Невероятно уменьшающийся человек / The Shrinking Man (роман)
Другие названия: Сжимающийся человек; Путь вниз; Невероятный уменьшающийся человек
Автор: Ричард Матесон
Жанр: фантастика, приключения, хоррор
Год издания: в оригинале — 1956
Перевод: С. Осипов
Похожие произведения:
Скотт Кери — пленник погреба, живущий под водонагревателем. Мы знакомимся со Скоттом, когда он удирает от огромного паука. А нет, паук обычный. Это человек маленький. Уменьшившийся. «Реальность стала относительной».
Основное действие романа «Невероятно уменьшающийся человек» — последняя, по разумению Скотта, неделя его жизни. Через шесть дней он исчезнет, потеряв последний дюйм роста. Ричард Матесон использует принцип ретроспективы. Косичка сюжета, состоящая из двух прядей — настоящее (выживание в погребе) и прошлое (тягостное время, когда Скотт понял, что уменьшается), — добавляет драматизма и интереса. С первых строк мы переживает за судьбу крохи Скотта, для которого обычный паук — ядовитый монстр, и хотим узнать, как протекали физические изменения, как реагировали на них герой и его близкие, как он «докатился до подвала».
Именно ретроспективные главы — самые сильные и цепкие в романе. Крепкая социальная драма. Бессильная и гнетущая жизнь Скотта — симпатичного, убедительного персонажа — в мире людей, который становится для него все больше и враждебнее, выписана Матесоном психологически убедительно. Автор на высоте (громады холодильника, ха-ха): эта часть истории оплетает читателя не хуже паутины. Вместе с ростом Скотт теряет контроль/власть над собственной жизнью и жизнью семьи. Брак распадается, портятся отношения с дочерью, уменьшаются самоуважение и возможности. Зато растут долги за медицинские обследования — как и раздраженность, гнев и ужас героя.
Скотт обесценивается как личность, становится все более уязвимым. Он переходит на другой уровень — спускается по холодным ступеням. Осознание того, что он уменьшается, становится проклятием, а сам Скотт превращается в уродца — в глазах близких и других людей. Комично-ужасная картина — взрослый мужчина в теле карлика; неловкая сцена близости с женой, которая снова видит в Скотте мужчину, только когда приходит первый чек за его рукопись. А напряженная сцена в кабине грузовика на ночной трассе; а столкновение с шайкой подростков… Скотт сходит во мрак, сжимаясь телом и духом (но не способностью мыслить). Все ниже и ниже. Из макрокосма в микрокосм.
Пока не оказывается в подвале.
Одинокий, испуганный, проигрывающий схватку новому миру — страшному и чужому. Без еды. Окруженный опасностями и преградами. Но не смирившийся с роком. Скотт борется за свое место на этом уровне мироздание. Борется из последних сил: «И все же он продолжал жить».
В ракурсе «настоящего» — отрывисто-ритмичных подвальных приключений героя (Матесон писал роман в подвале арендованного дома — декорации всегда были перед глазами) — «Невероятно уменьшающийся человек» видится отличным приключенческим произведением. Романом выживания (это можно сказать и про ретроспективные главы — выживание в мире людей) с примесью зоохоррора: жизни Скотта угрожают кошка, воробей и упомянутый выше паук. Очень живо вспоминаются книги и фильмы о гигантских насекомых. Читателя ждет изматывающая схватка с «черной вдовой». Не стоит забывать и про людей, которые превратились для Скотта в великанов. Да-да, Матесон любит ставить героев в отчаянное положение, усугублённое едким одиночеством (как тут не вспомнить героя-одиночку из матесоновского же романа «Я – легенда»).
Но в первую очередь это роман о преодолении/обретении себя. О победе над самим собой: «Я славно бился». О торжестве силы разума и крепости духа над телом.
А как быть с технической стороной сжимания, антинаучным процессом уменьшения? С вкраплением заумных слов и радиации (куда без радиации в пятидесятые-шестидесятые!) в качестве объяснения? С неправдоподобной физикой маленьких тел? Да никак! Забудем о «научности»: «Невероятно уменьшающийся человек» — отличная книга-метафора, страшная, сюрреалистичная и захватывающая.
На всех уровнях.
Комментариев: 0 RSS