DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

На пути к Истине, или Перерождение Тьмы

 Варг Викернес, Burzum

Имя Варга Викернеса известно, пожалуй, любому мало-мальски искушенному ценителю метала, даже если он и не разделяет особого интереса к музыкальному стилю, которого долгое время придерживался наш герой. Истории, окружающие эту личность, вполне гармонично совмещающую в себе музыканта, писателя, идеолога и философа, давно уже обрели статус легенд. Варг Викернес (урожденный Кристиан Ларссон Викернес) уже давно и прочно стал одной из ключевых фигур норвежской андерграундной сцены начала приснопамятных 90-х гг., на которые пришелся расцвет блэк-металлического движения и царили антихристианские настроения. Если отбросить его причастность к музыкальной сцене, Викернес прежде всего известен как человек с прочно устоявшимися националистическими, антисемитскими и радикальными взглядами, ведущий активную деятельность, направленную на возрождение дохристианских верований скандинавских народов. Подобная позиция стала делом всей его жизни.

Варг Викернес, Burzum

Свое главное детище, нареченное Burzum (к слову, название сие было взято из романа «Властелин колец» и происходило от слова burz - тьма, употребляясь во множественном числе), Викернес, более известный в то время как Граф Гришнак, основал в 1991 году. И до сих пор Burzum признается одной из наиболее значимых формаций в стиле black-metal, оказавшей огромное влияние на весь жанр в целом. Ибо уже тогда этот самобытный проект, совершенно свободный от каких-либо влияний извне, помимо традиционного сырого звучания и скоростных мелодий представлял публике нечто более вдумчивое и атмосферное, созданное на стыке блэка и дарк-эмбиента. Burzum создавался и существует по сей день как исключительно студийный проект, призванный воплощать чувства и мировоззрение его единственного участника и бессменного лидера.

С самого начала Викернес отличался небывалой продуктивностью. Первые четыре альбома Burzum были записаны им один за другим в период между январем 1992-го и мартом 1993 г. Однако, впоследствии пластинки выходили с продолжительной паузой. Таким образом, Викернес, словно прозревая будущее, старался обеспечить проект материалом на годы вперед, перед тем как судьбе было угодно лишить его свободы.

Как известно, в июне 1994 г. Варг Викернес был осужден за убийство своего единомышленника и «собрата» по убеждениям Евронимуса (настоящее имя Ойстейн Орсет), гитариста и основателя группы Mayhem, произошедшее 11 августа 1993 г. Вместе с этим Викернес был признан виновным в предумышленном поджоге трех христианских церквей, вследствие чего получил максимальный в Норвегии срок в 21 год.

Однако не стоит думать, что существование Burzum на этом прекратилось. Оно всего лишь впало в своего рода спячку, остепеняясь, набираясь сил и мудрости. Со слов самого Викернеса, пребывание в тюрьме «…закалило мой характер и сделало меня еще более жестким музыкантом и человеком, как в хорошем, так и – увы – в плохом смысле слова». За 16 лет заключения увидели свет три книги Викернеса и целых два альбома Burzum, пока в мае 2009 г. Варг на основании условно-досрочного освобождения не вышел на свободу.

Вместе с женой и сыном Викернес уединяется на собственной ферме в норвежском округе Телемарк, чтобы, наконец, вернуться к полноценному существованию и заодно продолжить дело всей своей жизни. Уже в июле в интервью газете Dagbladet Викернес отмечает, что уже в следующем году намерен выпустить новый полноформатный альбом под вывеской Burzum. Как видно, наш герой изо всех сил стремится наверстать упущенное время, и, принимая во внимание его удивительную работоспособность, стоило быть уверенным, что стоит ждать целого откровения. Мир замер в ожидании. Будет ли новый Burzum похож на классику или же это будет совершенно новый взгляд на музыку его лидера?

Варг Викернес, Burzum

И вот, 5 марта 2010 года на лейбле Byelobog Prodactions выходит седьмой студийный альбом Burzum, получивший краткое и выразительное название «Belus». По словам самого Викернеса, часть песен для этого опуса датируется аж началом 1990-х, дополненных наработками последнего десятилетия с полностью обновленной лирикой, отныне исключительно на норвежском языке. В концептуальном плане новый альбом представляет собой описание жизни Бальдра, Белого Бога, олицетворяющего собой силы света и цикличность жизни. В образе Бальдра заключается основной закон природы и Вселенной: Белый Бог умирает, обновляется и рождается вновь, снова и снова. Свет не может существовать без тьмы, а тьма без света.

