DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Притча о насилии

Дипломная работа / Tesis

Испания, 1996

Жанр: детектив, триллер

Режиссер: Алехандро Аменабар

Сценарий: Алехандро Аменабар

В ролях: Ана Торрент, Феле Мартинес, Эдуардо Норьега, Шавьер Эллорьяга, Мигель Пикасо

Похожие фильмы:

Испанский Хичкок Алехандро Аменабар последовательно работает в жанре триллера, исключая «Море внутри» (2004) и «Агора» (2009). Да и то, последний фильм, будучи биографией Гипатии Александрийской, содержит элементы триллера, повествуя о заговоре против нее христианских иерархов. Дебют Аменабара «Дипломная работа» находится в тени других его фильмов, хотя там уже присутствует отличный саспенс, давший режиссеру дорогу в кино.

Лента затрагивает редкую тему снаффа — видео с реальным насилием, снятого в развлекательных целях. Существование снаффа дискуссионно, однако если подростки выкладывают на YouTube драки и издевательства над более слабыми, которые затем становятся материалами уголовных дел против них, то что мешает неким людям делать такие фильмы на продажу. Чуть позже в США вышел еще один важный фильм на эту тему: «8 мм» (1999), а в немецком авангарде чуть позже Мэриэн Дора дебютировал полнометражным «Документальным мусором» (2003), поднимающим эту же тему.

Режиссеру было всего лишь 24 года, но для этого юного возраста ему удалось снять превосходный саспенс практически в чистом виде. Сцен действия в фильме довольно мало, что особенно заметно, учитывая хронометраж почти в два часа, однако интерес к происходящему стабильно поддерживается благодаря ярким характерам главных героев и особенно детально продуманной детективной интриге.

Персонажей очень мало, и многие зрители наверняка станут подозревать истинного убийцу, но режиссер заставляет реципиента сомневаться в своих выводах, как и вообще в наличии убийцы. Ведь кроме снафф-фильмов, которые могли попасть откуда угодно в киношколу, никаких иных смертей нет до самого финала, если, конечно, не считать профессора Фигероа, который первым нашел снафф и умер от инфаркта при просмотре.

Главную роль сыграла Ана Торрент, прославившаяся уже в детском возрасте, засветившись в классическом дебюте Виктора Эрисе «Дух улья». Ныне Ане было уже 30 лет, она имела большой опыт игры в авторских фильмах и отлично справилась с ролью студентки Анджелы, которая пишет дипломную работу о философских аспектах насилия в кино. Ее персонаж — тихая, скромная девушка, которая больше времени уделяет учебе, чем личной жизни. А напарник Аны Чема, напротив, любит насилие, а потому располагает большой коллекцией хорроров и андеграундных фильмов. Но любовь Чемы все-таки не простирается до создания снаффа. Он видит грань между насилием в кино и насилием в жизни. Тем более, фильмы ужасов выполняют важную психологическую функцию: они помогают человеку избавиться от негативных эмоций, ибо архетипу «тень», согласно классификации Юнга, тоже надо давать выход, чтобы он не стал доминантой в сознании.

Создатели снафф-фильмов также не являются маньяками. Они просто зарабатывают деньги на создании востребованного определенной частью людей продукта. Для них нет никаких моральных ограничений, ведь рынок диктует спрос. По сути, режиссер изображает логичный исход капитализма, не ограниченного моралью. Ради денег можно делать все, что угодно. Один из злодеев прямо отрицает мораль, говоря, что кино — это зрелище, а насилие пользуется особым спросом у тех, кто готов платить за съемку фильмов с реальными убийствами.

Алехандро Аменабар выказывает озабоченность и коммерциализацией кино, которая особенно очевидна в наши дни. Потворство самым примитивным вкусам зрителей уже привело мировое кино к кризису, а следующим шагом может явиться настоящее насилие. Ведь уже были в истории человечества гладиаторские бои, которые очень любила чернь. Да и драки с видеохостингов неизменно набирают много просмотров. Людям интересно смотреть, как кто-то страдает. Человек, не стесненный моральными нормами, превращается в зверя. Одни снимают снафф, а другие его смотрят. По факту, виновны обе стороны, но смотрящие больше, ведь не будет спроса — не станет и предложения.

«Дипломная работа», разумеется, бесконечно далека от российской пропаганды нравственности, вещающей нам о духовных скрепах. Режиссер ведет серьезный разговор, приглашает подумать и облекает свои мысли в увлекательную форму детектива. Этот фильм до сих пор остается одной из лучших работ Аменабара, которую стоит увидеть каждому, кого привлекают не кровавые убийства, а саспенс и атмосфера, ибо на этих двух составляющих и строится вся картина.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 20-02-2021 08:37

    Отличное кино, спасибо за напоминание

    Учитываю...