DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Не смотрим на багровый треугольник

Дом в 1000 этажей/ Dům o 1000 patrech (роман)

Автор: Ян Вайсс

Жанр: триллер, социальная фантастика, нуар

Издательство: Мир, Радуга, Правда

Год издания: 1971, 1986, 1988 (в оригинале — 1929)

Перевод: П. Антонов

Похожие произведения:

  • Дж. Г. Баллард «Высотка» (роман)
  • Герберт Уэллс «Человек-невидимка» (роман)
  • Это тот случай, когда практически все претензии к книге снимаются воплем «Да вы посмотрите на год издания!». Чтобы представлять — в 1929 году вышли сказка Чуковского «Айболит», роман Ремарка «На Западном фронте без перемен», Хемингуэй издал «Прощай, оружие!», а Ричард Олдингтон — «Смерть героя», библиография Фолкнера пополнилась «Шумом и яростью», а Александра Беляева — «Человеком, потерявшим лицо» и несколькими рассказами (например, «Легко ли быть раком?» — о том, как человек превратился в рака в период линьки). Классика литературы, кстати. Ну, кроме рака.

    Обратите внимание — три романа посвящены Первой мировой войне. Точнее, как ее тогда называли, Великой войне. Частично «Дом в 1000 этажей» тоже касается этой темы — во всяком случае, именно на нее намекает финал произведения (вызывающий, к слову, больше всего нареканий у читателей). Однако необходимо учитывать то, что подобный прием (ну, вы понимаете, что мы всеми силами удерживаемся от спойлера?) был достаточно распространен в тогдашней и предшествующей фантастической литературе: лишь очень немногие, уже известные, авторы осмеливались в действительности отправить своих персонажей в приключенческие путешествия, менее авторитетные писатели не рисковали и обходились другим, банальным объяснением. Строго говоря, если вам не понравится финал, то пару его абзацев можно спокойно «вырезать» и забыть, как страшный… — кхм-кхм — сон.

    Итак, некий человек, не помнящий, кто он, что он и откуда, просыпается в некоем месте, о котором также не имеет никакого представления. Достаточно банальный прием, не так ли? Даже для 1929 года. Однако Вайсс использует его весьма умело и идеально для избранного фантдопа: не обременяет читателей фигурой главного героя. Его прошлым, будущим, его рефлексиями, воспоминаниями, теми деталями, которые оттягивают внимание от главного. А главное здесь — Муллер-дом. Тот самый дом в тысячу этажей, на которых расположился целый мегаполис, а то и небольшое государство. Все остальные персонажи, включая главного героя — вероятно, Петра Брока, — всего лишь инструменты для того, чтобы показать его низость и величие, дать читателю заглянуть в любые, даже самые укромные его места. И именно для этого Вайсс делает Брока невидимкой — да, чит, но весьма удачный, упрощающий работу автору и добавляющий фантасмагорического привкуса всему произведению.

    Почему «вероятно» Петр Брок? Потому что так он именуется в сопроводительных документах, в которых указана его миссия — спасти из Муллер-дома принцессу Тамару. Вперед, сыщик!

    Не стоит ждать от романа Вайсса каких-либо литературных высот. Да, фантасмагория. Да, гротеск. Да, куча любопытных деталей. Множество локаций, в которых передвигается герой. Несколько побочных квестов, которые ему необходимо выполнить по пути к главному. В общем, понятно, к чему мы ведём? «Дом в 1000 этажей» — идеальный сеттинг для игры. Настольной, компьютерной — от простого квеста до MMORPG.

    Именно вот эта бесхитростность и концентрация на локациях и колоритных NPC (чего стоят только безрукий убийца Гарпона, отравитель Орсаг, «у которого были зашиты веки, отчего лицо казалось до жути спокойным, а на висках были прикреплены металлические коробочки, в которых искрились две мощные линзы, словно глаза хищной птицы», и еще один отравитель — двугорбый Чулков, пользующийся сводящей с ума сывороткой «Кавай»!) и привлекают в «Доме в 1000 этажей». Этажи утонченной и развратной Гедонии, закоулки криминального Вест-Вестера, пустота, безысходность и безвыходность верхних, безымянных этажей — это всего лишь часть огромного мира Муллер-дома, часть, которая бередит фантазию и заставляет додумывать: что еще может включать в себя порождение сумрачного гения Огисфера Муллера.

    Однако мы с вами сейчас на страницах DARKER, который посвящен хоррору. Так есть ли хоррор в «Доме в 1000 этажей»? Да. Но архаичный хоррор антиутопий, который сейчас кажется излишне мягким — и не более. По сути дела — это хоррор того поколения, которое прошло Великую войну: грязь, вонь, вшей, тиф, кровь, гной, смерть… безысходность и безвыходность. Муллер-дом — это место, замкнутое само на себе, эдакий огромный окоп, куда попадают относительно легко — но могут ли его покинуть? И великий миф Муллер-дома, миф о его открытости космосу, о возможностях путешествовать между звездами, Муллер-дом как стартовая площадка для космических кораблей, куда стремятся люди разных профессий, возрастов и социального положения — клюнувшие на вездесущую рекламу, на громкий миф о концерне «Вселенная», выбравшие по каталогу себе звезду, куда они направятся… направляются в… Далее будет огромный спойлер, поэтому единственное, что можем сказать — Вайсс, по сути, предсказал одну из величайших трагедий Второй мировой войны. И тогда, в 1929 году, это был действительно невероятный жуткий поворот событий.

    Роман очень плотный, насыщенный не только событиями и локациями — но и самим миром, который клаустрофобически заключен в Муллер-доме. Реклама, газетные статьи, книга Огисфера Муллера «Как мучить цветы» — все это наслаивается, создавая ощущение перенасыщенности информацией, ее разнородностью, ее навязчивостью и назойливостью: не ошибка автора, а его цель. Как герой путешествует по давящему на него замкнутому пространству — так же Вайсс давит на нас слоями информации. Но как это замкнутое пространство включает в себя десятки тысяч людей и сотни километров — так и каждая фраза рекламы или строчка статьи таит в себе что-то новое для понимания мира Муллер-дома.

    Стоит ли читать? Наше мнение — обязательно. И лучше всего — не голый текст, а, например, издание из серии «Библиотека фантастики в 24-х томах» (изд. "Радуга", 1986 г.). Замечательное оформление тех самых рекламных вставок и объявлений даст +100 очков к эффекту погружения в гротесковую, безумную, жуткую — и по-своему манящую атмосферу Муллер-дома, дома в тысячу этажей.

    И багровые треугольники там тоже есть. Да.

    Комментариев: 1 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 eucalypt 24-07-2020 15:24

      На самом деле, рецензия немного на грани понятности smile Но звучит увлекательно, пометил себе. Как я понимаю, финт концовки - это все было сном? ну, и ладно. Пропустим.

      Учитываю...