Зона ужаса

Сплит / Расщеплённый / Split

США, 2016

Жанр: психологический хоррор, триллер

Режиссёр и сценарист: М. Найт Шьямалан

В ролях: Джеймс Макэвой, Джеймс Макэвой, Джеймс Макэвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли

Похожие фильмы:

  • «Красный дракон» (2002)
  • «Неуязвимый» (2000)

 

Молодой человек, обритый налысо и наглухо застёгнутый на все пуговицы, подсаживается в машину к трём старшеклассницам. На испуганный комментарий о том, что тот перепутал машину, мужчина извлекает баллончик с усыпляющим веществом и похищает девушек. В себя они приходят запертыми в комнате. Вскоре мы узнаем, что их мучитель обладает синдромом множественной личности. Тот, кто их удерживает, не всегда та же личность, кто их похитил.

«Сплит» для Шьямалана — кино очень личное, автобиографическое. Ни для кого ни секрет, что подобный синдром есть и у самого М. Найта Шьямалана. На данный момент известно, как минимум, о трёх личностях, уживающихся в сознании режиссёра. Их кодовые наименования: «Гений», «Халтурщик» и «Трешодел». Первый снял «Шестое чувство», «Неуязвимого» и «Таинственный лес». Но уже в «Знаках» (2002) мы наблюдали, как контроль над сознанием начал перехватывать Халтурщик. Десятилетие с 2006 по 2015 — эпоха мистера Трешодела, хотя существует и альтернативная версия, в которой присутствует злобный брат-близнец Н. Кнайт Шьямалан.

Главное, что надо знать о фильме «Сплит», — что перед нами возвращение личности Гения. Да, не вполне пока оправившейся от длительной изоляции, но попытки вырваться мы наблюдали уже в «Визите» и сериале «Сосны». Фильм заработал отличную кассу (при бюджете в 9 млн, собрал уже более 250!) и получил, в основном, положительные отзывы кинокритиков.

Кадры «Сплита» наполнены визуальными загадками

Что мы ждём от фильмов Шьямалана?  Изощрённую игру со зрителями. Cлед из «хлебных крошек», который, даже если заметишь, не убережёшься от ошеломляющего финального твиста. Так и в «Сплите», зная о расщеплении личности главного героя (по данным синопсиса, 23 личности), сомневаешься в каждом рассказчике, в каждом ракурсе. И режиссёр умело играет на этом подозрении, выстраивая кадр как ловушку.

Так главная героиня в исполнении Ани Тейлор-Джой (памятна её роль старшей дочери в фильме «Ведьма») изначально «отщеплена» от своих подружек не только поведением, не только экранным вниманием, не только личными флешбеками, но даже визуально: первые кадры в темнице рассечены пополам, и девушку не снимают в одном кадре с двумя другими узницами. А метафорой для переплетения множественных личностей в главном герое служат планы лестниц, рифмующиеся с деревянной скульптурой на столе психолога, которого он посещает. Подобных зацепок в фильме ещё достаточно, и для внимательного зрителя они служат отдельным увлекательным квестом. Но главный трюк режиссёра здесь в том, что он обманывает ожидания зрителя! И главное из них — ожидание «проходняка» от новой режиссёрской работы человека, которого мы всё ещё любим особым «шестым чувством».

Множественные умы Джеймса Макэвоя

В плане актёрской игры, конечно, этот фильм — бенефис Джеймса Макэвоя. Несмотря на то, что из заявленных 23 личностей он играет только 5 (ещё нескольких нам покажут мельком в конце). И в том, что фокус внимания смещён на такого яркого персонажа, есть своя беда. На фоне Макэвоя-Кевина остальные персонажи не то, чтобы теряются, но выглядят необязательными. Нет, нам навязчиво предлагают главную героиню, в исполнении Тейлор-Джой, пихают Бетти Бакли в роли сомнительного психотерапевта, но вызвать сопереживание и заинтересовать их персонажами зрителя не очень получается. О важности двух подружек можно судить по тому, что и в данной рецензии мы их вспоминаем только тогда, когда это сделать необходимо. Если вы вспомните фильмы Шьямалана, то заметите, что он не мастак по части историй со множеством персонажей.

Нельзя не отметить эффектную финальную сцену, намекающую на сиквел, в котором сойдутся герои Макэвоя и Брюса Уиллиса из «Неуязвимого». С той работой «Сплит» роднит ещё и главная мысль — о существовании особого биологического человеческого вида, представителей которого можно вычислить только через страдания.

Но чего же не хватает фильму для того, чтобы заслужить новый культовый статус? А совсем малого. Тут — большей заинтересованности в героях. Там — убрать «кустовой рояль». Где-то — показать чуточку больше. В такой-то сцене — не увести камеру в сторону, а в другой… Вот оно, другое сильное впечатление от фильма — ощущение недосказанности и недодаденности. Ощущение неряшливости, будто интересная завязка должна искупить любые огрехи. Например, вызывает отторжение псевдонаучная чушь в фильме. Когда героиня-психолог вещает про изменение химии тела или противостоит академическому миру, будто расщепление личности — непризнанное состояние (для справки, диссоциативное расстройство идентичности было включено в МКБ-9 и DSM-IV, т.е. в 1980-х и 1999 году соответственно).

«Зверь», деструктивная двадцатьчетвёртая личность, рвётся наружу из сознания Джеймса Макэвоя с тем же рвением, с каким личность гениального режиссёра рвётся из Шьямалана в фильме «Сплит».

Что нам делать с фильмом «Сплит»? Конечно же, смотреть, ведь он дарит зрителю и интересный сюжет, и приятное чувство дискомфорта — умело нагнетаемый саспенс, и творческое разнообразие, которое освежает несколько застоявшийся жанр хоррора. А кроме прочего, радоваться возвращению Шьямалана-гения, будто выздоровлению человека после длительной и тяжёлой болезни.


Редакция выражает благодарность компании «Universal Pictures International» за приглашение на пресс-показ картины.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх