DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Темная сторона «Скорпов»

Какие песни Scorpions вы слышали? Большинство ответит: «Still Loving You», «Wind of Change», «You and I» и прочие трогательные — а для кого-то нудные и сопливые — баллады. Максимум — заводные «Rock You Like a Hurricane» и «No One Like You».

И это будет несправедливо. Любой, кто хотя бы раз побывал на концерте «Скорпов», знает, какое это крышесносное рок-н-ролльное метал-шоу. Старики из года в год на протяжении нескольких десятилетий взрывают толпу, рубя на сцене такие эталонные для всего хеви-метала шедевры, как «Blackout», «Dynamite», «Another Piece of Meat» и «Lovedrive». А каждый их новый альбом — сложное и многогранное музыкальное явление.

О том, какое огромное влияние немецкие «Скорпионы» оказали на все тяжелые и не очень направления рок-музыки, можно судить хотя бы по количеству кавер-версий, записанных на их песни именитыми музыкантами — Helloween, Sinergy, Sonata Arctica, Stratovarius, Children of Bodom, Tankard, Disbelief, ToDieFor, Therion, Rough Silk, Seven Witches, Джорджем Линчем, Ингви Мальмстином, Бонни Тайлер... Да и число проданных экземпляров альбомов тоже о многом говорит: на сегодняшний день Scorpions — безусловный лидер продаж среди немецких исполнителей, несопоставимо опережающий пресловутый Rammstein (сотня с лишним миллионов проданных копий против двадцати). Интересно, что Кирк Хэммет в одном из недавних интервью признает: не было бы никакой «Металлики» в том виде, в каком она нам всем полюбилась, без влияния «Скорпионс» и каждого из «скорпионьих» гитаристов.

История коллектива насчитывает уже почти шестьдесят лет непрерывной работы, и творчество такой долгоиграющей команды просто не может быть одинаковым на протяжении всей ее жизни. Любая краткая оценка в этом случае обречена на однобокость. В развитии группы можно выделить несколько богатых событиями периодов, и каждый заслуживает особого внимания. Здесь мы обстоятельно поговорим о тех «Скорпах», которых большинство не знает, а многие из тех, кто знал, — забыли. Речь пойдет о 1970-х годах, когда легендарный коллектив переживал свое становление, а до девиза «Любовь, мир, рок-н-ролл» было как до луны. Погрузимся в дремучие исторические пласты, где в темном ведьмином вареве со сладким музыкальным «скорпионьим» ядом смешались мистика, фэнтези, психоделика, научная фантастика и еще много чего неожиданного для широкой современной публики.

Сны об одинокой вороне: новорожденные «Скорпиончики» вылупляются из скорлупы

Группа впервые собралась в славном немецком городе Ганновере в лохматом 1965 году, когда никакого хеви-метала в принципе не существовало. Даже термина «хард-рок» в те времена, наверное, не придумали. Период до начала семидесятых покрыт мраком. В рок-н-ролльном кавер-коллективе, основанном ритм-гитаристом и вокалистом Рудольфом Шенкером и изначально названном Nameless (иронично, не правда ли?), царила дичайшая чехарда, детально вникать в которую не то чтобы бессмысленно, но уж точно непросто. Будущий легендарный рок-певец Клаус Майне нарисуется лишь к концу шестидесятых, а изначально Шенкер стоял у микрофона сам. Когда ему это надоело, в группе за короткий период сменилось несколько вокалистов — в их числе, например, мальчишка по имени Вернер Хойер. Как и большинство прочих, долго он там не задержался: предки за ухо вытащили его из поганой «скорпионьей» компашки, надавали подзатыльников и заставили в поте лица грызть гранит юриспруденции. Сейчас это солидный седовласый дяденька, видный немецкий политический деятель, президент Европейского инвестиционного банка. А мог бы стать не бюрократом, а рок-звездой. Что ж, может, оно и к лучшему...

Самая ранняя студийная запись из тех, что можно найти, «I'm Goin' Mad», датируется 1969 годом. Как раз тогда в группе появились вокалист Клаус Майне и лидер-гитарист Михаэль Шенкер — младший братишка Рудольфа. «I'm Goin' Mad» позже вошла в иной, доработанной интерпретации в дебютный альбом команды. Древнюю версию можно легко отыскать в Сети.

К 1972 году состав, что называется, устаканился. Родился первенец под названием «Lonesome Crow».

