ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Владимир Князев: «Во время записи меня охраняет кот»

Владимир Князев не пишет страшных книг, зато очень много их читает. Причем делает это вслух — в рамках своего аудиопроекта, благодаря которому сотни людей могут познакомиться с работами Ричарда Лаймона, Шона Хатсона, Эдварда Ли, Адама Нэвилла и многих других. Его голосом оживлены сборники «Splatterpunk stories», «Страшные истории на ночь» и «Русский русский хоррор», его аудиокниги высоко ценят фанаты ужасов, а сам Владимир охотно сотрудничает с DARKER. Наш журнал просто не мог пройти мимо этого человека и взял у него небольшое интервью.

 

Владимир, привет. Твой голос знает любой фанат литературных ужасов в аудиоформате, но при этом личность декламатора остается за кадром. Информации о тебе не так много, и именно это нам предстоит исправить. Ведь темная сторона должна знать своих героев. Итак, расскажи же о себе во всех подробностях. Как водится: кто таков, с какого района и почему такой дерзкий?

Добра вам. Зовут Владимир, сам из столицы Поволжья Саратова, где родился, рос и полюбил микрофон. Как и практически в любом человеке живут две сущности. Один Владимир с одной фамилией занимается наукой и преподавательской деятельностью, а второй с фамилией Князев время от времени начинает говорить, записывать это, а потом это все появляется в Сети.

Какой наукой, если не секрет? Уж не алхимией ли?

Насчет «ал» не знаю, но вот химию ненавидел всей душой. Всегда считал, что если человек смешивает красный и зеленый настой, а из этого получается черный, то это колдун и его надо сжечь! Когда учился в школе, в выпускном классе, у меня при всех остальных отличных (в первых двух четвертях) по той самой химии были двойки. Оттого и медаль накрылась. А спасло и вытянуло на тройку в году то, что за новогодние каникулы выучил наизусть учебник и, совершенно не понимая, что говорю и зачем, рассказывал учителю о валентности и соединениях. Поэтому для себя выбрал науку весьма далекую от фундаментальных. Это финансы.

Как пришла в голову мысль посвятить себя созданию аудиокниг? Что для тебя это занятие? Не рассматривал ли всерьез вариант зарабатывать аудиокнигами на жизнь?

В 90-х работал на нескольких Саратовских радиостанциях (в это время, кстати, и появился собственно Владимир Князев), вел новости, тематические программы, а в начале 00-х ушел и посвятил себя написанию кандидатской диссертации. Почти 10 лет практически не вспоминал о занятии молодости, но по работе стал частенько ездить в длительные командировки, а чем еще заниматься в поездке, как не читать или слушать. Я решил совместить и несколько лет слушал аудиокниги. Потом пришло осознание, что аудиокниг много, а аудиохоррора нет совсем, поэтому решил попробовать сам.

Касательно заработка аудиокнигами… Несмотря на основную специальность — не представляю, как этим можно заработать. Просто делаю их в свободное время и дарю людям.

Опиши свой творческий процесс. Как проходит работа над новой книгой, где удобнее творить, в какой обстановке, каким оборудованием пользуешься?

Техническая сторона малоинтересна ряду людей… Да всем она совершенно не интересна. Поэтому в двух словах. Пишусь в домашней студии на Zoom h4n в основном по ночам. Обрабатываю в поездках или во время «окон» в учебном процессе.

В заголовке твоей группы ВКонтакте отмечен экстремальный хоррор. Почему именно это направление? Не секрет ведь, что далекие от жанра люди считают любителей литературной расчлененки и всяческих изуверств с извращениями в лучшем случае ненормальными.

Наверное, не я первый и не я последний кто это скажет. Такого рода литература дает эмоциональный выброс и некую разрядку. Это гораздо лучше, чем беспросветная псевдоинтеллектуальная депрессуха, от которой хочется (а некоторым и можется) повеситься. Здесь же человек передернется, нервно хихикнет, потом в голос рассмеется со словами: «Бывает же такое», глубоко вздохнет, да и пойдет себе жить и творить дальше.

Можешь выделить авторов, которых всегда «на ура» встречает твоя аудитория? И назови персональных любимцев.

Конечно же это великий и прекрасный Эдвард Ли, который сумеет любой, самый ужасный момент в жизни своего героя извратить так, что станет гораздо хуже. И читатель/слушатель, отсмеявшись и отплакав, в конце скажет: «Слава те господи, что все это не со мной». Помимо него очень нравится язык, которым пишет Лансдейл, философия Кетчама, брутальность Вайта. Из российских авторов выделил бы Кожина, Шолохова, Подольского (гы-гы). Иногда хочется и кардинальной перемены материала, тогда читаю Михаила Успенского, Бориса Акунина, Михаила Юдовского.

А как считаешь, можно ли наших авторов сопоставить с западными коллегами? Не так давно у тебя вышел сборник «Русский русский хоррор», в подборку вошли как и названные тобой товарищи, так и хорошо известные читателям DARKER Дмитрий Тихонов, Парфенов М.С. и Максим Кабир. Каким ты видишь будущее русского хоррора?

Очень здорово, что есть такой журнал, как DARKER, и что он дает площадку для развития молодым авторам. А будущее… Прогнозы дело неблагодарное. Надеюсь, что оно весьма счастливое, но для счастья надо работать, работать и работать. А вот, кстати, вспомнилось. Лет энцать назад был бум под названием «Саша Грэй». И как-то в разговоре с одним знакомым всплыло это имя. Я спросил, а кто это? На что приятель ответил: «Она трудяга». Таким вот образом…

Саша Грэй теперь, к слову, снимается в ужастиках. Можно сказать, наш человек. Неужели не видел ни одного фильма с ней?

