Джованни Батиста Пиранези (1720 — 1778) выдающийся итальянский художник-график, архитектор и археолог. Его монументальные исследования Вечного города были выражены примерно в двух тысячах изобразительных работ. Так серию офортов «Древности Рима» художник создавал на протяжение четверти века. «Видам Рима» Пиранези посвятил всю жизнь.
На рисунках Пиранези сохранился подлинный Рим XVIII века. С детства пораженный красотой архитектуры (отец Пиранези — каменотёс, дядя — художник) Джованни Батиста мечтал реализовать себя, как архитектора. Практически каждую свою работу он подписывал «венецианский архитектор». Тем более ярким представляется парадокс его жизни — он спроектировал всего одно здание. По его чертежам была перестроена церковь Санта Мария Авентина. Поэтому его имя связывают с понятием «бумажная архитектура». Позже церковь была переименована — Санта-Мария дель Приорато, в которой и был похоронен художник.
Однако отдельно в его творчестве стоит цикл «Фантастические изображения тюрем». Колоссальные и величественные, эти фантасмагорические строения должны сохранить узника в лабиринте своих переходов надежнее, чем любые замки. Каждый, кто решит описать таинственное подземелье, повергающее узника в трепет, должен обратиться к художественному наследию Пиранези. Как это сделал, например, Умбэрто Эко, описывая библиотеку-лабиринт в романе «Имя Розы». А недавно Пиранези на страницах DARKER вспоминали в рецензии на мангу Цутому Нихея.
А вот что пишет Томас де Квинси в «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум»:
«Много лет назад, когда я рассматривал «Римские древности» Пиранези, м-р Кольридж, стоявший рядом, описал мне гравюры того же художника […] В них запечатлены картины тех видений, что являлись художнику в горячечном бреду. Некоторые из этих гравюр […] изображали пространные готические залы, в которых громоздились разных видов машины и механизмы, колеса и цепи, шестерни и рычаги, катапульты и пр. - выражение опрокинутого сопротивления и силы, пущенной в ход. Пробираясь на ощупь вдоль стен, вы начинаете различать лестницу и на ней - самого Пиранези, пролагающего себе путь наверх; следуя за ним, вы вдруг обнаруживаете, что лестница неожиданно обрывается и окончание ее, лишенное балюстрады, не позволяет достигшему края ступить никуда, кроме бездны, разверстой внизу. Не знаю, что станется с бедным Пиранези, но по крайней мере очевидно, что трудам его до некоторой степени здесь положен конец. Однако поднимите взор свой и гляньте на тот пролет, что висит еще выше - и опять вы найдете Пиранези, теперь уже стоящим на самом краю пропасти. Но зрится вам новая невесомая площадка, и вновь несчастный Пиранези занят высоким трудом - и так далее, до тех пор, пока бесконечные лестницы вместе со своим создателем не потонут под мрачными сводами. Столь же неудержимое саморазрастание продолжалось и в моих грезах».
Всего Джованни Батиста Пиранези создал 16 досок с изображениями невероятных тюрем. Первая публикация этой серии состоялась в 1749 году. 10 лет спустя художник выполнил практически новую серию на тех же досках.
I - Фронтиспис (см. полный размер)
II - Человек на дыбе (см. полный размер)
III - Круглая башня (см. полный размер)
IV - Большая аркада (см. полный размер)
V - Барельеф со львом (см. полный размер)
VI - Дым и огонь (см. полный размер)
VII - Разводной мост (см. полный размер)
VIII - Крыльцо украшенное трофеями (см. полный размер)
IX - Огромное колесо (см. полный размер)
X - Заключенные на платформе (см. полный размер)
XI - Арка с орнаментом (см. полный размер)
XII - Козлы для пилки дров (см. полный размер)
XIII - Колодец (см. полный размер)
XIV - Готическая аркада (см. полный размер)
XV - Колонна с фонарем (см. полный размер)
XVI - Колонна с цепями (см. полный размер)
1 Djeyars 26-12-2013 13:26
Просто невероятно! напоминает фантасмагоричные картины альтернативного Рима, с росписью по истине живой и эпичной архитектуры в перемешку с ужасами которые древние палачи и надзиратели творили с тюремными заключенными. Аж дух захватывает!
2 Eucalypt 29-12-2013 23:25
Рад, что понравилось. Но вы говорите о какой-то конкретной работе или это ваши ассоциации?