Burzum

«Belus» становится своего рода мостом, соединяющим старую и новую эпохи истории Burzum. Монотонные и в большинстве своем среднетемповые композиции все без исключения построены на достаточно примитивных, цикличных проигрышах одной и той же мелодии, создавая удивительно гипнотическое воздействие, в котором с Burzum никто по сути сравниться не сможет. В техническом плане же пластинка создает впечатление выходца из прошлого. Как и всегда партии всех инструментов исполнены самим Викернесом. И, хотя запись проходила на современном оборудовании, результат неизбежно навевает мысли о глубоком андерграунде: жужжащие, «жидковатые» гитары, размеренные гулкие ударные, неразборчивый бас и отдаленный, искаженный эхом скриминг. Создается впечатление, что прошедших 16 лет как и не бывало. Намеренно это было сделано или же нет, это обстоятельство нисколько не приуменьшает достоинство «Belus» как одной из самых аутентичных и честных записей своего времени. Долгожданный подарок для старых поклонников группы и предмет недоумения тех, кто впервые ознакомился с явлением под названием Burzum. Кстати, уже тогда Викернес отрекается от термина «блэк-метал», предпочитая характеризовать свое творчество как просто метал, подверженный влиянию классической музыки.

В этом же году наш герой вместе со своей семьей неожиданно переезжает во Францию, на родину своей супруги Мари Каше. В регистре населения Норвегии отныне он зарегистрирован как Луи Каше, но это все только для официальных бумаг. Для Burzum это ровным счетом ничего не значит.

Burzum

В марте 2011-го в свет выходит новое творение Викернеса «Fallen». Альбом встречает слушателей неожиданно красочной и несколько «нежной» обложкой, в качестве которой был использован фрагмент картины «Элегия» (1899) кисти французского живописца Адольфа-Уильяма Бугро. Не иначе как культурное достояние новой родины благосклонно повлияло на северного волка. Тематически он продолжает идеи, заложенные в «Belus», увлекая слушателя гораздо глубже в мир тьмы и безумия. В музыкальном плане «Fallen» радует более качественным и чистым саундом. Семь новых композиций получились гораздо более динамичными и агрессивными, в то же время несколько смягченными эпизодическими партиями пианино. Примечательно, что заключительный номер альбома «Til Hel og Tibake Ilgien» представляет собой образец чистого фолкового эмбиента. Несомненно, уже тогда Burzum сделал еще один уверенный шаг навстречу кардинальным изменениям. «Fallen» вызвал огромный резонанс в металлическом мире, слишком уж необычным выдалось сие творение и далеко не все смогли принять Burzum нового тысячелетия.

Burzum

И опять же, не давая никому опомниться, в этом же году Викернес преподносит неожиданный подарок своим преданным поклонникам. Выпущенная 28 ноября компиляция «From the Depths of Darkness» содержала  в себе перезаписанные композиции с первых двух альбомов проекта — «Burzum» (1992) и «Det Som Engang Var» (1993), дополненные ранее не издававшимися свежими треками. Сборник этот представляет собой своеобразную реликвию запредельно мрачного и сырого true-black-metal, которую просто обязан иметь в своей коллекции каждый ярый поклонник данного жанра.

2012 год ознаменовался очередным полнофоматником. Он получает название «Umskiptar» («Метаморфозы») и был призван открыть новую (или же отделить старую) эпоху в истории проекта. Создание и концепция этого альбома идейно связана с другой работой Викернеса – вышедшей за пару лет до этого его новой книгой «Колдовство и Религия в Древней Скандинавии», в которой излагаются взгляды и толкования самого Варга некоторых эпизодов северной мифологии. Лирика нового альбома представляет собой интерпретацию стихов «Старшей Эдды», а именно  Voluspa, или Прорицания Вельвы, в которой повествуется о сотворении мира и гибели богов с последующим возрождением. Викернес существенно углубил свои изыскания в древней мифологии через призму теории цикличности жизни и смерти всего сущего на земле.

Burzum

В музыкальном отношении «Umskiptar» делает неожиданный реверанс в сторону языческого метала (pagan-metal). Причем общее звучание получилось достаточно весомым, но при этом неизменно шероховатым и «непричесанным». Участились партии клавишных и акустических элементов, впервые дали о себе знать элементы нордического шаманизма. На этот раз Варг практически отказался от блэк-металлического скриминга, используя «скальдические» речитативы и напевы. Эпичный, величественный и загадочный «Umskiptar» демонстрирует принципиально новый спектр мелодий, увлекающий слушателя в первозданную тьму нарождающегося мира.

