DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

30. Финал. Отзывы Игоря Евдокимова

Во первых строках своего письма хотелось бы сказать – осознаю, что в судейский комитет настолько уважаемого и важного для хоррора конкурса меня позвали исключительно «на вырост», но раз уж позвали (и согласился), к отбору подойду максимально ответственно. Любой топ, как бы его составитель ни пытался быть объективным, базируется на субъективных критериях оценки. Поэтому их лучше оговорить заранее.

Я люблю хоррор мистический, интригующий, атмосферный, с тайнами и интересными героями, которые пытаются эти тайны раскрыть. При прочих равных (это важно) такие произведения получают преимущество перед условными сплаттерами и боди-хоррором. Также не буду придираться к лингвистическим ошибкам и шероховатостями (если таковые будут) – это лечится редактурой. К фактологическим – буду, если бросятся в глаза. Извечный аргумент «этанихоррар» давайте отбросим сразу: рассказы дошли до финала тематического конкурса и вряд ли какой-то из предыдущих этапов был нагло захвачен любителями сладеньких романтических комедий, а значит все из представленных произведений имеют жанровое право здесь находиться. Итог может не быть страшным, но, как минимум, обязан быть интересным. От этого и буду отталкиваться.

За голосовалками не следил, отзывов не читал, если вдруг повторю то же, что уже озвучивалось другими комментаторами ранее – так тому и быть. Ну, и раз уж заведую киноразделом, то и ссылок, видимо, будет больше на фильмы, чем на книги. За что попрошу прощения заранее, так это за возможную едкую критику. Но тут подход тот же, что и к фильмам, которые попадают в кинораздел DARKER: если уж снял картину и представил на суд публики, то нужно быть готовым к тому, что ее будут ругать. В конце концов, просто сам факт того, что вы представили свои произведения на такой конкурс (вне зависимости от того, вылетели они на первом этапе или дошли до финала) - уже здоровский результат и повод для гордости! Хотя финал, конечно, это абсолютно отдельное и значимое достижение! В любом случае – все авторы молодцы и «пишите еще». Фух, вроде все сказал, а значит пора приступать!

БЁРРГА

Молодой автор внезапно выясняет, что выдуманные им скандинавские монстры реальны.

В какой-то момент вспомнилась «Правда о деле Гарри Квеберта» Жоэля Диккера (особенно после пассажей про топ-100 начал Newsweek и проданные права на экранизацию) – там тоже автор проецировал на персонажа свои мечты о создании гениального (и коммерчески успешного) произведения. Скромнее как-то надо быть, а то, несмотря на обещание не придираться к ошибкам и стилистическим шероховатостям, очень хотелось бы пробежаться по откровенно сырому тексту, претендующему на шедевральность. Но это так, ворчание. Открывающая сцена задала тон всему рассказу – автор хорошо работает с визуалом, благодаря которому в голове читателя ярко и киношно рисуются сцены рассказа, несмотря на шероховатый стиль. Обрывочная подача лора тоже работает на атмосферу – хочется узнать побольше о егерях, Мурманске, обрядовой магии и прочих детальках, из которых строится выдуманный мир. Даже напрашивается более подробное и развернутое произведение в том же сеттинге, без постмодернистских финтов финала. В общем, по ощущениям – сплав из «Охотников на троллей»/«Санты на продажу» и концовки а-ля «В пасти безумия»/«Последнее дело Амни». Добротный крепкий середняк, который лучше бы смотрелся прямолинейным хоррором про скандинавскую НЁХ, а не про конфликт фантазии и реальности - для этого рассказу недостает выдумки и изящности. Хотя, скорее всего, просто ужастик про НЁХ мог не дойти до финала, а вот твист ему в этом помог. Не страшно, но довольно интересно.

ВОДОЛАЗЫ

Произведение молодого автора медленно сводит с ума реальность и окружающих.

