DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Проклятие Стивена Конга, или Нож для графа Гитаракулы

Messer Chups — это культовая российская хоррор-серф-группа с богатой историей и богатой дискографией. В пучине коронавирусного безумия Олег Гитаракула выпустил очередной альбом «Don’t Say Cheese», полный зажигательных композиций и неподражаемой гитарной игры.

«Буква О» и «Нож для фрау Мюллер»

Все началось в конце 80-х годов, когда Олег Гитаркин совместно с другом Тимой Земляникиным создает свою первую группу «Буква О», исполняющую панк, пост-панк и хардкор. Дикие музыкальные и околомузыкальные эксперименты «Буквы О» через несколько лет привели к образованию нового проекта под названием «Нож для фрау Мюллер» — или «Messer für Frau Müller» для зарубежного рынка. Эксперименты продолжились, а записи «Буквы О» были преданы забвению.

В начале 90-х годов к Гитаркину, постепенно вытеснив Тиму Земляникина, присоединяется новый участник Олег Костров, большой любитель ретро и электронной музыки, — с этого момента начинается новая страница в истории коллектива и обретение фирменного звучания.

Два Олега поначалу пробуют себя то в грайндкоре, то в драм-н-бейсе, то в индастриале. Итог этого периода — альбомы «Happy End Dead» 1992-го, «Little Joys» тоже 1992-го, «Сеньоры краковяки» 1993-го, «Сосульки-убийцы» 1996-го и другие раритетные на сегодняшний день работы.

Прорывом для «Ножей» в 1997 году становится альбом «Нечеловек-Видимка», в котором впервые были использованы сэмплы из фильмов и телепередач. Альбом сохранил привычное нойзовое звучание, но стало понятно, что Олеги что-то нащупали.

Это «что-то» в полной мере выражается на следующем альбоме «Ножей» — «Алло, супермен!» 1999 года, который стал популярен не только в России, но и Европе и даже в Японии. Музыка обретает элегантное ретро-звучание с многочисленными вставками из старых фильмов с советским дубляжом, обаятельной серф-гитарой Гитаркина и запоминающимися электронными мелодиями Кострова, но при этом не утрачивает своего безумия. Весь этот шабаш из сэмплов, электронных визгов и писков, пафосных гитарных проигрышей мог вызвать мигрень у консервативного слушателя, но одновременно был очень притягательным и качающим. Критики обозвали жанр альбома как «лаунж» или «изи-листенинг».

Вслед за «Алло, супермен!» в 2000 году выходит альбом «Мечты — третий сорт», который закрепил успех группы и утвердил выбранное направление. Заглавный трек «Лучшая девушка в СССР» стал хитом кислотных вечеринок, а клип на него показывали в андеграундных музыкальных телепередачах. Далее, в начале нулевых, последовали еще несколько альбомов в том же стиле: «Гипер Утесов» 2001-го, «Треугольник, черт и точка» 2003-го и «Remixodelica» 2005-го. Однако в творческой коллаборации двух Олегов возникает конфликт. Костров предлагает развивать группу в электронном направлении, а Гитаркин хочет играть серф.

Messer Chups

К этому же периоду относятся первые работы другого проекта Гитаркина — Messer Chups («Ножик Чупс», как было написано на дебютной кассете «Чудовище и чудовище» 1999 года). Во многом эти альбомы использовали наработки «Ножа для фрау Мюллер», но с уклоном в большую экспериментальность и авангард. «Листенинг» остался, но перестал быть «изи».

В середине нулевых конфликт Гитаркина и Кострова достигает апогея — Гитаркин, как директор группы, увольняет Кострова и замораживает деятельность группы. Впрочем, до конца десятилетия он все же выпускает пару альбомов под вывеской «Messer für Frau Müller» — «Danger Retrobolik» 2006-го и «Wake Up The Dead» 2008-го, — которые звучанием больше напоминают Messer Chups. По словам самого Гитаркина, эти записи должны были проиллюстрировать, как бы звучал «НДФМ» без Кострова. Олег Костров же уходит в сольное творчество, записывая музыку для фильмов и спектаклей и активно используя творческий багаж «Ножей».

