DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Ноппэрапон: человек без лица — и другие оборотни Японии

Япония славится своей мифологией. Изучая одних лишь ёкаев, можно исписать не одну тетрадь. И, разумеется, столь богатая культура не могла обойти стороной и оборотней.

Человек с гладким лицом

Одним из таких существ является Ноппэрапон – дух ёкай, ворующий чужие лица. Днём его не отличить от обычного человека, но в ночи его лицо превращается в гладкий лиловый шар.

Любимое занятие Ноппэрапона – пугать народ. В остальном он не представляет опасности для людей, кроме тех, у кого слабое сердце. Его стремление вызвать страх ничем не мотивировано: он не забирает душу жертвы, не разрывает ее тело на куски — ему просто нравится пугать людей.

Большинство историй об этом ёкае начинаются с того, что два человека занимаются любовью, у одного из них скрыто лицо. И, когда между ними завязывается разговор, один из них, — например, мужчина — замечает, что у партнера нет ни губ, ни рта, ни ушей, ни носа. В страхе он убегает. На улице человек встречает прохожего и рассказывает ему о пережитом ужасе. Когда же испуганный мужчина заканчивает рассказ, собеседник поворачивается к нему со следующим вопросом: «А то лицо... Оно было вот таким?». Ужас. Крик. Бегство. Следующим, кого встречает мужчина, становится монах, знакомый или очередной прохожий — версии разные. Человек опять рассказывает свою историю и вновь слышит вопрос Ноппэрапона. В этот раз, не выдержав напряжения, мужчина падает в обморок. Интересным моментом истории становится незнание главного героя о существовании духа. Персонаж считает, что люди теряют лица, и скоро он очутится в мире безликих. Страх оказаться среди множества «чужих» и заставляет его упасть в обморок.

Существует и другая история, связанная с духом. По одним источникам, она является правдой, по другим — вымыслом. В 50-х годах в аэропорту Гонолулу один мужчина засмотрелся на женщину, которая расчесывала длинные волосы. Она почувствовала его взгляд и обернулась. На ней, в прямом смысле, не было лица. Мужчина потерял рассудок и попал в психиатрическую лечебницу.

Скрытые смыслы образа

В образе Ноппэрапона заложено два страха: боязнь чужого и ужас перед сверхъестественными сущностями. Дискомфорт от того, что человек не понимает чувства и действия собеседника и не может предугадать их. Если трактовать образ духа на русский манер, то сразу вспоминается поговорка: глаза – зеркало души. Получается, что у этого ёкая ее нет. Следовательно, он опасен: душу имеет лишь тот, кто создан добрыми силами. Этот страх также прочно закрепился и в европейской культуре. Например, главные герои фильмов про маньяков в масках: Джейсон Вурхиз, Томас Хьюитт, Майкл Майерс и другие. В некоторых таких картинах использовался момент, когда герои, не зная намерений убийцы, старались над ним пошутить (юмор как способ защититься от неизвестности), после чего маньяк либо убивал «шутников», либо просто уходил, чтобы вернуться через какое-то время уже с оружием и устроить резню.

Другая интересная деталь, связанная с Ноппэрапоном, заключается в том, что человек может превратиться в него душой. В книге Генри Лайона Олди «Нопэрапон» главный герой Матоеси, убив ёкая, перенимает его способность проецировать на себя образ чужой души. Так, нутро мальчика принимает облик душ чиновника и мастера меча. В книге причиной превращения главного героя в Ноппэрапона является его неокрепшая личность: «Это бывает не часто, но случается, когда лицо души ещё более неоформившееся, чем лицо тела». Скорее всего, сам автор пересмотрел концепцию духа в таком ключе. В книгах по мифологии нигде не указана способность ёкая влиять на внутренний мир человека.

