ГОЛЕМ

Диггеры

Россия, 2016

Режиссер: Тихон Корнев

Сценарий: Тихон Корнев, Алексей Караулов, Евгений Колядинцев

В ролях: Роман Евдокимов, Анна Васильева, Алена Савастова, Владимир Кузнецов, Андрей Левин

Похожие фильмы:

Диггеры

Группа пассажиров бесследно пропадает в московском метро. Друзья пропавших обращаются за помощью к известному диггеру, который проводит их в жуткий и опасный мир подземных коммуникаций. Найдут ли ищущие потерянных друзей или сами сгинут в проклятых туннелях?..

Что пугает людей? Риск нарваться на оживших мумий в раскопанной гробнице фараона? Полчища каннибалов-монстров в неведомых подземных пещерах? Провалиться в разлом земной коры во время землетрясения? Что ж, клаустрофобию и боязнь темноты как одни из типичных человеческих страхов никто не отменял, но, право же, мы с вами редко раскапываем гробницы или занимаемся спелеологией. Зато мы очень часто заходим в метро. Ну, почти каждый день.

Вот это пересечение ежедневно-обыденного с запредельно жутким и является прекрасным поводом снимать фильмы ужасов про метро – их уже можно смело выделять в отдельный поджанр. Даже российский кинематограф, скудный на хорроры, имеет в своем портфолио сразу два «метро-ужастика» – «Путевой обходчик» (реж. Игорь Шавлак, 2007) и «Метро» (реж. Антон Мегердичев, 2012). За рубежом же примеров и не счесть – почти каждый крупный метрополитен в мире имеет про себя один-два ужастика, сделанных по схожей схеме: группа обычных пассажиров попадает в экстремальную ситуацию в метро, а там…

Диггеры

А вот «что там» – и есть самое главное. Авторы «Диггеров» – режиссер и сценарист Тихон Корнев и примкнувшие к написанию сценария Алексей Караулов и Евгений Колядинцев – не пытаются изобрести новый жанр: у них тоже пропадает в метро группа людей (вообще-то, сразу две!), и «там» будет, разумеется, нечто ужасное. Соблазн выстроить историю линейно – от «пропадания» до «развязки» – авторы успешно преодолели; также радует, что история не решена в стиле «мокьюментари» (несколько «репортаж»-фрагментов только подчеркивают, насколько удачнее смотрится картинка «со стороны). Итак, история развивается параллельно: группа Б идет по следам группы А, проходя одни и те же коридоры, препятствия и опасности. Этот прием в «страшном кино» не нов: нечто похожее делалось и в «Пиле 2», и даже в российском ужастике «ССД». От сценаристов тут требуется грамотно увязать параллельные истории, заставить кусочки пазла складываться в нужной последовательности, да еще и придержать «главный ужас», выдавая его дозированными порциями, как акулу в «Челюстях» или ксеноморфа в «Чужом».

«Диггерам» этот «параллельный монтаж» удается: история действительно «складывается», объясняя в финальном твисте множество зацепок, разбросанных по фильму. А это уже дорогого стоит.

Диггеры

В историях про подземные опасности набор персонажей, попавших в беду, не менее важен, чем образ «страшного зла». Закон жанра велит собрать достаточно разномастную компанию – впрочем, в нынешней подземке разномастную компанию можно увидеть практически в любом вагоне. Наличие «косплей»-девушки с вполне себе функциональным мечом или азиата, прикованного к чемоданчику – может быть, и перебор, а вот влюбленная (как кажется на первых порах) парочка, разорившийся бизнесмен и «почти» городской сумасшедший – почему нет? «Почти» сумасшедший (назовем его столь условно, потому что, с одной стороны, ведет он себя не вполне адекватно, а с другой – оказывается более вменяемым, чем многие другие герои), блестяще сыгран Евгением Коряковским – настолько, что про этого персонажа хочется увидеть спин-офф. Он практически единственный, кто ведет себя «естественно» (насколько возможно это понятие в условиях клаустрофобии, когда во тьме за тобой гонится нечто жуткое) – у всех остальных свои тайны, а сцена с «бизнесменом», ярко сыгранным безвременно ушедшим из жизни актером Кириллом Кобзаревым, бьет по эмоциям даже видавшим виды хоррор-фанатам – когда у него появляется шанс спасти всю группу, но…

Герои быстро соображают, что «сейчас их будут убивать по одному», и даже делают некоторые прикидки, но реальный расклад оказывается малопредсказуем – что тоже редко бывает в подобных сюжетах, где в расход первым пускают самого невзрачного героя, а в финале остается неизбежная «последняя девушка».

Атмосфера подземелий и внешний вид локаций важны для «метро-хоррора» не меньше – и как раз подход «двух параллельных историй» позволяет зрителю самому чуть ли не ориентироваться в логове «ужасного ужаса» – от этой развилки направо будет «елочка» (да-да!), а налево – лестница наружу. Как правило, реальные локации оказываются страшнее и аутентичнее любых придуманных студийных интерьеров, и надо отдать должное авторам, которые лично переходили множество настоящих подземелий Санкт-Петербурга, где снимали фильм, чтобы выбрать подходящие места.

Диггеры

Что касается «главного ужаса»… а вот тут лучше остановиться, потому что авторы немало усилий потратили на то, чтобы удержаться от раскрытия козырей заранее. Разумеется, похожие фильмы предполагали наличие «обычных» в таких ситуациях маньяков-здоровяков в масках (человеческая кожа, хоккейная маска или противогаз прилагаются), или группу полоумных сектантов-бомжей, или какую-нибудь гигантскую крысу. «Ужас» в «Диггерах» не так прост – и некоторые герои вполне могли бы выжить, если бы догадались о сущности «ужаса» раньше…

А еще принято считать, что зрителей должна связывать с героями тайна, восхищение или сочувствие. В «Диггерах» основным связующим компонентом становится именно сочувствие: многие герои успевают осознать собственные ошибки и промахи, но как раз неспособность их исправить – времени уже нет – создает нужный эффект. Совершенно иначе решен и стандартный поворот о попавших в беду любовниках, которые признаются друг другу в любви в минуту наивысшей опасности. В «Диггерах» этот «клишированный» ход используется совершенно по-другому. И, наконец, вышеупомянутый финальный твист, одним махом нарушающий сразу дюжину «правил» хорроров о выживании, точно не дает фильму вылететь из головы на финальных титрах.

При желании к «Диггерам», конечно, можно цепляться по мелочам, либо автоматически считая любую попытку снимать отечественный хоррор обреченной на провал. Но в том-то и дело, что без таких картин, как «Диггеры», этот жанр так и не будет двигаться. Практически каждая «страшная» отечественная картина в прокате – это уже смелый поступок как продюсеров, так и съемочной команды, – но «Диггерам» нечего стыдиться. Это фильм, сделанный людьми, искренне любящими страшное кино, видевшими как лучшие, так и не лучшие образцы данного жанра и понимающими, что именно они хотят снять и показать, и как. И за это они достойны уважения и поддержки. Сегодня путь российского хоррора – это практически движение ползком в темноте, в узком тоннеле, где сзади нагоняет свист и улюлюканье гонителей жанра, сдавливает ответственность за кассовые сборы. Припасов (в виде бюджета) хватит не на многое, не говоря уже о естественном страхе за конечный результат, а будет ли свет в конце тоннеля? И всем таким фильмам, выбравшимся со страниц сценария через луч прожектора в кинотеатральный прокат, хочется сказать: «Спасибо, что выжили».

Диггеры

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх