именно поэтому многими из сделанных мной обложек для издательств совсем не горжусь. Да и расценки на работу у нас не менялись уже примерно лет пятнадцать. Так что зарабатывать этим на жизнь просто невозможно. Рад, что ушел от этого и могу делать то, что мне нравится, в свободное от основной работы время.

«Воскресная месса»

«Грустный Пьеро»

Среди сотен своих обложек есть ли у вас любимые или наиболее значимые лично для вас?

Не думал об этом. Среди сотен будут единицы, за которые не стыдно, наверное. Вообще, отношусь к работе по-другому — для меня важен сам процесс. А если получается достойный результат, то это просто прекрасно!

Сложнее ли с годами находить новые идеи или, напротив, богатый опыт в этом помогает?

Новые идеи реализую в своих творческих работах, где сам себе хозяин и могу воплотить все что угодно. Меня не интересует, как это воспримут окружающие. Более того, как правило, здесь, в России, меня не очень понимают и воспринимают. Мои поклонники в основном живут за пределами нашей консервативной Родины. Сейчас, правда, не могу принять участие в зарубежных выставочных проектах и продавать работы — по известным причинам. Надеюсь, что со временем все наладится!

«Дриада»

Как вам комфортнее иллюстрировать книги — когда перед вами есть четкая задача или когда можете представить любой образ на свое усмотрение?

Профессиональный подход к обложке — это когда задачу формулирует редактор, а художник нанизывает свои образы на этот стержень. Так работать быстрее и проще, иначе фантазия художника может не совпасть с коммерческими интересами издательства.

Если говорить о ваших работах в сериях «Самая страшная книга», «Зона Ужасов» и «Мастера ужасов», то кто чаще выдвигает идеи для обложек книг? Вы, редакторы или авторы? С насколько подробными ТЗ вам приходится иметь дело?

Конечно, идеи выдвигают редакторы. Они знакомы с содержанием конкретной книги. Сам даже не читаю тексты, так как это только отвлекает и путает мысли. Да и времени на прочтение просто нет — сроки на производство довольно малы (как правило, не больше десяти дней). Единственный раз идею выдвигал автор — Виктор Пелевин. Он сам руководит процессом создания обложек для своих книг.

Обложка к серии «Звезды научной фантастики»

Расскажите о вашей новейшей работе для серии ССК, а именно обложке к ССК-2024. Как эта милая старушка там оказалась и почему именно она? Явилась из «Черных сказок»?

Обложка для ССК-2024, не буду скромничать, получилась удачной. Опять же, благодаря удачной идее редактора серии. Меня попросили сделать что-то теплое такое, ламповое. Вот и вспомнил детство, лето у бабушки в деревне, керосиновую лампу, старый комод и милую белую салфеточку. Бабушка у меня, к слову, была добрая и хорошая, а то мало ли что читатели подумают. Бабушка из «Черных сказок» все же другая. Она мрачная и лишена эмоций. А на обложке ССК-2024, наоборот, веселая и задорная. Совершенно другой характерный образ.

Обложка для антологии «Самая страшная книга 2024»

Обложка для антологии «Черные сказки»

В каких направлениях вы сегодня трудитесь, помимо книжных иллюстраций?

Вот как раз книжная иллюстрация сейчас занимает в моей жизни очень небольшое место. Заработать на жизнь этим невозможно, поэтому в России делаю немного для серий ССК и «Мастера ужасов». Не больше трех-четырех обложек в год, больше для собственного удовольствия. Основная же работа связана с зарубежными фирмами-изготовителями наборов для моделизма — создаю для них бокс-арты. Все свободное время, если такое остается, посвящаю творчеству.

Спасибо за интервью, Валерий! Ждем ваших новых работ!

Надеюсь, что смогу порадовать любителей хоррора разными веселыми и невеселыми старушками и прочими душевными персонажами. Благодарю вас за интерес к моему творчеству!

«Семья Яйцеголовых»

Группа художника в VK

Портфолио художника на ArtStation

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Екарный Бабай 09-12-2023 09:30

    Очень интересно, особенно меня радует здравый подход к производственному процессу, хоть многим он и покажется "бездушным".

    Учитываю...
  • 2 id21056186 06-11-2023 01:47

    Критикаsmile

    При всем уважении к иллюстратору но к "Заступе" обложка откровенный брак, совершенно "левое" изображение не воспроизводящее сюжет произведения, такого же мнения были и остальные знакомые прочитавшие эту книгу. Вконтакте от фанов цикла любительские арты на несколько голов выше. Яркий пример что значит делать без души а ради заработка.

    Учитываю...
    • 3 petelin1963 17-11-2023 15:13

      id21056186, Жаль, что вы не читали мое интервью. Там все про заработок и обложки написано русским языком. Для не любителей читать длинные тексты еще раз повторяю. Я автор изображения на обложке. Автором идей является писатель в данном конкретном случае). А платят за это удовольствие примерно на два раза в магазин за продуктами сходить )

      Учитываю...
  • 4 Provod 22-10-2023 11:31

    Отличное интервью, интересное. Многих работ я раньше не видел. Спасибо.

    Учитываю...