DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Бегут, бегут по стенке... бумажные фигурки

Театр тьмы / Yami shibai

Япония, 2013 — ... (9 сезонов)

Жанр: ужасы

Режиссер: Томоя Такасима

Сценарист: Хиротакэ Кумамото, Мицухиро Сасаки

В ролях: Кандзи Цуда, Sara, Сеитиро Масумото, Рета Мураи, Саваки Акимото, Кэисукэ Уэда, Ре Хирано, Аяка Ониси, Риса Аидзава, Тосихико Танака

Похожие фильмы:

  • «Мастер муси» (2005)

Среди ответов на вопрос, что такое аниме, одним из наиболее распространенных будет, пожалуй: «Куча хлама с раздражающей рисовкой и тупыми сюжетами для чокнутых подростков». И для этого есть свои основания. Но, к счастью, японская анимация не исчерпывается конвейером штампованных сериалов. «Театр тьмы» — проект настолько оригинальный, что на беглый взгляд его вовсе не заподозришь в родстве с аниме.

Четыре минуты (остальное пожертвовано заставке и финальным титрам под болезненно-тревожный саундтрек) — много или мало? При должном мастерстве — как раз достаточно, чтобы запустить на кожу зрителя стайку назойливых мурашек.

«Театр тьмы» — это коллекция коротких страшных историй, основанных на городских легендах. Пересказывать сюжеты нет смысла, многие из них вполне традиционны, но преподнесены чрезвычайно умело. Правда, следует сразу сказать, что стиль рисунка и анимации крайне нетипичны. При первом знакомстве они могут вызвать неприятие нарочитым примитивизмом. Это буквально бумажный театр, в котором плоские фигурки словно вручную передвигаются перед грубо нарисованным фоном. Частично сымитирована техника перекладной анимации, а иногда, очень дозировано, в кадр помещается тщательно обработанное видео, которое усиливает эффект в ключевых сценах.

Этот необычный стиль — дань уважения уличному театру «камисибай», который был широко распространен в Японии до середины ХХ века. По сути — это «родственник» русского райка и родитель современной манги. Его название буквально означает «бумажный театр». Это деревянная рама, в которую вставлены картонки с залакированными рисунками. Рассказчик излагал короткую историю, в нужном порядке меняя «кадры». Иногда ему за это бросали монетку, но основу заработка камисибайя (рассказчика) обычно составляла плата за игрушки и сладости, которые он продавал. Можно назвать это прообразом современного попкорна.

Раек в России быстро сошел со сцены: распространение грамотности, агитбригады и кинопередвижки уничтожили потребность в нем. В Японии же каимсибай прошел долгий путь развития. Во время Второй мировой мастера-камисибайя рассказывали военную хронику. Японские коммунисты активно вели через них пропаганду. Камисибайя были настоящими мастерами разговорного жанр. От них требовалось не только искусно излагать историю, но и говорить разными голосами, озвучивая всех персонажей. Выступления лучших рассказчиков выходили в грамзаписи. Так что в эндинге не случайно появляется патефонная пластинка, с которой льется безумная мелодия. Сам же классический образ камисибайя, разъезжающего на велосипеде с коробкой «театра» на багажнике, мы видим в опенинге каждой серии.

Репертуар камисибай включал в себя множество жанров, даже научную фантастику и вестерн. Почетное место занимал в нем и фольклор, в том числе и «кайданы», «истории о странном», или попросту страшные истории. Они-то и легли в основу мультсериала «Театр тьмы».

Призраки и проклятия, придя из глубины веков, органично вошли в обстановку новейшего времени, населили привычные предметы, напитали своей атмосферой повседневные ситуации. Логика отправлена на свалку: не ждите никаких объяснений происходящему на экране. Мы не узнаем, почему «нельзя отпускать» приезжего, попавшего в сельскую больницу где-то в зловещей глубинке. Для нас останется тайной, откуда взялось пятно на асфальте, с которым играют соседские дети, называя его человеческим именем, и которое, кажется, способно перемещаться… А в чем суть проклятия, падающего на человека, который увидел безумный танец одержимого? Ответа, как правило, нет. Но одно мы знаем точно: рисованный или нет, это азиатский хоррор, а значит, спасения не будет.

Не будет и никакой логики, за которой можно спрятать колотящееся от страха сердце. И ни фантазии авторов, ни страху зрителей не будет конца. Истории, в которых рационального начала не больше, чем в простеньком «бегут, бегут по стенке зеленые глаза», проработаны тщательно и завораживают своей убедительностью, атмосферностью, вниманием к деталям.

Несмотря на нестандартный формат, сериал пришелся по вкусу зрителям. С 2013 года по сегодняшний день вышло уже девять сезонов, не за горами и десятый. Цикл неровен: ни один сезон в полной мере не похож на другой. Конечно, первый остается непревзойденным — сказать так проще всего, и это даже будет небезосновательно.

Но это вкусовое суждение.

Кому-то больше понравится, к примеру, третий сезон — настоящий парад диковинных чудовищ, где кульминация смещена на моменты демонстрации уродливых монстров. А кто-то сочтет высшим достижением четвертый сезон, где происходит возвращение к истокам и закадровый голос полностью рассказывает историю, которая не движется, а только иллюстрируется картинками на экране. Это уже не так кинематографично, но сюжеты все равно цепляют. К примеру, в истории о парне, севшем не в тот автобус, ужас не может подкрасться исподволь: рассказчик прямо называет причину для беспокойства, и мы уже догадываемся, что именно происходит с героем. Однако ожидание развязки от этого не становится менее интересным.

Коротко говоря, свои особенности есть у каждого из сезонов. Их роднит безудержная фантазия авторов, которые тянут к себе все, что только порождала земля японская: от дерева, зовущего к самоубийству, до проклятых видеокассет (привет, «Звонок»!).

И, надо сказать, от «Театра тьмы» трудно оторваться. Четыре минуты пролетают незаметно, и вот уже новая серия манит узнать: ну-ка, что они еще там придумали? И, как правило, не разочаровывает.

Что ж, подходите, не пропустите! Время театра тьмы…

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 felixkriventzov 25-04-2022 19:19

    Хороший сериал, первый сезон пока что действительно запомнился и зацепил больше всех (особенно эпизод с танцующим мальчиком, до мурашек). Но не сказал бы, что прям "чрезвычайно" необычная подача и рисовка. Да и выпад в сторону аниме с "распространенным ответом" странноватый, потому что цитируется явно мнение тех, кто дальше "Наруто" с "Покемонами" и не смотрел.

    Учитываю...