Чтобы понять, в каких условиях приходилось начинать «Скорпам», нужно знать, что из себя представляла тогдашняя западногерманская рок-сцена. Как раз на то время, когда встало на ноги первое полностью свободное от гитлеризма поколение, пришелся расцвет экспериментального электронного психодела. Самые яркие его представители — Клаус Шульце, Tangerine Dream и Kraftwerk. Английский язык был не в ходу: пели в основном на немецком или играли инструментал. Но были и исключения, причем именно среди немногочисленных исполнителей хард-рока. В группе Lucifer's Friend голосил англичанин Джон Лоутон, который в середине семидесятых перекочует в Uriah Heep. «Люциферы» выпустили свой дебютник на два года раньше «Скорпов» — в 1970-м. Однако настоящей мировой популярности эти ребята так и не снискали: о них обычно упоминают лишь в связи с недолгим, но ярким сотрудничеством Лоутона с Uriah Heep. О причинах прохладного отношения публики к «Люциферам» можно лишь догадываться. Они, конечно, хороши, профессиональны и по-своему оригинальны, но... не срослось. Лоутон почти до самой своей смерти в 2021 году записывал в составе этой группы великолепные альбомы, но на сольных концертах исполнял в основном песни Uriah Heep, хотя пробыл там всего три года. К слову, есть мнение, что Led Zeppelin немножко передрали одну из своих песен — а именно «Immigrant Song» — с люциферовской «Ride the Sky». Можно было бы посчитать совпадением, но это далеко не единственная подобного рода претензия к Zeppelin: они ухитрялись нагло воровать даже у блюзового маэстро Вилли Диксона, который с ними из-за этого судился. Сравните сами.

Так вот, альбом «Lonesome Crow» 1972 года. Рудольф Шенкер (ритм-гитара) и Клаус Майне (вокал) — именно они стали тем железобетонным творческим дуэтом, бесперебойным электрическим генератором, который до сих пор тянет команду к новым высотам. Такое стабильное положение дел на протяжении десятков лет не может не внушать уважение. Другие участники той записи — барабанщик Вольфганг Дзиони, многообещающий бас-гитарист Лотар Хаймберг и легендарный сегодня соло-гитарист Михаэль Шенкер. Музыкальная карьера Михаэля по-серьезному началась именно в «Скорпионс». Вскоре на одном из выступлений в Британии его заприметит Фил Могг из тамошней группировки UFO и быстренько переманит к себе. Не устояв перед соблазном легких денег, Миша согласится — но дальше его ждет путь трудный и тернистый...

Открывается релиз той самой «I'm Goin' Mad» в новой версии. Если вы никогда не слышали ничего, кроме «Wind of Change» и «Still Loving You», будьте готовы к разрыву шаблонов. Майне поет в трудно узнаваемой сегодня манере. В инструментальной части отчетливо слышно влияние краут-рока, блюза и африканских ритмов. Удивительно, но на эту песню даже снят клип. Видео вполне в духе тех лет. Если хотите полюбоваться бородатым Клаусом без кепки, милости просим. Если не хотите, все равно милости просим...

В таком духе выдержан весь альбом — местами мрачный, зловещий, с пространными гитарными импровизациями Михаэля и минимумом вокального вмешательства. Финальный тринадцатиминутный номер «Lonesome Crow» — беспощадная полиритмическая психоделика вполне в духе Pink Floyd, с синтезированным криком вороны. Стоит отметить и необычную «In Search of the Peace of Mind», где акустические переборы сочетаются с жутковатыми психоделическими стенаниями.

После выхода пластинки вновь началась кадровая чехарда. Сначала ребята где-то потеряли барабанщика Дзиони. За год на его посту сменились трое, но ни один не задержался. Интересно, что американец Джо Уаймен, который пару месяцев насиловал ударную установку в Scorpions, но не поучаствовал в записи альбомов и сочинении песен, до сих пор, дожив до седин, активно выступает на мелких площадках, напоминая афишами о своем давнем членстве в легендарной команде, хотя даже не всякий преданный поклонник группы знает о существовании этого человека. А барабанщик, справедливости ради, хороший.

Как уже говорилось выше, Михаэль кинул брательника и переметнулся в более перспективный (как тогда казалось) «НЛО». Рудольфа и Клауса — они оба 1948 года рождения — похоже, упекли отдавать долг родине в Бундесвер. Пока они топтали сапогами плац, группа окончательно развалилась. На этом можно считать завершенным первый период истории Scorpions — этап первоначального становления.