Альбом вызвал очередную бурю противоречий, подпитываемых в основном неоправданными надеждами. Но ведь Варг Викернес никогда и не старался угодить кому-либо. С самого начала он создавал музыку, основанную на собственных чувствах и инстинктах, и именно поэтому Burzum стал своего рода символом упорства, самодисциплины и отстаивания своих идеалов. Мир должен меняться, преображаться, и человек, как неотъемлемая часть этого мира, в том числе, так же как и искусство. В то время еще никто не знал, что главные метаморфозы Burzum ожидаются в скором будущем.

В 2013 году Варг Викернес опубликовал на своем официальном сайте отчасти шокирующее сообщение, что он навсегда прощается с тяжелой музыкой. Эпитафией этому послужила размещенная на YouTube инструментальная композиция «Back To The Shadows», ранее никогда не записывавшаяся и не издававшаяся. Таким образом, Варг отдал последнее дань уважения своему бурному прошлому. Настало время  двигаться дальше, и Burzum так или иначе продолжит свою деятельность… правда в совершенно иной ипостаси.

Burzum

«Sol Austan, Mani Vestan» («К Востоку от Солнца, К Западу от Луны») — такое название получил десятый по счету альбом проекта. Музыка, представленная на этой пластинке, не поддается никакой аналогии с привычной  стилистикой Burzum, ибо целиком и полностью выполнена в стиле сугубо инструментального дарк-эмбиента. Конечно, это далеко не первые эксперименты Викернеса с электронной музыкой. Как уже упоминалось выше, во время своего отбывания наказания он умудрился выпустить целых два полноформатника «Daudi Baldrs» (1997) и «Hildskjlf» (1999). Особенности их стилевой принадлежности были обусловлены тем обстоятельством, что заключенному музыканту не разрешалось использовать прочие инструменты, кроме синтезатора. Сейчас же это вполне осмысленный и добровольный композиторский выбор, можно сказать, вполне логическая эволюция проекта.

Итак, блэк-метал остался в прошлом, Burzum поднялся на новую ступень развития, и как и в первоначальном своем виде, аналоги ему найти довольно сложно. Одновременно примитивный и инновационный  «Sol Austan, Mani Vestan» вобрал в себя 11 треков синтетических звуков и эффектов, подчиненных привычной  монотонной манере. Ведомые чистым инстинктом, они наполнены потусторонней космической энергией первозданного хаоса. Отделяя сознание от тела, музыка сия словно приоткрывает двери в иное измерение, туда, где царит вечный холод звездного пространства. Он чужд и неприемлем для многих, но сопротивляться ему порой крайне сложно.

Вряд ли Викернесом руководило желание обрести новую аудиторию поклонников (и при этом потерять значительную часть старых) или же идти в ногу со временем. Скорее всего, он как независимый композитор просто следовал зову своего сердца и духа. Что же касается слушателей… Что ж, каждый волен решать, сможет ли он принять новую музыку Burzum или просто смириться с неизбежным. А между тем смириться пришлось многим, т.к. Викернес ни в коем случае не собирался «приниматься за старое». И вышедший в следующим году «The Ways of Yore» лишь подкрепило это утверждение.

Новая студийная работа под глубокомысленным названием «Пути былого» представляет собой прямое наследие предыдущей с более углубленным погружением в ритуальные и духовные аспекты скандинавского язычества. Новые композиции приобрели более прогрессивный характер, а также вкрапления «шаманского» неофолка и разнообразились партиями вокала, вернее, речитатива. Слушатель снова как бы против воли вынужден погрузиться в поток давно позабытых времен, живущих в отдаленной части родовой памяти каждого человека.

Можно с уверенностью сказать, что «The Ways of Yore» весьма значимая, но далеко не последняя глава в истории проекта. Нам остается только ждать. Ждать и гадать, какой же путь на этот раз избрал для себя Варг Викернес и какие тайные пределы своего подсознания он приоткроет перед теми, кто готов соприкоснуться с его творчеством.

Если верить словам самого музыканта, самой главной целью его было «…открыть окно в реконструированное прошлое, которое есть источник вдохновения для тех, кого привлекает Варварская Древность. И, будучи неисправимым нонконформистом, я ставлю под сомнения и общепризнанные факты о мифологии. Я ухожу во времени еще дальше, во времена, когда еще не создавалось мифов…»

Что ж, поиск извечных Истин – путь весьма трудный и долгий, а для многих и вовсе непосильный. Зачастую одной человеческой жизни мало, чтобы его пройти. Но кто сказал, что сокровенное знание того не стоит?

Варг Викернес, Burzum

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)