Теперь, конечно, да, познал сей талант. Но на том этапе жизни понятия не имел, кто такая. А что в ужастиках снимается… Да кто ж ей запретит? Дай ей бог здоровья, и пусть плодятся верблюды в стаде ее и да уродятся в саду ее персики.

Поведай о механике отбора произведений в свои проекты. Ведь специального почтового ящика для рукописей, который был, например, в «Тёмных аллеях», ты не заводил. Что должен сделать отечественный автор хоррора, чтобы его озвучил Владимир Князев?

Не знаю, вот честное слово — не знаю. Это все происходит спонтанно и очень долго. Проект «Русский русский хоррор» готовился около двух лет, и в нем я полагался не столько на свой вкус, сколько на вкус редакции DARKER. Вот уж что бы я точно озвучил, так это хоррор-интерпретации русских народных сказок и легенд.

Вроде той же «Снегурочки» Кожина?

Совершенно верно. Олег вот уже который год грозится продолжить развивать эту тему, но...

А не было желания самому взяться за перо? Ведь читательский багаж у тебя должен быть огромным, это уже неплохая база.

По молодости писал (а кто не писал?) разную ерунду. Но сейчас пишу и публикую только свои научные выкладки.

Расскажи о своих помощниках, ведь в одиночку такой проект тянуть было бы гораздо сложнее. Где нашел и продолжаешь находить переводчиков, художников, музыкантов? Кто эти герои?

Это все замечательные и очень талантливые ребята и девушки. Кого перетащил из реалища в виртуалище, кого наоборот. Хочу сказать огромное спасибо тем, кто разрешал брать свои работы для озвучивания, и тем, кто это делал специально под голос. Амет Кемалидинов, Анна Домнина, Сергей Карпов, Андрей Локтионов, Павел Павлов, Женя Дарк, Роман Коточигов, Chico Moreno, Юлия Сорокина, Евгений Аликин. Эти люди совершенно бескорыстно делают огромное дело! Но и, конечно, это практика для тех, кто хочет отточить мастерство переводчика. Есть те, кто помогут, отредактируют перевод, посоветуют. Дизайнеры делают классные обложки, а SRPNT и СЕРДЦЕ-КАМЕНЬ музыку.

Следишь ли за творчеством других декламаторов? Если да, то кого можешь выделить, кого рекомендовать?

Конечно, слушаю. Из столпов озвучки хочется выделить Александра Белявского, Алексея Борзунова, Юрия Саранцева, Александра Филиппенко. Из современных профессионалов нравятся работы Чонишвили, Клюквина, Шаронова, Зарецкого. Есть и очень талантливые любители Семен Янишевский, Олег Булдаков, Николай Кобзев.

Какую из своих работ без ложной скромности назвал бы лучшей?

Всегда лучшей кажется последняя работа. На данный момент это заключительная часть проекта «Splatterpunk stories».

О какой и вспоминать не хочется?

Были явно неудачные работы, как по содержанию, так и по качеству, но все являлись определенными ступеньками в жизни и все заставляли учиться… грамотно читать, работать со звуком, оформлять музыкой и эффектами.

И коли уж в центре внимания твоего проекта экстремальный хоррор, назови самое жесткое произведение, которое переводил в аудиоформат. Что не посоветовал бы читать/слушать не только детям, но и взрослым?

Я бы не советовал слушать и читать не экстремальный хоррор, а откровенную пошлятину. Книги, пропитанные квасным патриотизмом, псевдослезливо-гадливый околореализм и философствующих дяденек и тетенек.

Веришь ли ты в сверхъестественное? Не случалось ли во время работы над страшными книгами замечать какие-нибудь странности? Шаги в пустой квартире, перепады температуры, радиопомехи или фантомные голоса на записи…

Да, в нечто такое верю. Наверное, у любого человека есть своя маленькая или большая история, связанная с НЛО, снежным человеком, призраком или чем-то подобным. А во время записи меня почти всегда охраняет мой кот. Я записываюсь, а он лежит в соседнем кресле и слушает. Еще несколько раз заставал его прыгающим на моем рабочем кресле, будто гнал что-то лапами (причем дело было зимой, когда ни комаров, ни мух).

Аудиокниги занимают все твое свободное время, или находишь место для других хобби и увлечений? Чем живешь вне финансов и ужасов?

Есть семья, есть друзья. Если появляется свободное время, люблю на природу съездить, с лесом пообщаться. Раньше довольно серьезно занимался тяжелой атлетикой, даже разряд какой-то имел. Сейчас, к сожалению, единственный спорт, которым занимаюсь, — это покер smile

Напоследок — поделись творческими планами. Чем порадуешь слушателей в ближайшее время?

Потихоньку будем делать весь цикл Ричарда Лаймона «Дом зверя» в аудио. И, конечно, жду разрешения на работу над большими произведениями Эдварда Ли.

И пожелай что-нибудь читателям нашего журнала.

Всем добра.

Ну а мы в свою очередь пожелаем тебе успехов на ниве аудиохоррора и, конечно, на ниве финансов. А также крепкого здоровья голосовым связкам, да не надоест тебе микрофон до скончания всех дней. Спасибо за беседу!

Во веки вечные, ура.

 

[Если кому-то хочется поддержать деятельность Владимира, у него есть счет в системе Яндекс-деньги: 41001695881492 — прим. ред.]

 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх