DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Зомби-апокалипсис в эпоху Ренессанса

«Ultima Forsan: Макабрический Ренессанс»

Игра: Ultima Forsan

Издательство: Studio 101

Год издания: 2016

В далеком 2003-м году свет увидели универсальные правила для настольных ролевых игр «Savage Worlds». По всей видимости, бытие определяет сознание, и такое название («Дикие Миры») привело к тому, что сеттинговые дополнения к правилам все как одно были яркими, задорными, необузданными. К началу 10-ых годов XXI века правила были на пике своей популярности. Можно было отправиться в путешествие по красным пескам Марса в 1889-м году. Можно было погрузиться в центр раздираемого темными силами Дикого Запада «Мертвых Земель». Войти в тайное агентство «Потрошители», борющееся с нечистью в Викторианской Англии. Стать одним из суперзлодеев, спасающих Землю от вторжения пришельцев. Пройти путем Соломона Кейна. Бессчетное количество фэнтезийных, научно-фантастических и архиэклектичных миров вышли для «Savage Worlds».

В 2011-м году она была переведена и официально издана в России под названием «Дневник Авантюриста». Затем начали потихоньку переводиться (и создаваться совершенно новые) сеттинги для нее. Об одном из таких «диких миров» мы и расскажем вам сегодня. Причем — о совсем свежем. В 2015 году итальянский издатель GG Studio представил миру «Ultima Forsan», а уже в 2016-м году книга появилась на русском языке под заголовком «Ultima Forsan: Макабрический Ренессанс».

Действие во вселенной разворачивается в эпоху Возрождения. И, как уместно шутят авторы, это название может быть прочитано буквально. На излете Средневековья Европу захлестнула пришедшая с востока Чума Мертвецов. Люди падали от лихорадки, а после смерти восставали в виде оживших трупов, жаждавших лишь одного — поедать человеческую плоть. Постепенно нежить сметала все бастионы цивилизации, и человечеству грозила гибель. Все силы людей были сконцентрированы на выживании и изобретении средств для борьбы с этой напастью. Лишь несколько островков людей держались изо всех сил. В книге приводятся точные и примерные даты событий. После того как вся Европа утонула в Чуме Мертвецов, наступил Темнейший век — эпоха максимальной близости человечества к своему концу. Однако ближе к середине XV века люди уже накопили опыт и усвоили несколько горьких уроков, стала возможна медленная, мучительная Реконкиста. Мертвецы оттеснялись от крепостей и убежищ, на дорогах между поселениями появлялись патрули, а отвоеванные плодородные земли могли позволить прокормить больше людей.

К началу XVI века, когда и предлагается играть, в Европе уже есть достаточное число Новых Королевств, вынырнувших из пучины мрачного кошмара Темнейшего века. И хотя смерть все еще ходит рядом и решает, как людям жить, уничтожение уже не грозит человечеству немедленно.

Обширное введение на полсотни страниц рассказывает о нынешнем состоянии Европы и окрестностей. Какие королевства, и где они расположены, а также их особенности. С одной стороны, «Ultima Forsan» черпает вдохновение в нашем мире, но с другой - все изменилось настолько, что вам не нужно быть историком или специалистом по географии Раннего Нового времени, чтобы играть или вести игру по этой вселенной. Тут есть хорошая внутриигровая аналогия. В «Введении» есть небольшая вставочка о книге «Декамерон Мертвецов» Боккаччо. Вот так вот изящно увязывается наш мир с миром альтернативной истории. И точно также — во всем остальном. Итальянские города-государства могут быть узнаны в раздробленности на итальянских территориях нашего мира, католический юг Франции и тут стал приютом поистине иезуитских мер борьбы с опасностью, а Сицилия причудливо, но парадоксальным образом исторично стала домом белого Халифа, ведущего своих норманнских аль-барсарков в бой. Также вы найдете там Тевтонские княжества, описание того, что происходит на Британских островах, упоминание Руси и даже довольно клюквенный по названию «Султанат Севастополь».

Каждое из королевств хорошо описано, у каждого свои собственные оттенки, мотивация и характер происходящего там. Множество зацепок для вдохновения, когда после введения о Чуме Мертвецов вы читаете дальше, после каждого описания возникают мысли: а какую игру провести здесь, здесь и здесь?

Также «Введение» описывает характер Чумы Мертвецов. И здесь можно остановиться подробнее. Первое, что мы признаем: это не ромеровская чума зомби. Хотя многие внешние ее признаки в игре присутствуют. Дело в том, что здесь есть видимый и понятный источник заразы, очень редкий для жанра зомби-апокалипсиса ход. В «Ultima Forsan» все дело в Чернилах. Черный гной сочится из тел мертвецов. Чернила образуются внутри тел зараженных, и именно они передают болезнь.

С одной стороны, все не так уж страшно. Во-первых, умерший по «естественным» причинам человек необязательно восстанет в виде живого трупа. Во-вторых, попадание чернил в раны или внутрь организма приводит к заражению. Но с кожи, например, их можно попытаться смыть или стереть. Но, с другой стороны, существование Чернил приводит к тому, что живые мертвецы перестали быть единственной опасностью в мире Макабрического Ренессанса. После того как Чернила попадают в организм, человек заболевает лихорадкой и в течение нескольких дней умирает. Если причиной смерти была именно Чума Мертвецов, то человек восстает в виде живого трупа, одержимого голодом. В общем случае животные не заболевают Чумой Мертвецов и, что еще более интересно, не интересуют нежить в качестве пищи.

Таким образом люди поделились на чистых — нетронутых чернилами, — зараженных (именуемых morituri) и самих мертвецов. Однако со временем все стало сложнее. Некоторые люди, заразившиеся Чумой, выживают. Есть варианты и похуже — иногда рождаются дети с явными признаками затронутости Чернилами. Все люди, по которым видно, что они заражены (а это бледный вид, просвечивающие под почти прозрачной кожей сгустки, высушенность), называются нечистыми. И от этих нечистых исходит опасность: если такой человек умрет по любым причинам, то он восстанет в виде нежити. Отношение к нечистым в обществе разнится от места к месту: где-то они могут быть принимаемы, где-то гонимы, где-то живут в специальных гетто.

Нечистые — играбельная опция в «Ultima Forsan»! Носитель чернил обретает не только недостатки, связанные со слабостью, но и полный иммунитет к укусам мертвецов. Мертвецов и других отродий Чернил.

Да-да, нехарактерной особенностью для жанра является то, что во вселенной есть и другие чудовища, кроме базового ожившего трупа. Звери, тела которых пропитались Чернилами, все же мутируют, они не превращаются в живых мертвецов, но становятся источниками заразы, а их тело и разум могут измениться. Исключительно редко они становятся оскверненными и химерами — полностью видоизмененными Чернилами чудовищами. Как пример можно привести животных противоестественных размеров с дополнительными конечностями.

В игре описано множество видов живых мертвецов, в основном по степени давности превращения (от ошметка до вполне ходячего пустышки), однако есть и сюрпризы. В секции для ведущего и в бестиарии рассматриваются разумные противники человеческого рода.

Во-первых, всяческие некроманты и вивисекторы. Люди, которые пошли по пути заигрывания с Чернилами и применения их для экспериментов. Именно вивисекторы способны породить химер, сшивая и сплавляя между собой разных существ, пропитанных болезнью. Причем не очевидно, что они являются врагами человечества, хотя чаще всего это оказывается так — сумасшедшие и честолюбивые экспериментаторы.

Во-вторых, есть вполне разумные мертвецы. Их очень мало, и значительной части населения Новых Королевств о них ничего, или почти ничего, не известно. Первые — это стрыги, нечистые, которые после смерти сохранили разум. Они стараются выжить и понять свое новое место в мире. Вторые — это тираны, не только сохранившие разум, но приобретшие мотивацию сражаться против человечества и способности к контролю других живых мертвецов. Тираны и их мотивы описаны в разделе для ведущего, и там есть несколько драматических поворотов.

Персонажи игроков в «Ultima Forsan» – это чистые или нечистые жители одного из Новых Королевств, вставшие на путь активной борьбы за выживание человечества. После прочтения книги нам показалось, что игра поддерживает много разнонаправленных жанров: приключения в глуши с зачисткой местности от мертвецов, детективные действия в городах с поиском затаившихся врагов человечества, интригами против других государств людей, исследованием новых земель, сталкингом по «городам скорби» (коим, например, остается до сих пор не отвоеванный Рим и большинство средневековых мегаполисов) и т. д. и т. п.

Но чем бы они ни занимались, персонажи могут изменяться под воздействием Чернил (чаще всего — умирать), открывать новые свойства окружающего мира, погружаться в его тайны. Например, со временем можно узнать, что есть особо концентрированные Чернила — амброзия — или что у чумы есть конкретный источник и нулевой пациент, а также что мандрагора как-то взаимодействует с Чернилами.

Мы не будем останавливаться подробно на правилах игры. Отметим из необычных опций возможность персонажей быть изобретателями всяких диковинных приспособлений (в мире есть «силовые доспехи»), алхимиками и ведьмами. Последние — это именно что средневековые знахари, гипнотизеры или даже удачливые шарлатаны. Им доступен небольшой набор сверхъестественных способностей, которым всегда можно найти объяснение, так что они не являются настоящей магией.

В основной книге правил описан город Лукка и его население, предоставлена карта с описанием, полным зацепок для будущих приключений. Кроме того, на русский язык переведено дополнение о Руси — «Макабрическая Русь». Причем оно неожиданно большое — география охватывает земли от Смоленска до Казани. И хотя доля итальянской клюквы там присутствует, читается дополнение вполне хорошо и может быть использовано при игре без сильного удара по приостановке неверия.

В заключение можно было бы привести несколько критических замечаний о внутренних противоречиях игрового мира «Ultima Forsan» или даже о том, чем бы мог быть этот сеттинг, но не стал. Но, если честно, пока создавался этот, в общем-то, незамысловатый обзор, стало понятно, что свою задачу сеттинг выполняет. Это зомби-апокалипсис в антураже эпохи Возрождения, который при этом содержит в себе тайну, интригу и импульс к развитию. Поэтому собирайте команду из аркебузира, чумного доктора, фокусницы с кинжалом в рукаве и нелюдимого алхимика с синими разводами под кожей и рубайте всю эту мертвую сволочь направо и налево. Будет весело и страшно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)