DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Всего лишь львы?

Призрак и Тьма / The Ghost and the Darkness

США, 1996

Жанр: ужасы, триллер, исторический

Режиссер: Стивен Хопкинс

Сценарий: Уильям Голдман

В ролях: Майкл Дуглас, Вэл Килмер, Джон Кэни, Бернард Хилл, Том Уилкинсон, Брайан Маккарди, Эмили Мортимер, Ом Пури, Генри Сил

Похожие фильмы:

Если углубиться в психоанализ, то наши страхи берут начало в нашем же первобытном прошлом. Неслучайно режиссеры и сценаристы, создавая шедевры хоррора, чаще всего играют на главном из них — страхе перед неизвестностью, и призывают на помощь черную магию, призраков, пришельцев или человеческое безумие. В то же время, именно преодолевая этот первобытный ужас, люди и стали с течением времени теми, кем являются сейчас, — царями природы. Его же неоднократно оставляют в стороне на пути к успеху спортсмены, бизнесмены и политики.

Есть и еще один, вполне себе объективный, страх перед более сильным существом. Добавим сюда горячее желание этого самого существа вас уничтожить, и выхода по большому счету остается всего два: или бежать от него куда подальше, или в ускоренном темпе становиться на несколько порядков сильнее и принимать бой. Именно последнее и толкнуло людей к покорению огня, изобретению хитроумных капканов и орудий убийства, дабы сначала превратиться из жертвы в охотника, а затем включиться в борьбу с себе подобными за мировое господство.

Но кое-где дикая природа сопротивлялась доминированию безволосых прямоходящих приматов особенно отчаянно. В не таком уж и далеком 1898 году британский полковник Джон Паттерсон, назначенный руководить строительством Угандийской железной дороги в Центральной Африке, сполна испытал те же ощущения, что и наши далекие предки, когда они, голые и безоружные, оказывались один на один с хищником. Нападения львов в тех краях не были редкостью, но их методичный отстрел уже стал для человека делом техники. Однако Паттерсону противостояли не самые обычные львы — и именно эта история легла в основу картины Стивена Хопкинса «Призрак и Тьма».

Сам режиссер, надо сказать, уже тогда был далеко не новичком в жанре хоррора и, что характерно, во всех его предшествующих работах — а это и второй «Хищник», и пятая часть «Кошмара на улице Вязов», и не столь широко известный хоррор «Опасная игра» — боязнь непознанного неизменно сочеталась с тем самым страхом жертвы перед хищником. В фильме 1996 года этот ужас выходит на передний план.

Начнем с завязки. Молодой офицер Джон Паттерсон, спортсмен, комсомолец, охотник и по совместительству будущий отец семейства, принимает новый вызов, отправляясь создавать зачатки инфраструктуры в тогда еще колониальной Африке. Новые надежды, перспективы, красивейшие пейзажи из окна поезда, проникновенные письма беременной супруге и убитый с первого же выстрела лев, имевший неосторожность покусать одного из рабочих, — казалось бы, строительство моста через реку Цаво в надежных руках, но опасность приходит неожиданно и резко…

Съемки фильма проходили в ЮАР, и с самых первых минут бросается в глаза, что его создатели не поскупились на декорации и массовку. Благодаря этим факторам, а еще блестящей операторской работе, на экране создается эффект полного погружения, а зритель вслед за главным героем совершает путешествие в дикие, еще не до конца освоенные земли…

На этом фоне образ полковника Паттерсона в исполнении Вэла Килмера смотрится особенно эффектно. Перед нами лощеный европеец-аристократ, всегда гладко выбритый и с идеально уложенными волосами, но в то же время готовый к неожиданным поворотам судьбы.

Из остальных действующих лиц нельзя не отметить обаятельнейшего Самуэля, который выступал посредником и одновременно переводчиком между полковником и рабочими из числа аборигенов. Если наивному восторженному недомиссионеру Старлингу многие наверняка пожелают мучительной смерти при первом же появлении, то за судьбу Самуэля большинство будет искренне переживать до последних минут.

Также колоритны образы циничного заказчика-эксплуататора Бомонта в исполнении Тома Уилкинсона, трусливого носатого Абдуллы, суеверных охотников-масаи, для экранного воплощения которых задействованы настоящие дикари из племени самбуру, и, разумеется, охотника Ремингтона.

Если реальному полковнику Паттерсону в борьбе со львами, уж по крайней мере активно, никто не помогал, то в фильме для этой цели был привлечен сам Майкл Дуглас, выступивший параллельно одним из продюсеров картины. В результате между образами Паттерсона и Ремингтона наблюдается видимый невооруженным глазом контраст: если для первого охота всегда была хобби, а настоящую жизнь составляли семья и карьера, то для второго после потери семьи в ходе гражданской войны в США охота стала всем. Бросая вызов хищникам, герой Майкла Дугласа будто стремится подавить в памяти воспоминания о личной трагедии и, кто знает, может быть, ускорить собственный конец — в этом смысле весьма символичен финал картины.

И, конечно же, говоря об актерском составе, нельзя не отметить, собственно, львов. Тот эффект, который создается на экране, когда реальный лев якобы терзает живую плоть, трудно передать словами. При этом надо понимать, что в 1996 году возможности компьютерного монтажа были куда скромнее, нежели сейчас, так что заслуга актеров из животного мира поистине огромна.

В результате, когда это нужно, оператор показывает нам лишь искаженное ужасом лицо жертвы, которую волокут навстречу смерти, а в ряде эпизодов львы заявляют о себе с экрана куда более красноречиво, вызывая у зрителя тот самый первобытный ужас беспомощной жертвы перед лицом хищника. Львов действительно показывают очень по-разному — от непосредственного появления на экране до тревожного колыхания выжженной солнцем травы, где хищник практически незаметен, от неведомой силы, присутствующей лишь за кадром, до погружения зрителя в сознание зверя, дабы увидеть мир его глазами, как в эпизоде с павианом-приманкой… Особенно хороша игра льва-актера в финальной мини-сцене, когда истекающий кровью зверь ползет к жертве из последних сил…

Это действительно необычные львы — обходящие огонь, разгадывающие самые хитроумные ловушки… И неслучаен тот факт, что если верить воспоминаниям полковника Паттерсона, львы-людоеды убили 135 человек, в то время как анализ изотопного состава костей и волос убитых хищников показал, что съели они лишь 35 на двоих.

Очень силен эпизод в львином логове, где эффект достигается с одной стороны той атмосферой смерти, что царит в пещере, а с другой — четким пониманием того, что хозяева могут вернуться в любую секунду. Вообще это ощущение опасности будет сопровождать зрителя практически весь фильм. Не в последнюю очередь достигается оно благодаря звуковому оформлению — неудивительно, что в 1997 году лента была удостоена премии «Оскар» за лучший звуковой монтаж.

Если попытаться подвести итог, то вряд ли у кого-то повернется язык навесить на картину Стивена Хопкинса ярлык пусть качественного, но по большому счету заурядного фильма формата «основано на реальных событиях». Картина «Призрак и Тьма» — это захватывающая атмосферная лента и одновременно урок истории, а также предостережение тем, кто уверен, что современный человек — полновластный повелитель сил природы.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)