DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Одиночество легенды

Последний человек на Земле / The Last Man on Earth

Италия, США, 1964

Жанр: ужасы, фантастика, драма

Режиссер: Убальдо Рагона, Сидней Сэлкоу

Сценарий: Ричард Мэтисон, Уильям Ф. Лейкестер, Фурио М. Монетти

В ролях: Винсент Прайс, Франка Беттойя, Эмма Даниели, Джакомо Росси Стюарт

Похожие фильмы:

Первым делом нужно навести порядок после очередной ночной атаки: повесить на дверь свежий чеснок и заменить разбитые зеркала — они терпеть не могут своего отражения. Потом наспех позавтракать и за работу. На заросшей лужайке перед домом несколько трупов — надо отвезти их на окраину и сжечь. Бензин почти кончился — по пути обязательно пополнить запас. И продолжить обследовать дома в квартале — днем они прячутся в укромных уголках и спят. В это время их легче всего убить. Острый деревянный кол в грудь — классический рецепт, который не оставляет шансов. Но главное не увлекаться и вернуться домой дотемна. Как только зайдет солнце, улицы наполнятся живыми мертвецами, и тогда домой придется пробиваться с боем.

Вот такой вот самый обычный распорядок дня у последнего человека на Земле: ночью держать оборону, днем охотиться самому. И так изо дня в день, без праздников и выходных. Главный герой фильма — доктор Роберт Морган — единственный, кто смог пережить пандемию нового неизвестного вируса. Ученые всего мира ломали голову над странными симптомами: аллергия на чеснок, слабость и вялость в дневное время, а со временем и абсолютная непереносимость солнечного света. Дальше наступала слепота и смерть. Но смерть была не концом, а началом.

Когда жена Роберта заразилась этим вирусом и умерла у него на руках, он решил, что не отдаст ее в руки санитарной бригады, сжигающей трупы в одной братской яме. Морган тайком устроил для супруги настоящие похороны — закопал ее на пустыре. Но он даже и представить себе не мог, что этой же ночью любовь всей его жизни вернется к нему… бледная, холодная и безжизненная.

«Последний человек на Земле» — это первая и наиболее близкая к тексту экранизация знаменитого романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда». Сам автор работал над первоначальным вариантом сценария еще в 50-х годах, но в итоге попросил убрать свою фамилию из титров, поскольку слишком многое, на его взгляд, подверглось изменениям. Позже было еще несколько попыток перенести историю последнего выжившего на экраны. Так, в 1971 году появился «Человек Омега», который извратил оригинал куда больше, а в 2007 году Голливуд выпустил динамичный боевик с Уиллом Смитом в главной роли.

Условно фильм можно поделить на две части. Первая развивается в настоящем: пустой безжизненный город, где одинокий доктор вынужден выживать любыми доступными ему способами. Каждую ночь бывший коллега Роберта Бен Кортман, а ныне живой мертвец, штурмует жилище своего товарища вместе с себе подобными. И каждый день Роберт пытается отыскать логово Бена, чтобы пронзить его грудь свежезаточенным колом.

Вторая часть, которую режиссеры органично вплели в сердцевину фильма — воспоминания Моргана. Воспоминания о тех временах, когда все было еще хорошо и дружище Бен запросто приходил в гости выпить лимонада, когда малышка Кэти была еще жива, когда вирус только набирал обороты и Морган с коллегами пытались найти вакцину. Довольно продолжительный флешбэк вырывает зрителя из безрадостного настоящего, чтобы наглядно показать первые шаги пандемии и то, как мир докатился до практически полного исчезновения человека. Здесь же скрываются и самые жуткие сцены фильма. Это отнюдь не схватки с упырями в бесперспективном настоящем. Больше всего впечатляют те перемены, которые происходят в мире, когда эпидемия только набирает обороты.

Потеряв дочь, Морган пытается спасти ее тело от принудительной кремации. Он преследует грузовик, собирающий трупы, но, попав на полигон, вдруг ощущает свое полнейшее бессилие. Здесь десятки таких же несчастных отчаянно умоляют вернуть им тела погибших родственников. Но все зря. Пожалуй, это одна из самых сильных сцен фильма, которая наглядно иллюстрирует всю беспомощность отдельно взятого человека перед лицом глобальной мировой угрозы и системы, пытающейся эту угрозу сдержать любой ценой. Теперь никто не обращается к докторам и полиции — наоборот, их стараются избегать, предчувствуя, что помощи ждать от них бессмысленно и даже опасно.

Несмотря на свой почтенный возраст, фильм смотрится с живым интересом и сейчас. И дело не только в актуальной тематике: вспышки новых вирусов — бич человечества, который, по всей видимости, будет терзать его всегда. Грамотная постановка, хорошая актерская игра, проработанная атмосфера и увлекательная история — вот главные составляющие успеха «Последнего человека на Земле». И это несмотря на то, что у картины были проблемы с финансированием. Чтобы сэкономить, снимать его пришлось в Италии, привлекая к работе местных актеров и часть съемочной команды. Кстати, сегодня можно найти как черно-белую версию фильма, так и цветную.

С момента своего создания «Последний человек на Земле» прошел длинный путь от не самого удачного релиза до признанной классики. События картины заметно перекликаются с нынешним 2020 годом, что дает лишний повод пересмотреть работу Рагона и Сэлкоу или впервые с ней познакомиться.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Сэрж 21-12-2020 00:08

    Лучшая экранизация бессмертного произведения Мэтисона, да и просто хорошее кино. Винсент Прайс великолепен.

    Учитываю...