DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
ИНСОМНИЯ

Здесь водятся... триггеры

Осторожно, триггеры / Trigger Warning: Short fictions and disturbances (авторский сборник)

Автор: Нил Гейман

Жанр: триллер, приключения, мистика

Издательство: АСТ

Серия: Нил Гейман

Перевод: А. Блейз, А. Осипова

Год издания: 2015 (в оригинале — 2015)

Похожие произведения:

Кем только ни величают, каких титулов только ни присваивают Нилу Гейману. Любимец критики, сказочник, маг, фокусник. Каждое написанное им произведение, будь то очередной выпуск «Sandman» или рассказ, неизменно восхищает читающую публику. Одни восторгаются легким слогом, другие — искусными трактовками знакомых сюжетов. И каждый ждет нового сборника рассказов, потому что Гейман — мастер малой формы. И на сей раз старина Нил, пряча лукавую улыбку, готов развлечь поклонников яркими, разноцветными... триггерами.

Погодите, чем-чем?

Сам писатель объясняет в предисловии: «Вообще, триггеры — это то, что выводит нас из равновесия. Но здесь под триггерами я подразумеваю образы, слова или мысли, которые распахиваются у нас под ногами, словно люки-ловушки. Кровь отливает от щек, руки холодеют, и мы стоим, хватая ртом воздух, бледные и потрясенные до глубины души». Если мыслить шире, то истории в этом сборнике вызывают разнообразные чувства и эмоции, на что и рассчитывал автор. Например, такие:

Страх. Стоит отметить, что неуютных историй (и существ) здесь больше, чем в «Дыме и зеркалах» и «Хрупких вещах». Но нам их и подавай, не так ли? Однако не надо забывать об осторожности — ведь на страницах притаились «Шеддеры», готовые выпрыгнуть с громким «Бу!» (автор рецензии жалеет, что нет средства, которое испугает вас, лишь только вы доберетесь до этой строчки). Маленький триггер притаился в «Пучине сумрачных морей»: у отцов и матерей нет-нет, да и кольнет сердце. Что касается таких рассказов как «Погремушка Стук-Постук» и «В женском роде», то здесь неприятности поджидают самих героев. «Моя последняя хозяйка» и «Ведите себя прилично!» чуточку мрачней остальных историй, но это не значит, что они не опасны. Но настоящим подарком хоррорману будет «Черный пес» — продолжение «Американских Богов», где мистер Лун по прозвищу Тень вновь сразится за жизнь, но сначала проникнется таинственностью провинции в Дербишире.

Говоря о Геймане, нельзя не отметить такой триггер, как постмодернизм. Как он работает? А просто: читатель узнает оригинальный сюжет, а заодно и восхитится, как хитрец-автор перевернул знакомую историю с ног на голову. Таков, например, «Абсолютный ноль часов», в главном герое которого узнается доктор Кто в исполнении Мэтта Смита. Сам рассказ так и просится на экраны, но увы. В «Деле о смерти и меде» мы узнаем немало нового о похождениях Шерлока Холмса. Увы и ах, но на сей раз сыщик прибыл из произведений Конан-Дойля, а не из кроссовера «Этюд в изумрудных тонах». К слову о кроссоверах: Гейман, немало поработавший в комикс-индустрии, предлагает микс сюжетов «Белоснежки» и «Спящей красавицы». Что получилось в «Деве и веретене», решать вам. В «Лунном лабиринте» и «Возвращении Тонкого Белого Герцога» же представлен этакий винегрет для эрудитов: кто узнает больше мотивов, тот и молодец.

Постмодернизм подразумевает и игру с формой. И в этот раз не обошлось без стихотворений в прозе, из которых, правда, можно выделить лишь трогательно-смешное «Сделал стул». «На кладбище Святого Орана», по сути, — лишь прелюдия к «Черному псу», ибо мотивы у этих двух произведений одинаковы. Впрочем, гораздо интереснее говорить об «Оранжевом» — рассказе, который составлен из ответов на вопросы в анкете ФБР (да, допустим, есть и такие). Одно имя рассказчицы — Джемайма Глорфиндель Петула Рэмси — наводит на мысли, а не прикалывается ли она над людьми в черном? Что ж, придется поломать голову, потому что дальнейшие события совсем уж невероятны.

Своеобразным украшением сборника служит «Календарь сказок», о котором писатель вспоминает: «работа над этим циклом стала одним из самых необычных и приятных моих занятий за последние несколько лет». Под общим названием Гейман собрал двенадцать мини-историй, каждая из которых развивает ответ на вопросы, заданные читателями в Твиттере: «Что странного может произойти в мае?», «Куда уехать в отпуск в июне?», и так далее. Что ж, каждый месяц хорош, как на подбор. Можно и дальше рассказывать про «Календарь сказок», но мы не будем.

Триггер «Приключения» и «И возрыдаю, словно Александр», пожалуй — несовершившееся. События, которые не произойдут, изобретения, которых никогда не познает человечество. И вроде бы тайна близко, и сердце начинает биться чаще, а впереди маячит что-то захватывающее... но нет, дверь к волшебству захлопывают перед самым носом, оставляя героев раздосадованными чуть более, чем обычно. Похожий мотив есть в «Кое-что о Кассандре» — история рассказчика, выдумавшего себе школьную подружку, оборачивается традиционным перевертышем.

Что ж, остался последний триггер. Где он спрятан, в «Истине — пещере в черных горах» или авантюрном «Заклинании нелюбопытства»? Пожалуй, что нет. Может, в «Иерусалиме», вместе с Иисусом, чей лик проглядывает сквозь древние стены? Возможно... но нет, тоже нет. И тут взгляд пробегает по строчкам «Человека, который забыл Рэя Брэдбери», и под ногами распахивается люк-ловушка. И нас выбрасывает из привычного мира в теплый и зеленый Гринтаун, любовно выписанный другим Великим Сказочником. И потом, вместе с финальной точкой мы оказываемся дома, потрясенные до глубины души. Потому что один из сильнейших «спусковых крючков» — это ностальгия.

Открывайте эту книгу с легкой улыбкой. Вас ждут незабываемые приключения и дивные миры. Но осторожней, ведь там, среди букв и образов, спрятались триггеры...

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Без регистрации
  • Вход/Регистрация

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)