Полет к радуге

Есть разные версии, как именно события разворачивались дальше. Одна из вариаций гласит, будто двух оставшихся у разбитого корыта «скорпионов» по возвращении из вооруженных сил милостиво приняли в многообещающую группу Dawn Road. Возникли предпосылки для записи дебютного альбома. Хитрая парочка сделала финт ушами — предложила команде для более успешного продвижения сменить вывеску на Scorpions: в Германии этот бренд был уже довольно хорошо раскручен, в отличие от Dawn Road. Остальные участники на свою голову согласились.

А в группе той рвал струны и пел не кто иной, как Ульрих Рот — верный ученик Джимми Хендрикса, позже вошедший в число величайших гитаристов мира. Ему составили компанию басист Франсис Буххольц, барабанщик Юрген Розенталь и клавишник Ахим Киршнинг. Весь этот дружный талантливый конгломерат из шести музыкантов переименовался в Scorpions.

В таком составе коллектив в 1974 году разродился альбомом «Fly to the Rainbow», который практически ничего общего не имеет с «Lonesome Crow». Даже вокал Майне здесь звучит совсем по-другому — более профессионально и раскрепощенно. Шенкер-старший не скрывает: в те времена группа находилась под сильным влиянием Uriah Heep, которые в Германии были невероятно популярны. (К слову, позже, в конце семидесятых, произошел курьезный случай: «Скорпы» выступали на разогреве у «Хипов», и толпа никак не хотела отпускать разогревщиков. Джону Лоутону пришлось ворваться на сцену и буквально за ухо увести наглую немчуру за кулисы.)

В альбоме «Fly to the Rainbow» возрожденные из пепла «Скорпионы» не боятся экспериментировать. Как и в Uriah Heep, здесь есть основной вокалист (там Дэвид Байрон, позже Джон Лоутон, здесь Клаус Майне) и двое на подхвате (там Кен Хенсли и Ли Керслейк, здесь Ульрих Рот и Рудольф Шенкер). Первый номер — «Speedy's Coming» — своего рода немецкий ответ знаменитой хиповской «Easy Livin'» — превосходный образец хард-рока начала семидесятых с мощной ритм-секцией и задорными соло, настоящий рок-н-ролльный гимн.

Далее — совершенно другая «They Need a Million» из двух частей. В первой под мелодичные акустические переборы голосит Майне, во второй под горяченькую электрическую испанскую гитару поет Шенкер, усиленно кося под Оззи Осборна (со слов самого Рудольфа). Следующая — «Drifting Sun» — написана и спета Ульрихом Ротом. Композиционно она весьма похожа на «The Spell» Uriah Heep, хотя настроение в ней прямо противоположное. Бодрое и вместе с тем достаточно мрачное начало с припевами и куплетами сменяется медлительным, тягучим, маслянистым отступлением, где опять у микрофона оззикоподобный Шенкер. Майне слышен на бэк-вокале, когда поет Ульрих Рот. Отчетливо различимы клавишные партии Ахима Киршнинга, который в официальный состав группы не вошел, а числился приглашенным музыкантом. Лидер-гитара Рота получилась невероятно эмоциональной и виртуозной. В лирике преобладают мрачные настроения, пронизанные мистикой и попытками философски осмыслить необратимые вселенские процессы.

Затем идут сочиненные Шенкером и Майне тягучая, мощная, тяжеловесная блюзовая «Fly People Fly», заводные хард-роковые «This Is My Song» и «Far Away». Завершает этот парад долгая и сложная «Fly to the Rainbow», написанная сбежавшим Шенкером-младшим и Ульрихом Ротом. Начинается она как акустическая баллада, постепенно переходит в хард, а в конце настроение резко меняется на психодел с синтезаторными спецэффектами, Майне уступает микрофон Роту. Песня и альбом завершаются величественным, «космическим» гитарным соло. Текст — своеобразное продолжение мотивов и настроений «Drifting Sun».

Итог — превосходный, сильный релиз от профессиональных музыкантов. Несмотря на очевидное влияние Uriah Heep, «Fly to the Rainbow» — явление глубоко самобытное. Клавишные далеко не на первом плане, инструментальный приоритет отдается гитарам. В отличие от размыто-экспериментального «Lonesome Crow», здесь уже ясно видно, в какую сторону дальше будет двигаться группа.

Продолжение следует.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)