DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Если с другом вышел в путь

Мой друг Дамер / My Friend Dahmer

Автор и художник: Дерф Бэкдерф

Год издания: 2019 (в оригинале — 2002, 2012)

Издательство: Abrams Comic Arts (оригинал); «Комфедерация», «Комильфо» (русское издание)

Похожие произведения:

  • «Нам надо поговорить о Кевине», роман, Лайонел Шрайвер, и экранизация
  • «Добрый сынок», реж. Джозэф Рубин
  • «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости», научно-популярная книга, Кент Кил

В 1977 году подросток Джеффри Дамер, будучи на школьной экскурсии в Вашингтоне, сумел за один телефонный звонок из будки-автомата уговорить ассистента вице-президента США Уолтера Мондейла на экскурсию по офису и встречу с политиком. «И вскоре Джефф Дамер, будущий серийный убийца, стоял в нескольких шагах от вице-президента Соединённых Штатов». Так оно и было в действительности. Это лишь один из выдающихся эпизодов в замечательном документальном графическом романе «Мой друг Дамер».

«Это — завершение плохо прожитой жизни, а итог её ужасно грустен... Больная, жалкая и горестная жизнь — вот и всё», — так скажет сам о себе Джеффри Дамер, серийный маньяк, насильник и некрофил, каннибал. Его имя известно практически любому поклоннику жанра ужасов. Увы, реальность изощреннее любого вымысла. На сайте DARKER вы даже найдете тег, посвящённый ему, и прочтёте немало материалов. В том числе рецензию на экранизацию данного комикса.

Чтобы не сильно повторяться: Бэкдерф был одноклассником Дамера и даже создал своеобразный фан-клуб Джефа. Апофеозом деятельности клуба стали два события: подсовывание Дамера на фотографии различных школьных обществ и выходка в торговом молле, когда Дамер пугал посетителей, изображая припадки. Эти припадки — его фишка, которой он веселил одноклассников.

Когда Дамера расспрашивали о его юности, он отвечал, что только тогда у него и были счастливые годы, а таких друзей, как в старших классах, у него больше никогда не было. После этих слов холодом продирает одна из сцен комикса: Дамер подвозит бывшего одноклассника, а в багажнике машины лежит расчленённый труп.

Впервые Бекдэрф обратился к истории своей подростковой дружбы в 2002 году. После этого двадцатичетырёхстраничный комикс был расширен до графического романа на две сотни. Легко понять, что трудно не пытаться понять человека, с которым был дружен и который стал монстром во плоти. Как? О чём он думал? И главный вопрос — почему?

Однако в своей книге Бэкдерф не пытается дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. В целом она — скорее рефлексия на собственное детство, столкнувшееся с безразличным миров взрослых и с тем, что быть чутким друг другу не принято. Хочется поспорить с автором кинорецензии в том, что «Мой друг Дамер» попытка оправдать маньяка и перенести вину на общество. Возможно, в экранизации это не высказано явно, но в предисловии Бэкдерф разъясняет: «Я глубоко уверен, что Дамеру необязательно было превращаться в чудовище, что все эти люди могли бы не умирать ужасной смертью, если бы только взрослые вокруг Дамера не были настолько необъяснимо, непростительно, непостижимо ненаблюдательны и/или безразличны. Но как только Дамер убивает свою первую жертву, моё сочувствие заканчивается».

Да, главное обвинение Бэкдерфа, конечно, миру взрослых. И именно за безразличие и невнимательность. В книге он приводит воспоминания учителей, для которых Джеффри был будто бы невидимкой, и слова Дамера-старшего: «мне он казался обычным подростком». Абсурдный в своей холодности мир книги подкрепляет карикатурный и в то же время очень проникновенный стиль рисунка. Здесь все человеческие фигуры нескладные и уродливые — именно такие, какими себя зачастую ощущают подростки. (Вспоминаются строчки из стихотворения Кинга «Оуэну»: «И так, мы тащимся в школу. / Зевотою сводит скулы. / Ты спросишь — какие уроки? / Мы — два урода-отрока, / Руки как крюки».) Стиль Бекдэрфа живо напоминает выдающегося американского комиксиста Роберта Крамба, который, в свою очередь, так охарактеризовал «Моего друга»: «рассказ о странном и мрачном мире подростков 70-х».

Одиночество, семейная драма и алкоголизм как анестетик от пугающих фантазий — вот она, реальность подрастающего будущего серийного убийцы. Извиняет ли это всё вместе взятое героя? Конечно же, нет. Но можно ли понять его личность в отрыве от всей той боли, что он перенёс? Тоже нет. Попытка понять другого — вот важнейший критерий человечности. «Мой друг Дамер» — замечательное высказывание на данную тему.

Редакция DARKER благодарит издательства «Комфедерация» и «Комильфо» за предоставленный экземпляр комикса.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 TygerOfPanTang96 20-09-2019 03:13

    Все таки данный комикс меня поразил и открыл многие мной не увиденные ещё, моменты из жизни Дамера. Все таки на мое скромное мнение виноваты все: родители, учителя, Дамер. Можно даже из комикса себе что-то подчеркнуть и поразмышлять об роли человека в обществе и все в таком духе. Замечательный комикс!

    Учитываю...
    • 2 Eucalypt 20-09-2019 14:18

      TygerOfPanTang96, я полностью согласен с тем, что комикс поражает. Он именно, что затрагивает какие-то вещи в душе, после него думаешь о важности приглядываться к близким, о том, что мы сами порой друг от друга отгораживаемся. Ну, это моё главное впечатление от него.

      Учитываю...