Голодный дом / Slade House (роман)

Автор: Дэвид Митчелл

Жанр: мистика, триллер, драма

Издательство: Азбука-Аттикус

Год издания: 2016 (в оригинале — 2015)

Перевод: А. Питчер

Похожие произведения:

Митчелл, известный большинству по роману «Облачный атлас», пишет разноплановую прозу. В его библиографии читатель найдет и приключенческо-исторический роман, и роман взросления, а по соседству расположилась фантастика с пересекающимися временными линиями и кучей героев, которые, на первый взгляд, никак между собой не связаны. Автор не топчется на месте и пытается постоянно удивлять читателя, впрочем, не уходя от фирменного стиля. Новый роман «Голодный дом» вступает на поле хоррора, ранее неизведанное автором.

В небольшом проулке, в грязном районе, стоит особняк, будто сошедший со страниц готического рассказа. Раз в девять лет особняк открывает двери для гостей. Каждый из посетителей поместья чего-то желает: мальчик, отстающий в развитии, — найти друга; дурнушка — найти любовь; немолодой разведенный коп — того, кто согреет постель. И хозяева особняка Слэйд-хаус, брат и сестра, подарят гостям желаемое, но дорогой ценой.

Композиционно роман разделен на пять новелл: в каждой из них герои попадают в странный дом и каждый раз сталкиваются со злой волей его обитателей. Чем ближе к финалу, тем больше подробностей раскрывается о таинственных владельцах Слэйд-хауса.

«Голодный дом» действительно пугает. Атмосферу отчаяния, дурного сна, в котором вязнут герои, Митчелл выписал на славу. Реализм здесь тесно соседствует с мрачным сюрреализмом, а готическая история с детективом и фантастикой, но ощущения солянки нет, а выстроенные по единому принципу истории не вызывают чувство однообразности. Для каждого из посетителей дом приготовил что-то свое.

Язык Митчелла хорош, но своеобразен, перевод, к счастью, его не портит. Никуда не делась и фирменная музыкальность стилистики.

Основная тема «Голодного дома», как и в прошлом романе «Простые смертные», — бессмертие как проклятие. И непонятно, кто больший пленник особняка: гости или хозяева. Но этим дело не ограничивается: автор ставит вопрос иллюзорности мечты, стремления как ловушки.

И раз уж мы упомянули предыдущий роман автора, то следует сделать оговорку. «Голодный дом» очень тесно примыкает к «Простым смертным», из них перекочевала тематика и мифология, да и многие герои знакомы постоянному читателю. В этом и кроется проблема: назвать «Голодный дом» самостоятельным произведением не получается.

Чем больше читаешь Митчелла, тем сильнее убеждаешься: он пишет одну большую книгу. Как в его многих романах — большее состоит из меньшего, из, казалось бы, несвязанных историй, так и в библиографии — что-то крупное складывается из отдельных романов, как общая картина из деталей мозаики. В прозе Митчелла много рефренов и отсылок к прошлым и будущим произведениям, герои кочуют из книги в книгу, мелькает и общая тематичность. И раньше автор аккуратно обходился с новым читателем: для того, чтобы понять отдельный роман, не нужно было читать большинство. Но «Голодный дом» слишком тесно связан с «Простыми смертными»: мифология, герои, тематика. Выходит так, что для старичков сюжет и тайна особняка предсказуемы, к тому же, ничего нового о мире «Простых смертных» не раскрывается, все это мы видели и знаем, а вот для новичков будет много неочевидных моментов: что за Путь мрака? Кто такие хорологи и анахореты? Что за война между ними?

А концовка для нового читателя и вовсе рискует показаться проявлением Бога из машины, в то время как для знакомых с «Простыми смертными» в ней нет ничего неожиданного.

«Голодный дом» — хороший роман и интересный опыт автора в непривычном для себя жанре, написанный твердой рукой профессионала, но обращенный скорее к старым читателям. Митчелл продолжает развивать темы предыдущих книг и бросает нити к следующим, этакий мостик.

Так стоит ли читать «Голодный дом», если вы ничего не слышали о Митчелле до этого момента? Скорее да, чем нет. Несмотря на несамостоятельность, книга способна увлечь и новичка. Мастерски выстроенный саспенс, мрачные сцены и атмосфера, которая меняется от новеллы к новелле, к тому же, композиционно это одно из самых простых произведений Митчелла. И кто знает, возможно, читатель, заинтересовавшийся мифологией «Слэйд-хауса», именно через эту книгу откроет для себя мир митчелловской прозы. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх