DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

39. Финал. Отзывы Петра Зуброва

В коротком вступительном слове я бы хотел поблагодарить организаторов и участников конкурса за подаренный мне увлекательный опыт судейства. Все рассказы шорт-листа оригинальны, всех писателей объединяет искренность и желание рассказать личную историю. Каждый относится к своей фантазии, как к волшебному дару – ровно так, как и должен относиться к ней настоящий писатель.

Поэтому всем участникам конкурса я хочу пожелать продолжать культивировать в себе рефлексию, самокопание и восторженность перед непостижимостью мира. Эти качества отличают вас от обывателей и от большинства современных русских сценаристов.

Желающие могут продолжить общение с Петром в его паблик-странице в соцсети ВКонтакте.

«Бёррга»

Текст написан хорошо, читается легко. Однако концепция сильно смахивает на «Тихое место». Но, в отличие от «Тихого места», тут нет полной ясности правил бёррге. Они едят тех, кто шелохнётся? А если моргнуть? А некоторых они уносят и просто так? И ещё они превращают своих жертв в себе подобных? Также смутила речь героев: показалась калькировано-киношной. Однако автор пишет хорошо и обладает яркой фантазией. Желаю удачи!

«Водолазы»

Великолепная стилизация под «городскую» советскую прозу 60-х - 70-х. Если не считать пары анахронизмов (до 70-х «дом на набережной» никто так не называл), автор бережно и со знанием дела воспроизводит дух и атмосферу писательской среды рассвета «оттепели». Сюрреалистические образы и метафоры не перегружают текст, наоборот - их интересно разгадывать.

«Грязь»

Кажется, такой жанр называется «боди-хоррор». Я в этом не очень хорошо разбираюсь. Если цель у рассказа была – внушить максимальное отвращение, то она достигнута. Главный образ рассказа – саквояж с болезнями – задумка интересная. Но смакование подробностей извращённого насилия для меня, всё-таки, бессмысленно. Немного порадовала притчевая развязка. Но не концовка. В концовке мне не хватило возмездия. Ближе к концу очень много ошибок и помарок, что опять-таки говорит, что текст не вычитан. Мне показалось, что и с основной идеей тут есть проблема: чем это может быть ещё, кроме того, что мы видим? Однако с фантазией у автора всё в порядке, желаю удачи!

«Длинношее»

Я, кстати, так и не понял, почему с двумя «е». В рассказе есть классные сюрреалистические образы потусторонних существ. Идея с подземными безразмерными животными и правда увлекает. Но читать лично мне было скучновато. Тут нет действия, нет конкретного сопротивления. Образы, конечно, яркие, но без интересной концепции рассказ выглядит вяло. Сложить яркую сюрреалистическую фантазию автора с интересной историей – и может получиться классный текст. Удачи!

«Катька»

Отличная концепция, один из редких рассказов в этой подборке с внятной управляющей метафорой. Выдержанная стилистика, сдержанная лаконичная интонация. Читать было интересно. А ещё это – оригинальный русский пост-хоррор.

«Мерзость»

Легко и с юмором написанная история. Внятная управляющая метафора, выразительная писательская интонация. Есть несколько замечательных визуальных находок. Поменять название на более яркое – и готов отличный текст.

«Моя Калерия»

Рассказ написан от лица человека с аутическим спектром. Мне показалось, что в рассказе есть некоторая неточность: сначала мы видим человека вполне нормального, который был женат, который имеет представления о том, что такое измена, и даже злится по этому поводу. А потом мы видим аутиста, с трудом разбирающегося в человеческих эмоциях. В целом интересно, но не очень затягивает. Я, к сожалению, не нашёл некой общей целостности.

«Навсегда»

Рассказ читается очень туго. А всё потому, что больше половины времени непонятно, что нужно герою, и о чём история. При этом автор уверенно ведёт повествование, лишь изредка позволяя себе стилистические излишества. Желаю удачи!

«Ненаход»

Рассказ написан довольно увлекательно. Интересно описаны быт и нравы «кладеров». Диалоги живые, повествование не перегружено сложными синтаксическими конструкциями.

Однако текст совершенно не вычитан. Он настолько сырой, что, помимо орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических ошибок, тут встречаются даже помарки. Что говорит уже не об уровне грамотности, а просто о небрежном отношении. Кроме того, хромает и детективная логика. Принцип создания хоррор-образа интересный и неожиданный, однако не настолько, чтобы по-настоящему напугать. Болтливый, мещанский монстр – увы, не страшен. Хорошо проведена рифма образа «серого, как камень лица». Но плохо, что героиня так легко и беспричинно приходит к, увы, тривиальному выводу, что--

ДАЛЕЕ СПОЙЛЕР, СРОЧНО ЗАЖМУРЬТЕСЬ

--монстр – это она сама.

Тем не менее, автор пишет с интересом и увлечённо, поэтому от всей души желаю ему (или ей) удачи.

«Оранжевая мама»

Хороший текст, интересная задумка, энергично выстроенная структура, увлекательное чтение. Мне понравилось! Единственное – маме Вали, Лизе – девятнадцать лет. Выходит, Лизу она родила самое маленькое шесть лет назад? В тринадцать лет? Мне кажется, тут какая-то ошибка.

«Радуга-дуга»

Любопытная жутковатая концепция. Но текст перенасыщен тяжеловесными метафорами и сравнениями, что затрудняет чтение. При этом кошмар, который преследует героиню, совершенно не описан. Нам просто предлагается поверить, что её преследуют кошмары. Такое впечатление, что всю свою творческую фантазию автор тратит не на создание сюжета и образов, а на то, чтобы изысканнее описать нечто заурядное, не требующее читательской концентрации – например, огонёк сигареты. При этом сами метафоры воображение не щекочут, интерес не подстёгивают и часто просто неграмотно составлены. Оттого концентрация и теряется: сюжета как такового тут нет. Героиня сначала ходит по монстрам-психотерапевтам с не очень внятной целью (разрушить себя без алкоголя и наркотиков? Зачем?), а затем её насилует труп (что само по себе, в общем, неплохо, но слишком уж заболтано). Все персонажи много говорят, многое автор хочет объяснить, пояснить, донести.

Однако видно, что автора интересует психотерапия, что несомненный плюс для писателя хорроров. Та же самая история, рассказанная проще, динамичнее и конкретнее, вероятно, могла бы увлечь большое количество читателей. Желаю удачи автору!

«Ты, бабка, что ли, трупы ела?»

Один из самых увлекательных рассказов, представленных в подборке. Живые герои, с живой, нетривиально решаемой проблемой, сразу подключают к чтению. Несмотря на то, что вторая половина второго акта статична и, фактически, завалена (автор ударяется в подробные, а потому скучноватые описания), к концу всё снова приходит в тонус. Концовка изящна. Интонация выдержана. Ещё несколько раз вычитать рассказ на предмет помарок и длиннот – и отличный текст готов.

«Энколпион»

Хороши и стилистика, и фактура, а вот читать скучновато. Возможно, это моё субъективное восприятие. Тут одно из двух: либо лично меня не привлекает этот сеттинг, либо тексту не хватает динамики. Но сама стилизация выполнена изящно и без перегибов, за что автору несомненный респект.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Котолак 26-12-2023 02:24

    Лиза и мама пропавшей девочки - это разные люди). Хотя мне при прочтении тоже подумалось, что один и тот же. Так уж там фразы построены.

    Учитываю...
  • 2 Администрация DARKER 25-12-2023 15:36

    Мы специально уточнили у автора, и выяснили, что он просто сам ошибся в названии рассказа "Длинношеее". Бывает smile

    Учитываю...