Blame! / Блам!
Художник и сценарист: Цутому Нихэй
Жанр: боевик, киберпанк, триллер
Издательство: Kodansha; XL Media
Год издания: 1998 — 2003; 2017
Похожие произведения:
- Константин Комардин, «Сайт-о-полис» (комикс)
- Творчество Здислава Бексиньского
- Джованни Батиста Пиранези, цикл «Carceri»
- «Вирус» (фильм, реж. Джон Бруно)
Аккурат к выходу на сервисе Netflix экранизации, на русском языке выпустили первый том культовой манги Цутому Нихэя, Blame! Оговоримся сразу, что аниме не вбирает в себя события десятитомной саги, да и именно этой истории на страницах танкобонов вы не найдёте. Дело в том, что традиционный формат похождений немногословного главного героя благоволит к тому, чтобы придумывать продолжения до бесконечности.
Судите сами, вот вам модель почти любой главы манги.
Килли, молчаливый и апатичный, как лучшие из образов Клинта Иствуда (недаром в аниме почти каждое появление персонажа сопровождает звуковой ряд, подходящий вестерну), проходит очередной уровень бесконечного сверх-механизированного города. Появляется очередной противник. Килли взводит свою смертоносную пушку. Звучит раскат выстрела: Блам! (который, собственно, и дал название манге). Килли продолжает своё путешествие.
Тут вы, если незнакомы с мангой Нихэя, спросите: и это всё? Что же в ней культового? Ради чего читать? А мы ответим: ради того, чтобы захватило дух!
Да, с точки зрения повествования, история Килли незамысловатая. Он идёт по бесконечной полосе препятствий (как выразился в одном интервью мангака: «Город большой, возможно, размером с Солнечную систему»). У него есть супер-оружие. И наш одинокий рыцарь ищет свой Грааль (сетевые терминальные гены, которые дают возможность подключиться к Сети). Да, большинство случайных попутчиков погибают. В кинговском DARKER будет уместно сравнить Килли со Стрелком из «Тёмной башни».
Но что с лихвой одаривает читателя наслаждением — густая мрачная атмосфера беспощадного киберпанка. Мир Килли, абсурдный, как «Процесс» Кафки и бесконечный, как «Относительность» Эшера, кроме прочего наполнен насилием и ощущением безнадёжности. Мрачная атмосфера такая густая, что, кажется, может излиться со страниц книги в реальность. Ставить ли на обложку предупреждение? Оковывать ли цепями?
На просторах Мега-города (а Килли поднимается с самого низа к непонятным вершинам, проходя тысячи уровней) встречаются очень разные существа: люди, киборги, кремниевые формы жизни, Администрация и её роботы-исполнители и левиафаны-Строители. Но большинство уровней безжизненны. Что пугает ещё сильнее, чем самые отвратительные из существ, созданные на страницах манги. Почти для каждого из них у Килли заготовлен залп гравитационно-волнового излучателя — разрушительного оружия, тонкий луч которого обрушивает стены толщиной в метры и высотой в десятки. И про каждого Цутому Нихэй расскажет подробно хитрыми линиями рисунка.
Рисунок!
Вот что правит в этой манге. Цутому Нихэй, архитектор по образованию, пишет мангу так, точно создаёт чертёж идеального проекта, который мечтает воплотить. Мега-конструкция мега-города занимает его внимание гораздо больше, чем главный герой. А удивительные существа, чьи пропорции и сочленения переломаны под самыми противоестественными углами, каждый — любовники карандаша художника. Нихэй, порой, лишь несколькими штрихами нагнетает такой саспенс, что руки дрожат, когда переворачиваешь страницу.
Кадр из манги, выглядящий квинтэссенцией творческого метода Нихэя
«Blame!» не утруждает себя объяснениями. «Может быть, на Земле... Может быть, в далёком будущем...» — гласит вступительный титр. Не важно. Ты, читатель, попал в фантастический, но такой реальный мир. Он просто есть. Ты ему не нужен. Ты можешь следовать вслед за Килли. С уровня на уровень. Разберешься по ходу. Если разберёшься. Ты не важен. Есть мега-город.
Комментариев: 0 RSS