DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДРУГИЕ: ПРОКЛЯТИЕ КУКУШКИ

Технологии делают жизнь лучше! P.S. Но короче

Начнем статью с обращения к, так сказать, олдфагам (тем, кто вырос в 80-е и 90-е годы прошлого столетия): посмотрите, пожалуйста, на свой мобильный телефон и представьте, какие эмоции вызвал бы гаджет с таким набором функций в вашем детстве. Это вам не «Тетрис», да и волк из «Ну, погоди!» со своими яйцами не стоял даже рядом. Смартфоны ворвались в нашу жизнь с пугающей скоростью, мгновенно ассимилировавшись в массовом сознании. Да что там дети прошлого века! Если сравнить незабвенные игры GTA IV и GTA V, то уже по ним будет заметен скачок технологий просто на примере встроенных игровых мобильников. Технологии перестали покорять космос – они начали покорять нас. И перспектива замены человеческого интеллекта, эмоций и воображения на искусственный не кажется такой уж футуристической.

Кино, как всегда, не устает нас об этом предупреждать, пусть и вкладывает подобные идеи в яркие обертки, из-за чего изначальный смысл и подноготная техногенного кошмара как бы исчезает из кадра, уступая место красивой картинке. Но парочку фильмов, где искусственный интеллект (и, как это принято говорить, нейросети) вступает в конфликт с человеческим, вполне можно назвать предостережением для будущих поколений (если таковые останутся).

Самый яркий пример — фильм «Превосходство» Уолли Пфистера, постоянного оператора Кристофера Нолана. Увы, таланты оказались несопоставимы, а фильм пролетел и в прокате, и в рейтингах критиков и зрителей. А меж тем ключевая идея трансцендентности сейчас актуальна как никогда. Пфистер и сценарист Джек Паглен затрагивают море оригинальных концептов, отчего становится еще обиднее, что в финальном продукте ни один из них не оказался раскрыт полностью. Здесь есть и доминирование ИИ, и рассуждения об эмоциях против холодной аморальности (не из-за врожденной человеческой скотинистости, а просто в силу того, что компьютер параметрами морали не оперирует), и даже темы религиозного фанатизма (ведь ИскИны можно счесть новой формой жизни, а посему человек, их создающий, покушается на божественное право). Увы, ни идеи, ни отличный актерский состав сделать «Превосходство» превосходным (пардон) не смогли, из-за чего многообещающий проект заслуженно забыт, не прошло и десятилетия.

Куда больше повезло «маленькому фильму, который смог» — «Апгрейду» Ли Уоннелла, соавтора «Пилы» и «Астрала». В своем копеечном сай-фай-триллере он соединил классический сериал из 70-х «Человек на шесть миллионов долларов» и менее классический, но культовый боевик «Жажда смерти» с Чарльзом Бронсоном. По сюжету автомеханик Грей теряет способность ходить после аварии и нападения бандитов, убивших, к тому же, его жену. Миллиардер Эрон Кин (очередной укол Голливуда в адрес юных нуворишей от хай-тека вроде Цукерберга и Илона Маска) вживляет герою чип СТЕМ, позволяя ИИ восстановить его моторные функции. Однако все не так просто. Услужливый ИИ предлагает своему хосту мало того что расследовать убийство жены, так еще и ресурсы для наказания виновных. Грей соглашается – и тем самым продает душу нейроСатане, превращаясь в одержимого ИИ-бесом неуязвимого мстители и параллельно теряя контроль над своим «я». И хотя концовку «Апгрейда» зрители видели сотню раз, изобретательные боевые сцены и ненавязчивый футуризм все-таки отвоевали фильму место в истории.

Научно-фантастический ужастик «Железо» мог бы остаться в сознании киноманов просто качественной постапокалиптической версией «Терминатора», если бы не его создатель. Ричард Стэнли, которого представления о собственном величии регулярно подводят к опасной грани превращения в Томми Вайсо, умудрился добавить в фильм собственный «секретный соус». Почти 75% своего хронометража «Железо» завлекает зрителя изобретательными картинами антиутопичного будущего и забавным концептом самочинящегося робота (как выясняется – созданного мерзким правительством для решения проблемы перенаселения Земли и истощения ресурсов), потихоньку разгоняясь от классического слоуберна до кровавой бани. И тут Ричард Стэнли берет свое: модель МАРК XIII тырит у обитателей полуразрушенной многоэтажки запасы наркоты и устраивает главному герою фильма внезапный и фатальный передоз, выраженный почти пятиминутной сценой наркотрипа – и зрителю гарантировано покажется, что этот эпизод занимает гораздо больше времени. Но сам концепт машины для убийства, дарующей жертве эйфорическую смерть, вышел настолько любопытный, что даже как-то неудобно потом спрашивать, как машину, созданную для истребления рода людского, побеждает с помощью душа хрупкая девушка, страдающая агорафобией.

