DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Жестокие игры древнего джинна

Волшебная лампа / The Outing

США, 1987

Жанр: триллер, мистика

Режиссер: Том Дэйли

Сценарий: Уоррен Чейни

В ролях: Дебора Уинтерс, Джеймс Хьюстон, Андра Сент Ивани, Скотт Бэнкстон, Ред Митчелл, Андре Чимини и другие

Похожие фильмы:

  • Франшиза «Исполнитель желаний»
  • »Бойся своих желаний» (2017)

Единственная полнометражная режиссерская работа клипмейкера Тома Дэйли (1947–2014) «Волшебная лампа» занимает особое место в американском хорроре 1980-х, хотя она довольно малоизвестна за пределами США и Канады. Более того, картина в момент своего выхода не пользовалась успехом в прокате, собрав значительно меньше заявленного бюджета в 2 миллиона долларов, с чем, возможно, и связано прекращение режиссерской карьеры Дэйли. Но он не пропал из кино и сумел поработать как сценарист и актер.

Широко известных лицедеев в ленте нет, а исполнительница главной роли Андра Сент Ивани, несмотря на убедительную игру и обаятельный внешний вид, и вовсе больше не снималась. Самой известной личностью, принявшей участие в съемках, стала актриса Дебора Уинтерс («Я, Натали», «Котч»). Будучи женой сценариста и продюсера Уоррена Чейни, она выступила не только в актерском амплуа (причем сыграла сразу три роли!), но также стала ассоциированным продюсером.

Тем не менее это как раз тот случай, когда известные актеры не слишком-то нужны. В этой ленте сошлись сразу несколько счастливых звезд. Прежде всего, это редкая хоррор-тема. До франшизы «Исполнитель желаний» (да и после) джинны были очень редкими гостями хоррора. И это неудивительно — слишком велико их обаяние из волшебных сказок.

Есть искушение заявить, что «Волшебная лампа» оказала какое-то влияние на культовый фильм Роберта Курцмана «Исполнитель желаний», однако две эти ленты разделяет не только десятилетний временной промежуток, но и разная концепция. Джинн из ленты Тома Дэйли вынужден исполнять желания исключительно хозяина браслета, а вот всех остальных людей он просто убивает, в основном магией. И это дает режиссеру Тому Дэйли и сценаристу Уоррену Чейни продемонстрировать большую фантазию. Тут будут ядовитые змеи, ожившая мумия, а также многочисленные убийства колюще-режущими предметами, что дает основания идентифицировать «Волшебную лампу» как слэшер, тем более что большая часть действия происходит в закрытом пространстве исторического музея, а основные персонажи — тинейджеры. Тем не менее немало в ленте и от мистического триллера. Особенно стоит отметить продолжительное вступление, где повествуется, как именно лампа попала к дочери археолога Алекс, и что стало с предыдущими ее владельцами.

Большое достоинство «Волшебной лампы» не только в очень динамичном сюжете (такому стремительному темпу даже «Пятница 13-е» позавидует), но и в том, что этот фильм будто заключил в себе сам дух 1980-х. Персонажи — типичные герои картин тех лет, от школьных хулиганов до влюбленных парочек, от чудаковатых ученых до циничных полицейских. Однако создатели фильма сумели избежать ощущения вторичности, и во многом за счет юмора. В фильме Тома Дэйли немало комических эпизодов, проистекающих из характеров героев, поэтому следить за их взаимоотношениями довольно любопытно. Также стоит отметить присутствовавшую только в рейгановскую консервативную эпоху необычайную легкость фильма, но при этом не переходящую в легковесность. После коммерческого краха идей Нового Голливуда режиссеры и продюсеры вновь вернулись к концепции жанрового кино, не отягощенного никакими серьезными темами.

Вот и «Волшебная лампа» не более чем искусная жанровая работа, где режиссеру удалось не только гладко, но и в некотором роде элегантно совместить слэшер и мистику, сюжетный юмор и иронию над жанровыми элементами (но не так, как в «Крике», конечно), а также страшные сцены, связанные с проделками джинна. Том Дэйли также удачно сочетал спецэффекты и кровавые сцены с постепенным нагнетанием напряжения, ведь зрители почти до самого финала не знают, как выглядит пленник древней лампы и какие мотивы он преследует.

Конечно, несмотря на оригинальный сюжет, режиссер опирался на немалое количество культовых фильмов 1980-х — от «Зловещих мертвецов», «Класса 1984» и «Кошмара на улице Вязов» до многочисленных и разнообразных слэшеров тех лет. Тем не менее его собственный фильм пусть и не приобрел большой известности (все-таки в то десятилетие конкуренция была очень высока), но стал удачным миксом сразу нескольких жанров и влияний, давших на выходе очень симпатичный результат. И пусть к этой ленте сложно притянуть какую-нибудь философию (как к тому же «Исполнителю желаний»), сложно не признать, что у Тома Дэйли получился хороший хоррор о джинне — с интересными персонажами, там, где надо, при необходимости страшный, смешной и даже немного романтичный, учитывая целых две любовных линии.

Редко бывает, когда все элементы жанрового фильма работают как надо, и картина не скрипит, как несмазанная телега, а воздействует на зрителя всем тем арсеналом визуальных средств, что у нее есть. И пусть карьера Тома Дэйли не задалась, но ему с первого раза удалось снять отличный жанровый экземпляр, который почти не тронуло время, разве что добавило чуток ностальгии. Это и период навсегда ушедшего детства, и множество хороших хорроров, оставивших след в душе тех, кто на них вырос. 1980-е стали серебряным десятилетием для жанрового кино, учитывая, что прилагательное «золотой» применяется к кинематографу 1930–1950-х, и «Волшебная лампа» лишний раз напоминает нам, что такой высокий эпитет вполне заслужен.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)