Интрига? Есть! Атмосфера? Есть! Тайна? Вполне! Альтернативный СССР, где сюрреалистический хоррор публикуется в толстых журналах? Дайте два! Будем считать фантдопущением и спишем на него не вполне правдоподобные и пунктирные описания литературной индустрии того времени, более смахивающие на современные. Вообще, кстати, что-то пошла мода на парафраз соцреализма и хоррора – все эти «Библиотекари» и прочие… Как и ожидалось, с таким количеством медленно просачивающегося в текст линчевского сюра концовка показалась слишком недосказанной, смазанной (в частности – зачем там нужен Рим и совсем уж конкретное упоминание, что «герой поднялся в номер и облегчился»?). Но за счет жутковатых образов, четко прописанного персонажа, который «якорит» повествование, и густой-густой атмосферы рассказ этот недостаток аккуратненько так перешагивает. Опять вспоминается «В пасти безумия» (особенно в эпизоде с редактором на даче). Ну, и Томас Лиготти где-то рядом аккуратненько прошел. Интеллигентный литературный хоррор с хорошей такой долей мрачного абсурда. Немного страшно и очень интересно.

ГРЯЗЬ

Девушка попадает в плен к маньяку с необычным пыточным орудием.

Учитывая описанные во вступлении пристрастия, думаю, не сюрприз, что данный рассказ мне не понравился. В нем есть одна интересная идея – чемоданчик с болезнями, но на одной интересной идее далеко не уедешь. Особенно, когда оригинальный концепт втискивается в максимально банальную историю про насильника и жертву, запертую в подвале. Остальные кубики, из которых строится история, угадываются достаточно легко – тут чувствуются и отголоски «Восставшего из ада» (пассажи про Калькутту), и «Психо» (неадекватный родственник, определивший дальнейшую судьбу маньяка), и «Черного телефона» (призрачный голос помогает героине избавиться от злодея). Мерзкие подробности с болезнями и насилием утомляют почти сразу, потому что приписаны исключительно ради shock value. Если использовать набившую оскомину градацию на «три вида ужаса», то этот рассказ дальше «отвращения» пройти, кажется, не особо и пытался. Отдельная прелесть – когда демон начинает говорить. Вспомнился анекдот: «Ты попал на седьмой круг ада по дороге на кухню?!». Интрига и необычные повороты сюжета, которые бы вытянули финал, тоже на свидание не явились. С удовольствием сказал бы что-то хорошее, но, увы, кроме идеи с чемоданчиком и ровного стиля причин хвалить не нашел. Не страшно и не интересно.

ДЛИННОШЕЕ

Мальчишки в прифронтовом городе видят пугающих животных из заброшенного зверинца.

Мальчишечьи ужасы в декорациях сферического пограничного военного конфликта в вакууме. Рассказ интересный, с собственным настроением и идеей, которые автору, похоже, было важно донести. Это ему/ей скорее удалось. При том, что рассказ все-таки вышел рыхловат. При наличии двух главных персонажей участие в действии Моськи и ее мамы никак не влияет на сюжет, лишь добавляя пару бытовых деталек. Царство ужасов в канализации и выглядывающий из ливневки жираф слишком уж очевидный привет «Оно», а пролезающие в реальность видения – «Сомнии» Майка Флэнагана. Эпилог с военкоматом понятен с точки зрения авторской идеи (если я, конечно, правильно ее понял), но рассказу не нужен. Однако «Длинношеее» очень здорово вытягивает густая атмосфера жаркого прифронтового города, отличный образный ряд, своеобразная детская дружба в качестве мотивации и эмоционально заряженная концовка основного сюжета. Чуть-чуть убрать лишнего, чуть-чуть докрутить идею с фантасмагорическими животными – и получится просто отличный рассказ. Не страшно, но интересно.

КАТЬКА

Лихие 90-ые, в сестру мелкого гопника вселяется зло и толкает его на страшные вещи.

Бандитская чернуха + одержимый хоррор с истязанием детей. Жанр не мой от слова совсем, но в целом рассказ крепкий, да и подоспел к пику популярности «Слова пацана». Есть герой с непростой аркой, есть психологическое давление, есть даже попытка финального поворота сюжета (который, правда, слишком очевиден, с учетом уже имеющихся деталей). Не могу сказать, является ли дар одержимой девочки ироничной отсылкой к претензии о бесполезности детей, озвученной их покойной матерью, но определенный злой юмор в этом присутствует. Минус номер раз – практически две с половиной страницы занимает подробная баталия с пьяной парочкой, что для небольшого рассказа перебор. Минус номер два – вторичность. И бандюки из 90-х, и одержимые дети, и священники-экзорцисты встречались на страницах русского хоррора так часто, что одна идея с монетизируемым даром злобной девочки рассказ не вытягивает, а ничего необычного с остальными образами автор не делает. Но, как уже говорилось, рассказ крепкий, просто, возможно, не я его целевая аудитория, поэтому, как и «Грязь», он для меня уходит в категорию «не страшно и не интересно», увы.

МЕРЗОСТЬ

Псевдоэкстрасенсы навещают старуху к которой на кухню приходит мертвая соседка.

Вот! Вот хороший пример того, как поиск точки «буэ» у читателя не является самоцелью, а работает на пользу тексту! Этот рассказ – как хороший паззл. Не в плане загадочности текста, а в том смысле, что все элементы аккуратненько так встают на свои места, не перетягивая одеяло на себя, и создают гармоничную картину. Всего здесь в меру – и сверхъестественная жуть присутствует, и социалочка, и психологизм. Финал оставляет пространство для трактовок, но при этом не выглядит открытым и недосказанным. Ну, и если богатая фантазия позволит представить существо, ползающее по темной кухне – мурашки по спине могут и пробежать. Хотя ужаснее мертвых соседок получается перспектива встретить старость никому не нужной развалиной, утопающей в грязи и безумии. Страшно и интересно.

МОЯ КАЛЕРИЯ

Странный мужчина встречает странную девушку, у которой на него странные планы.

Довольно любопытная история, во главу угла которой ставится нестандартное мировосприятие главного персонажа. Учитывая, насколько сложно провернуть такой трюк и при этом не потерять читательский интерес – уже большое достижение, что автору это удалось. Жаль, что остальные элементы уступают тщанию, с которым прорабатывалось повествование от первого лица. Понятно, что Калерия манипулирует рассказчиком, но итоговая цель этих манипуляций не удивляет – первая мысль, пришедшая в голову читателю, оказывается верной. В конце автор припасает сразу два твиста, из которых неожиданным получается только второй, с головой в пещере, да и тот, мягко говоря, не докручен. Положение несколько исправляет грамотно выстрелившее ружье с нелюбовью рассказчика к цифре «3» и обыгранное воздействие eldritch horrors на уже нестабильный мозг. И еще – можно придраться к тому, что под конец автор (вольно или невольно) ставит знак равенства между аутизмом и психопатией. Не страшно, но довольно интересно.

НАВСЕГДА

Мужчина возвращается в город детства, ведомый загадочными подсказками.

Хорошая такая антитеза «Мерзости» в плане баланса элементов. Рассказ складный, ритмичный, держит интригу и напряжение. Сюжет, построенный на тропинке из хлебных крошек, при правильном воплощении работает практически всегда, а само структурное и языковое воплощение здесь именно, что правильное. Тема с передачей колдовского дара перед смертью тоже многогранная и беспроигрышная в умелых руках. НО! Дозвольте лирическое отступление. Любое художественное произведение (будь то книга, фильм, музыка, картина) – это всегда манипулирование эмоциями аудитории. Действительно хорошие работы делают это так незаметно, что у человека даже не возникает мысли, отчего ему хочется жить и трудиться или, наоборот, залезть под одеяло и ужасаться. Это, конечно, высший пилотаж. Как фокусник, которого невозможно поймать за руку, а свои секреты он надежно хранит и никому не открывает. В случае с «Навсегда», каким бы складным и интригующим рассказ ни был, манипуляция выходит невероятно топорной. Инвалиды! Разруха! Кладбища! Детские травмы! Алкоголизм! Детская проституция! Убийство животных! Назидательный финальный твист! Автор подходит к читателю с комплектом ментальных рыболовных крючков, которые неуклюже пытается воткнуть в эмоциональные болевые точки жертвы и начать выкручивать. Но, повторюсь, это работает, когда аудитория не замечает подобных манипуляций Если они настолько заметны, это вызывает лишь разочарование от того, что читателя пытаются так дешево развести. И потерю интереса тоже вызывает. Не прошу высшего пилотажа и абсолютно незаметной манипуляции (рассказ может быть дебютным, да и от корифеев жанра не всегда такого можно добиться), но рубилово больных собачек лопатой, реально? Тут лично я проведу черту. Эпилог – отдельный вопрос. Подразумевается поэтическая параллель с началом или все-таки новый виток адской петли времени? Если первое – то чересчур двусмысленно написано. Если второе, то как-то нелогично. Не страшно и, в итоге, не интересно.

НЕНАХОД

Девушка-костолом на службе у наркоторговцев ищет пропавшие закладки.

За неизбитую тему уже можно подкинуть пару плюсиков – на фоне стандартных маньяков/бандюганов/алкоголиков из предыдущих рассказов «закладочный детектив» с крутой главной героиней уже выглядит оригинально! Не знаю, насколько глубоко автор погружался в тему или просто придумал большую часть фишек, но читалось аутентично. Ехидное чувство юмора тоже следует отметить – замечание про «совершенно беспалевно» заставило улыбнуться, опять же, впервые после предыдущих рассказов. Обыгрывание сюжета с подношениями для фольклорного монстра – здорово! Качественная работа с декорациями – тоже (как и открывающая сцена в «Бёррга», этот рассказ получился очень кинематографичным, промозглый лесопарк поздней осенью передан как надо). Героиня не вызывает особой симпатии, но при этом вполне проработана и интересна. За работой хорошо прописанного профессионала (пусть даже и в такой своеобразной сфере) наблюдать всегда не скучно. В итоге минуса два. Первый – героиня слишком крута и профессиональна. И нариков отметелит, и с монстром договорится, и конкурентов вокруг пальца обведет. Все не напрягаясь. Дело не в том, что она девушка, если что – к мужскому персонажу были бы абсолютно те же претензии. За весь рассказ (флешбэки не в счет) ей ни разу не пришлось прыгнуть выше головы, приложить нечеловеческие усилия, чтобы выжить, преодолеть бездну ужаса. Что наркоманы, что монстр – побеждены обыденно и не заморачиваясь. А под финал – еще и внезапная (и не особо мотивированная) связь с пропажами людей в округе, да плохо объясненная дуальность, возможно, призванная подвести читателя к мысли, что героиня и есть монстр (если так – то со своей задачей эпизод справляется очень плохо). Второй минус – тот самый монстр вышел симпатичный, но очень уж обыкновенный, без изюминки. В целом – крепко, бодро и качественно (хотя ужасно не вычитано, но к этому обещал не придираться, и вообще, сам такой). Не страшно, но интересно.

ОРАНЖЕВАЯ МАМА

Мальчик получает от мамы-самоубийцы загадочный дар.

Тут сходу хочется похвалить ритм и структуру рассказа. Эпизоды длятся именно столько, сколько нужно, чтобы донести мысль и дать ей «подышать», и сменяют друг друга до того, как станут затянутыми. Интрига, опять же, закручена отлично. Мы сразу получаем предысторию персонажа, а уже в следующей сцене знаем его финал – конечно после такого читателю интересно узнать, как герой оказался в подобных обстоятельствах и как их нужно трактовать. Прием не новый, но использован эффективно. Сама идея с «загадочным спасителем и его темными секретами» не нова – навскидку вспомнился почему-то «Холодный огонь» Дина Кунца, прочитанный в детстве. Написано качественно, герою сопереживаешь. Слабое место для меня – финал, а точнее – итоговая форма эволюции оранжевых способностей Шурки. Можно, конечно, сказать, что раз остальные допущения вопросов не вызвали, то и здесь не должны. Но, все-таки, скачок от повышенной выносливости и дара предвидения до дистанционного массового убийства вышел очень уж резким. Да и не особо проясняет причину появления «следователя» (не понятно, из каких органов) – в чем героя подозревают и что ему хотят пришить? Тут уж скорее логичным (и банальным, знаю) смотрелось бы сочетание 41 спасенного ребенка и 41 жертвы неизвестного маньяка. Хотя… Маньяков на этот конкурс и так с перебором пришло. В общем, если бы не финал – хвалил бы больше! Не страшно, но интересно.

РАДУГА-ДУГА

Придуманная девушка справляется с тяготами реального существования.

Вирд и фантасмагорическая проза, на мой взгляд, могут понравиться в двух случаях. Первый – ты настолько очарован самим процессом чтения и изгибами повествования, что оно становится самоценным, и обращать внимание на любые нестыковки или оставшиеся без ответа вопросы просто не хочется. Второй – ты настолько очарован загадочностью произведения, что готов часами просиживать с ним, выискивать намеки и предлагать собственные трактовки произошедшего. Увы, оба случая не мои. Можно похвалить рассказ за хороший язык и богатый образный ряд. Можно поругать за расползающиеся нити повествования – придуманная девушка, ее двойник из зеркала и криповые сеансы психотерапии на кладбище отказываются сложиться в складную историю (уверен, что в авторском представлении рассказ целостный, все нужные намеки разбросаны по тексту и все сюжетные линии сводятся воедино, но см. выше – я не попал под очарование произведения, чтобы выискивать в нем эти смыслы и связи). Любые похвалы и придирки будут не валидны именно в силу субъективности жанра. Сугубо для меня – не страшно и не очень интересно.