В образе Ноппэрапона заключен ещё и момент поиска человеком собственного «Я». Необходимость реализоваться как личность, в противном случае стать безликим представителем социума, который старается подражать другим, но вызывает у них лишь неприязнь и отторжение. Возможно, Ноппэрапон — это страх человека прожить бессмысленную, потраченную на мелкие дела жизнь. В случае ёкая — на запугивание прохожих.

Если говорить о Ноппэрапоне в рамках образа оборотня, то с другими представителями (доппельгангер, волколак, вервольф) его роднит восприятие человеком времени суток. Дневные часы считаются безопасными. Ведь в это время проще разглядеть опасность и вовремя избежать ее, а окружающие предметы не дают волю фантазии. Ночь — время, когда не разглядишь ближайший дом, если тот не освещен, а в очертаниях леса видны различные чудовища — без сомнения, опасна. Даже в христианской традиции запрещено работать в темноте, так как «ночь – время Дьявола». Следовательно, в образе оборотня могло воплотиться мнение людей о том, что тот, кто работает во мраке, связан с тёмными силами.

Хэнгэёкаи: сходство и различия

Теперь стоит разобраться с наименованиями. Оборотни в японской культуре находятся в группе «хэнгэёкай», где слово «хэнгэ» переводится как «оборотень», а «ёкай» как «волшебный призрак». Существа этой группы перемешаны между собой. Если близость образов некоторых духов можно объяснить, то с иными же, по крайней мере, для иностранца, это будет нелегко. Например, Тануки и Мудзина. Несмотря на то, что эти два духа совершенно отличаются от Ноппэрапона по способу обращения, всех трёх нередко путают даже сами японцы.

Тануки – традиционные барсуки-оборотни, частые герои детской литературы наравне с Кицунэ. В некоторых произведениях они принимают в форму лисы или енота. Важно отметить, что в реальной жизни тануки — это японское название енотовидной собаки. Японцы часто путают этих зверей из-за одинакового окраса енота и восточного барсука. С XIII века в японском языке появилось понятие «кори», обозначающее группу существ, куда входит Тануки и Кицунэ. Это понятие послужило причиной того, что в некоторых Тануки мог обладать способностями Кицунэ и наоборот. Отсюда берет корни лисий облик барсука. Тануки способен перевоплощаться в предметы и людей, положив на голову листок. Занимаются еноты в основном шалостями: например, могут принять облик человека и купить сакэ за фальшивые деньги, которые позже превратятся в листву. Эти ёкаи — знатные пьяницы, правда, и в трезвом виде не отличаются ловкостью движений. По своей натуре Тануки — добрый, отзывчивый и чрезмерно доверчивый.

Мудзина – барсук-оборотень, который, как и его собратья, не против побаловаться. Эти существа не склонны к насилию, однако злым людям лучше с ними не встречаться. Мудзина может как минимум выставить на посмешище негодяя. Про более печальные случаи японцы говорить не любят, видимо, Мудзина способен выносить негодяям и более жестокий вердикт. Основными отличиями Мудзины от Тануки является то, что первый не жалует выпивку, а к людям относится сдержанно. В мифологии обычно предстает именно как барсук, а не енот или лиса. В детской литературе Мудзина — редкий гость.

Теперь же обобщим полученную информацию о японском фольклоре. Ноппэрапон может встречаться в городской среде, а Тануки, Мудзина — в лесной местности или на окраинах города. Первый дух, как правило, может превращаться лишь из человека в человека, а остальные — в животных, людей и предметы. Неизвестно, что может сделать Ноппэрапон, если его не испугаться, как и неизвестно, каким образом хоть кто-то из хэнгэёкаев выбирает себе жертву. Также сами образы японских оборотней таят в себе много социальных и личностных страхов, с которыми человек не хочет сталкиваться вне зависимости от уровня развития общества, в котором живёт.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Алексей 21-07-2022 23:31

    В замечательном рассказе Оксаны Ветловской "Земля Медузы" тема ёкаев раскрыта более подробно.)

    Учитываю...