Еще одну забавную идею нейросети, вышедшей из-под контроля, предложил сравнительно недавний фантастический милитари-хоррор «Команда уничтожить». По сюжету команда спецназа (в которую записалась аугументированная Ванесса Кирби, ныне доросшая до куда более статусных ролей и франшиз) прибывает для учений на изолированный остров, где на них открывают охоту спятившие дроны. Собственно, оригинальность идеи заключается в том, что ИИ не обрел собственный разум и не решил самовольно «истребить всех человеков». Нет, роботы маньячат из-за глупейшей ошибки в коде, регулирующем правила учений, а именно — в команде… нет, не «уничтожить», а «повторить»! В результате ИскИн регулярно «заказывает» себе доставку из новых солдат просто для того, чтобы раз за разом оттачивать свои боевые навыки.

Вообще, тема бестелесного, но всемогущего властелина, призванного улучшить жизнь человека, но на деле ее разрушающего, встречалась неоднократно. «На крючке» 2008 года, например, попытался выжать из нее противоестественную смесь «Терминатора» и хичкоковского триллера о невинно обвиненном беглеце, который стремится раскрыть жуткий заговор. «Она» Спайка Джонса и «Симона» Эндрю Никкола (кстати, тоже шикарного режиссера-провидца с морем интересных концепт-фильмов) по-разному раскрывают тему электронных аватаров – не в смысле ужасов, конечно, но от их выводов легче не становится. Рассматриваемые в сегодняшнем номере «Тринадцатый этаж», «Газонокосильщик» и «Исходный код» вообще играются с идеями симуляции внутри симуляции, влияния виртуальной реальности на мозг человека и возможности нейрологического бессмертия и параллельных вселенных соответственно.

Объединяет все эти фильмы одно – понимание, что сращивание человека с машиной проходит отнюдь не в стиле киберпанковских имплантов и протезов. Нет, машины ради нашего же удобства или безопасности зачастую забирают необходимость думать и выбирать. И такими темпами фильмы, заканчивающиеся тем, что ИИ дарит людям сладкие грезы, распоряжаясь опустевшими бездушными оболочками, в скором времени могут показаться оптимистичными.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Механик 27-07-2023 08:12

    > Технологии перестали покорять космос – они начали покорять нас.

    Ну, справедливости ради, космос они покоряют ой даже как, прошлому веку такие масштабы только снились =) Причём не только в плане новейших телескопов и всяких роверов, но также по части анализа изображений или сигналов уже на Земле, о чём даже фантасты минувших столетий, насколько я знаю, не особенно задумывались. Мы можем, не сходя с места, по единственной буквально точечке света узнать, к примеру, что Хаумеа странной формы, с пятнышком на боку, и у неё несколько спутников, определить массу, плотность, вот это всё. Раньше для такого пришлось бы десятки лет ковылять туда на звездолёте, чтобы посмотреть!

    > «Превосходство» Уолли Пфистера

    Это буквально противоположный конец спектра же %) Там искин, точнее, оцифрованный человек, сохранивший все хорошие черты и заимевший пачку новых, подвергается незаслуженному насилию со стороны благобоязненных человеков. Будь я на его месте, действовал бы практически так же, скорее всего. И в целом фильм хорош, да только концовка преотвратна~ Утешаю себя тем, что там открытый финал, то есть может быть вторая попытка, и куда более успешная на этот раз.

    > «Апгрейду» Ли Уоннелла

    Очень крутой и годный фильм, но мне почему-то не зашёл даже со второго просмотра, хотя по совершенно всем признакам должен был. Скорее всего, из-за некоей фоновой атмосферы, наверное, но конкретней сам не знаю. Ежели ещё не смотрели - имейте в виду, например.

    Кстати, я бы ещё всенепременнейше упомянул «Эру Альтрона» - она охватывает весь диапазон, так сказать, основных моделей поведения искинов, от собственно главгада, решившего убить всех человеков, чтоб не мучались, через нейтрально-союзного Джарвиса до Вижна, который лучший персонаж марвелской киновселенной вообще :3

    Учитываю...