ТЫ, БАБКА, ЧТО ЛИ, ТРУПЫ ЕЛА?

Уставшая от совместной жизни пара отправляется на секс-вечеринку, которая принимает безумный оборот.

Ну, как бы, ха-ха. Стеб засчитан. Оммажи на культовое кино 80-х (и не только) - тоже. Эрудицию оценил. Написано профессионально. Рассказ, как цельное произведение, получился. То есть объективно понять, чем он может понравиться, я могу, но… Рассказ читается, как очень затянутая шутка, которая быстро перестает быть смешной, а уже после середины начинаешь ждать, когда она уже закончиться (указатель количества страниц мрачно подсказывает, что осталось еще столько же). После прочтения хочется пожать плечами и развести руками. Да, как стеб над ожиданиями и русским хоррором в целом выглядит свежо, но хулиганистой энергии и непохожести на остальные рассказы, на мой взгляд, мало, чтобы быть претендентом на победу в конкурсе. Не страшно, немного интересно и забавно.

ЭНКОЛПИОН

Терзаемый кошмарами безъязыкий Тихон видит, как зло из леса приходит в его деревню.

Люблю «исторический» хоррор (возьму в кавычки, т.к. с тем же успехом его можно назвать фентезийным, ведь особых примет времени и историзма в нем нет). А тут еще и написано неплохо, без излишних «добрых молодцев», с мистикой, с интригой, с атмосферой, с тайнами и с героем, который эти тайны пытается раскрыть. Открывающая сцена и ее завершение – огонь! Финальный твист получается предсказуемым (особенно с момента нахождения пропавшей девочки), но, в отличие от других рассказов в финале (вроде «Ненахода»), не плодит новых вопросов, а закрывает старые, что тоже большой плюс. Зло, в лице инфернальной версии Урфина Джюса и его деревянных солдат, молчаливо и угрожающе. Из-за этого, правда, эпилог выглядит излишне пафосно на фоне остального рассказа. Из всего прочитанного «Энколпион» больше всего подошел под мои личные предпочтения в хорроре. Местами страшно, полностью интересно.

На этом все! Большое спасибо прочитавшим это полотно, еще большее – прочитавшим все 200 с лишним рассказов (ведь любой рассказ хочет быть прочитанным), финалистам и организаторам конкурса!

Комментариев: 8 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Друг автор 21-12-2023 10:26

    Огромное спасибо за отзывы! Сравнения с фильмами тоже имеют смысл как в вопросах визуализации так и работе с сюжетом.

    Учитываю...
  • 2 Аноним 21-12-2023 10:00

    Тот случай, когда отзывы интереснее некоторых рассказов. Спасибо!

    Учитываю...
  • 3 Котолак 21-12-2023 00:24

    "...Действительно хорошие работы делают это так незаметно, что у человека даже не возникает мысли, отчего ему хочется жить и трудиться или, наоборот, залезть под одеяло и ужасаться...". Заинтриговали). А можно примеры конкретных работ, которые Вам кажутся идеалом в этой связи?

    Учитываю...
    • 4 Игорь Евдокимов 21-12-2023 10:22

      Котолак, прямо чтобы совсем идеал-идеал - навскидку не вспомню. Но, например, если брать окончательно доставшую меня сцену с собаками вспоминаются "Нужные вещи", где есть аналогичный эпизод. "Экзорцист" Блэтти давил на жалость к детям. В "Судных днях" Адама Нэвилла нагнетается мрачная и безысходная атмосфера с малосимпатичным главным героем. Но когда их читал (и перечитывал) у меня не было мысли "О, а вот тут меня водят за нос и пытаются выжать эмоции". С "Навсегда", возможно, проблема именно в малой форме - в более крупном произведении это нагромождение поданного в лоб негатива было бы дальше разнесено по тексту и не так бросалось в глаза, но в рассказе ощущается не как неотъемлемая часть истории, а именно как попытка напихать в каждый эпизод чего-то неприятного и шокирующего.

      Учитываю...
  • 7 Аноним 20-12-2023 18:59

    С каким интересом я прочитала этот отзыв! Спасибо. Согласна практически со всеми оценками(хотя это никому не нужная инфа)))

    Учитываю...