DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Антивоенная притча

Апокалипсис каннибалов / Apocalypse domani

Италия, Испания, 1980

Жанр: ужасы, триллер, драма

Режиссер: Антонио Маргерити

Сценарий: Дардано Саккетти, Антонио Маргерити

В ролях: Джон Сэксон, Элизабет Тернер, Джованни Ломбардо Радиче, Чинция Де Каролис, Тони Кинг, Уоллес Уилкинсон

Похожие фильмы:

  • «Апокалипсис сегодня» (1979)
  • «Турецкое седло» (2010)

Антонио Маргерити (1930—2002) был одним из ведущих режиссеров жанрового кино Италии в 1960—1980-е годы. Как и многие другие мастера, он работал с разными сюжетами, однако наибольшее признание получили его хорроры: сначала готика 60-х, а затем и работы 70-х. Также Маргерити любил снимать и военные боевики, которые одним из первых стал делать на филиппинской натуре. В «Апокалипсисе каннибалов» как раз соединились эти два увлечения режиссера, ибо картина основана на военной тематике.

В то время уже вышел в прокат шедевр Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979), и можно было бы подумать, что работа Маргерити — некое подражание американской классике, но это не так. Возможно, режиссера вдохновило философское осмысление войны в фильме Копполы, к тому же в том же году вышел «Ад каннибалов», где Руджеро Деодато создал притчу о духовном каннибализме. Постановщик будто соединил идеи этих двух фильмов, в результате чего получился оригинальный триллер, который к хоррору имеет отдаленное отношение.

Шокирующих сцен, которыми отличались натуралистичные ленты Руджеро Деодато и Умберто Ленци, здесь практически нет, а каннибализм, как и в фильме Деодато, выступает метафорой, только не лицемерия «цивилизованного» общества, а ужасов войны, которые оставляют отпечаток на психике тех, кому довелось пережить мясорубку бойни. От этой работы тянется нить к позднему авангардному триллеру Фреда Фогеля «Турецкое седло» (2010), где повествуется фактически о том же самом, но на узком примере семьи вернувшегося с иракской войны солдата.

В 1970—1980 годы итальянцы сняли немало каннибальских хорроров. Этот жанр родился в Италии и умер там же, ибо в других странах никто не отваживался снимать антропологические ужасы, а все оммажи итальянцам, как, например, «Зеленый ад» Элая Рота, не идут ни в какое сравнение с европейскими образцами. Однако среди этих жестоких работ крайне мало тех, в которых было бы нечто большее, нежели сцены насилия и приключенческий сюжет.

«Апокалипсис каннибалов» режиссер снимал в США, пригласив на роли как американских, так и итальянских актеров. Главной звездой является Джон Сэксон, знаменитый американский актер с итальянскими корнями, который часто играл военных, полицейских и вообще честных и благородных персонажей. Герои Сэксона, благодаря незаурядному обаянию актера, не могут быть совсем плохими, поэтому и Норман Хоппер, ветеран Вьетнама, не такой, как его друзья. Он тоже заразился на войне вирусом убийства, но изо всех сил сопротивляется позывам убивать людей.

Интересно, что этот вирус передается через укус, что роднит культовую работу Маргерити с жанром зомби-хоррора. Вот только в кадавров людей превращает не неведомая зараза, а война, где солдаты поневоле поставлены в ситуацию, когда нужно убивать, чтобы выжить. Вернувшиеся из Вьетнама друзья Нормана потеряли там свою душу — у них остались лишь навыки выживания в лесах и непреодолимая тяга к насилию.

Антонио Маргерити не перекладывает вину за преступления на Чарли Буковски, самого отмороженного армейского друга Нормана. Просмотр военного фильма в кинотеатре вызывает у Чарли воспоминания о войне, от которых он вроде бы избавился благодаря интенсивному психиатрическому лечению. Окружающие люди ныне кажутся ему врагами, которых надо убить, прежде чем они убьют тебя.

Режиссер отлично поставил экшен-сцены, включая долгую осаду полицией торгового центра, где забаррикадировался Чарли. Собственно, хоррор начинается только во второй половине фильма, когда активизируются укушенные Чарли люди. Безумие, творящееся в городе, заставляет вспомнить умные триллеры Дэвида Кроненберга «Судороги» (1975) и «Бешеная» (1977), в ряду которых «Апокалипсис каннибалов» смотрится более логично, нежели в череде жестоких каннибальских хорроров.

Приближенная к репортажной съемке операторская работа испанского мастера Фернандо Аррибаса позволяет зрителю воспринимать произведение как предупреждение беспечным городским жителям: война может прийти и в ваш дом, ибо люди несут ее в своем сердце, а руки, однажды убившие, захотят это делать снова. Города захлестнет вирус насилия, принесенный солдатами из джунглей Вьетнама.

«Апокалипсис каннибалов» заслуженно стал культовой классикой итальянского хоррора и нередко фигурирует в списках лучших представителей жанра. Весьма высокую оценку давал фильму и Квентин Тарантино, человек, знающий толк в поэмах о насилии. Сэкономив на звездах (исключая Джона Сэксона и Джованни Ломбардо Радиче в роли Чарли), Антонио Маргерити сделал первоклассные спецэффекты, а также украсил свой фильм масштабными городскими съемками перестрелок на улице и в тоннеле. Грамотный сценарий, сочиненный Дардано Саккетти и самим Маргерити, концентрирует внимание зрителя не на экшене и не на насилии, а на психологических переживаниях главного героя, который не хочет становиться таким же, как его друзья, но в то же время понимает, что этого не избежать. Вирус войны разрушает его личность, превращая в бездушную машину для убийств, как раз то, ради чего и тренировали этих солдат командиры.

Этот фильм стал последним классическим хоррором Маргерити, после чего итальянский мастер отошел от данного жанра и стал снимать приключенческое кино и фантастику. Сам режиссер всегда считал себя фантастом, чем и объяснял свою страсть к созданию макетов и спецэффектов. Но такие фильмы, как «Апокалипсис каннибалов», доказывают, что постановщик был в немалой степени реалистом, просто прятал свои идеи за фантастическим сюжетом и экшеном.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)