DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

И вот приходит день лютый

Название альбома: «Горгород»

Исполнитель: Oxxxymiron

Жанр: хип-хоп, грайм

Лейбл: Kult Iz Dat

Год выхода: 2015

 Oxxxymiron

Деспотию почти можно определить словами "усталая демократия". Появляется она тогда, когда общество уже не способно к непрерывному бдению, по праву названному ценою свободы, и предпочитает, чтобы один страж стерёг спящий город.

Г. К. Честертон

На город падает тьма, засыпает шпана, просыпается мафия

Oxxxymiron

Автор альбома Oxxxymiron (его ник обыгрывает термин «оксюморон»,  настоящее имя – Мирон и количество ххх-лексики в творчестве), родом из сверхинтеллигентной семьи физика-теоретика и библиотекаря. Появился на свет в Ленинграде, с девяти лет жил в Германии, а с пятнадцати – в Великобритании, откуда вернулся, чтобы в 2009 году собрать победы во всех значимых номинациях для хип-хоп исполнителей. С тех пор в копилку прибавилось: альбом 2011 года «Вечный жид», сокрушительная деконструкция образа противника на рэп-баттлах, заглавная песня к сериалу «Лондонград», снятый по его приключениям, и, наконец, альбом 2015 года  «Горгород» (которого ждали с тем же градусом нетерпения, что поклонники «Шерлока» - первой серии третьего сезона).

Тут следует сделать лирическое отступление, ибо современные рэп-исполнители обычно ассоциируются со списком тем крэк/бухло/стволы/телки/тачки и общим фаллоцентризмом, а русскоязычные рэп-исполнители – с дополняющими основу неповторимыми подъездно-пацанскими нотками.

Чем же отличается альбом «Горгород» от средней арифметической? Да всем. В первую очередь  тем, что в нем есть сюжет: завязка, развитие событий, кульминация и развязка; хорошо рассказанная, целиком пропитанная безнадегой история, которая перекликается с Пелевиным и Фрэнком Миллером.

Душевное состояние героев и атмосферу города («Везде сатирикон, бездействие народа/При содействии икон») передают треки, а за сюжетную связку между ними отвечают звонки на автоответчик.

Причем история не вполне линейная, о чем честно предупреждает первый трек, «Не с начала»: талантливый писатель Марк просыпается рядом с любимой девушкой Алисой  и вспоминает, как развивались события. А в финальном «Где нас нет», когда все, что могло случиться плохого, уже случилось, вдруг десятком удачно подбранных фраз полностью раскрывается взросление Алисы и Марка.

Итак, писатель становится героем нуара, причем его положение особенно безнадежно, потому что если частный детектив Метрополиса/Готэма/СинСити может найти свою частную цель, хотя бы подержать мальтийского сокола в руках, то писатель ищет общую истину. А когда находит, что ему делать с этим куском слизи, крови и наркоты в руках?

Причем Марк вовсе не собирался быть героем: песня фаната «Кем ты стал» ясно описывает его карьеру; она подошла к зениту, но Марк в его глазах «вождь-отступник».

 Конечно, Браунинг писал: «За горсть серебра порвал он с друзьями/, За ленту на фрак стал для братьев чужим», а фанат упрекает «Подай нам знак или звук, что не потух, не сторчался, не сдал./ Осознал ли ты сам, что за рупор сжимаешь в руках?», но чувство разочарования и горечи одинаково.

Разве что Браунинг упрекал равного, а фанат – высшего, и потому он озлобленнее, злее, неизмеримо опасней.

Марк огрызается в песне «Всего лишь писатель». «Я не подхожу для борьбы со злом./Тут бунтари обречены, как Авессалом. /Я за добро, но  я пишу книги, а в остальном/ Да гори оно все пламенем синим…».

 Но, как бы он не подбирал слова, становится ясно, что наркотик гор (продажу которого крышует мэр) он принимает как обезболивающее от бессилия. И с творчеством у Марка в последнее время проблемы: если душа хотя бы не тлеет, она покрывается плесенью. А хотя Марк признает, что «вечеринка гнилье», он все равно пришел.

Зато на выходе оттуда он встречает лирическую героиню. Алиса – девушка из Зазеркалья, с темным прошлым и неясными целями,  «та, что ходит по солнечному сплетению лунной походкой».

Следующий трек, «Переплетено», известен тем, что хабаровская школьница прочитала его как стихи Мандельштама и получила пятерку. Не стоит упрекать учительницу: атмосфера «сравнительно вегетарианских» реальных двадцатых годов прошлого века удивительно напоминает атмосферу Горгорода, где еще можно жить, если отвернуться и зажмуриться, но... «все переплетено, телек и террор, с церковью бордель и казино, /Картель и детдом от мэрии».

События развиваются, и сложно выбрать, какая песня больше вгоняет в дрожь: «Слово мэра», добродушное мурлыканье помешанного на власти социопата, или «Колыбельная», описание расползающейся повсюду тьмы, которая скоро пропитает невинного.

Пожалуй, это просто два взгляда, снизу вверх и сверху вниз, на один и тот же «…. зиккурат пролитых слез».

Кстати, автору удалось совместить «зиккурат» и матерное ругательство в одной и той же фразе... Второе без первого – легко. Первое без второго – возможно. Но чтобы оба-два, наверно, нужна была только такая уникальная биография автора, петербуржского лондонца с дипломом Оксфорда по средневековой английской литературе и официальным диагнозом «маниакально-депрессивный психоз».

Возвращаясь от исполнителя к альбому: проходных треков здесь нет, а самая сильная вещь, как и должно быть, финальная «Где нас нет». Безнадежность мечты и точно пойманная в слова/выкрики/фразочки/елейные обещания грязь реальности.

Но если напоследок чуть разбавить мед дегтем, то надо упомянуть, что тексты на автоответчике от литагента Марка, Киры, смотрятся несколько неестетственно. За ее голосом не стоит биография, подходящая этому персонажу.

В остальном – по этой рэп-аудиокниге кто-то просто обязан сделать графический роман.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)