После заморозки проекта «Нож для фрау Мюллер» Гитаркин полностью концентрируется на Messer Chups и ежегодно записывает новые альбомы — это уже упомянутый «Чудовище и чудовище» 1999-го, «Miss Libido 2000» 2000-го, «Bride of the Atom» 2001-го, «Vamp Babes» того же 2001-го, «Black Black Magic» и «Cocktail Draculina» 2002-го, «Crazy Price» 2003-го и «Hyena Safari» 2005-го. Авангардность и сэмплы в звучании группы постепенно уступают место серфу с добавлением различных редких инструментов, вроде терменвокса, а тематика треков все больше склоняется в сторону олдскульных хорроров 50-х и 60-х годов. Таким образом, Гитаркин второй раз ловит волну — простите за каламбур — продвинутого жанра.

«Zombie Shopping» 2007-го и «Heretic Channel» 2009-го — те самые альбомы, на которых Messer Chups окончательно обрели свой генеральный жанр — хоррор-серф, в котором работают по сей день. Постоянными персонажами композиций становятся Дракула, мумии, зомби, чупакабра, котзилла и октопус-мэн.

В конце нулевых в составе группы появляется сексуальная бас-гитаристка Светлана Зомбирелла, которая со своими длинными ногами, огромной бас-гитарой и характерной внешностью звезды 60-х, заставляющей вспомнить классический эксплотейшн Расса Мейера «Faster Pussycat! Kill! Kill», сразу же становится основной героиней обложек и клипов — и, конечно, украшением каждого концерта Messer Chups.

Хоррор-серф и новый альбом

В 2008 году у Messer Chups выходит сборник «Best of the best», который подводит черту под ранним экспериментальным творчеством, — и в новое десятилетие коллектив вступает уже в качестве хоррор-серф группы с мировым именем.

Последующие альбомы «Bermuda 66» 2011-го, «Church of Reverb» 2013-го и «The Incredible Crocotiger» 2015-го делают Messer Chups не просто знаменитыми, но и культовыми в кругах любителей серф-рока из Европы и США. Олег Гитаркин, отныне ставший Гитаракулой, оттачивает навыки владения серф-гитарой до уровня виртуоза и практически срастается со своим винтажным Фендером Джазмастером.

К сожалению, в России Messer Chups не стали такими же популярными, как на Западе — поэтому выступают они у нас достаточно редко и только в Москве и Питере, предпочитая России затяжные гастроли по Европе и Америке.

Каждый новый альбом Messer Chups, которые продолжают выходить практически ежегодно, — это золото и кайф. Помимо авторских композиций, на этих пластинках часто можно услышать каверы на различные, плохо ассоциирующиеся с серфом треки, вроде «Попкорн», «Twin Peaks Theme» или «Сибириада» — и, конечно же, саундтреки к фильмам ужасов.

Параллельно Messer Chups Гитаракула также создает несколько побочных проектов в смежных жанрах: The Guitaraculas (серф, но с вокалом), The Bonecollectors (сайкобилли, с вокалом Зомбиреллы) и Aloha Swamp (гавайская музыка).

В начале мая 2020 года, посреди коронавирусной истерии, Messer Chups выпускают новый альбом «Don’t Say Cheese» — он-то и заставил написать эту статью, которую руки чесались сделать еще с прошлого года. В новом альбоме мы имеем старый добрый хоррор-серф, способный даже мертвеца — ну или Дракулу, на худой конец — поднять из могилы. Присутствуют оригинальные кавера на саундтреки из «Кошмара на улице Вязов» и «Баек из склепа», композиции, снова — после EP «Twin Peaks Twist» — помянувшие Дэвида Линча — номера «Wicked Game» (фильм «Дикие сердцем») и «Blue Velvet» (фильм «Синий бархат»), — и много других горячих треков.

Альбом выложен на Bandcamp. С удовольствием приводим его здесь. Слушайте хорошую музыку, смотрите хорроры и любите шестидесятые, ведь в них, как сказал однажды Олег Гитаркин, «нового больше, чем во всем современном мусоре».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)