DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Трижды бредовая классика

Три шага в бреду / Histoires extraordinaires

Франция, Италия, 1968

Жанр: ужасы, драма, детектив

Режиссеры: Федерико Феллини, Луи Маль, Роже Вадим

Сценарий: Даниэль Буланже, Эдгар Аллан По, Роже Вадим

В ролях: Брижит Бардо, Ален Делон, Джейн Фонда, Питер Фонда, Теренс Стэмп

Похожие фильмы:

  • «Странный порок госпожи Уорд» (1971)
  • «Смерть улыбается убийце» (1973)

Классика бывает разная. Вечнозеленая, как «Дракула» с Белой Лугоши, одних изданий которого на blue-ray побольше, чем у иного современного блокбастера. Бывает классика почтенная, вроде Тарковского или Куросавы, которых не слишком многие на самом-то деле смотрели, еще меньшее количество людей пересматривало, но все со страшной силой уважают. А бывает классика стыдливая, на которой надписали «классика» и задвинули в дальний угол, как бабушку-маразматичку, которая в силу возраста вроде и достойна уважения, но может и брякнуть что-нибудь невпопад. «Три шага в бреду» – как раз этот случай: вроде и режиссеры приличные, и актеры один другого лучше, и первоисточник аж из школьной программы… Но вот результат неоднозначный.

С другой стороны, Эдгар По – сам по себе довольно сложный для передачи автор. В его произведениях зачастую интерес состоит не в событиях и даже не в языке, а в некоем сложно уловимом «сдвиге логики», который и составляет изрядную долю обаяния автора. Но при попытке воспроизвести его, да еще и средствами другого искусства, воспринимается как раз неоднозначно.

Роже Вадим по сути угодил именно в эту ловушку, даже если не обращать внимания на то, что он привнес в экранизацию типично свои «заморочки». Всю свою карьеру он снимал фильмы, в которых эротизму подчинялось все остальное, и регулярно женился на актрисах, игравших у него главные роли. Едва ли не любой его фильм – просто объяснение в любви и сексуальном влечении к той, кто предстает в нем в главной роли. И его новелла в «Трех шагах в бреду» стала тому лучшим подтверждением.

«Метценгерштейн» был первым опубликованным рассказом Эдгара По. Его герой враждовал с патриархом соседнего семейства и якобы поджег конюшни своего противника, в результате чего старик погиб. Потом главный герой находит огненно-рыжего коня, в которого, как понимает читатель, переселился дух покойного барона. Разумеется, ничем хорошим дело не кончается: однажды загорается усадьба самого Метценгерштейна, и конь уносит его в бушующее пламя. Вот такая история о вражде и мести в самом что ни на есть «немецком» духе, что и подчеркивал подзаголовок одной из редакций рассказа.

Фильм получился типично французской эротикой, правда, не очень-то смелой: раздеть героиню на экране режиссер так и не смог. Молодую баронессу отверг молодой и красивый сосед-барон, из мести она подожгла его конюшни, не предполагая, что объект воздыханий погибнет. Потом объявился черный конь, которому девушка, как и ее литературный прототип, начала уделять излишне много внимания и в конце концов сама направила его в огонь, чтобы воссоединиться с бароном. Для пущей эротической извращенности эти роли играют брат и сестра - Питер и Джейн Фонда.

Работа Вадима отличается крайне коматозным ритмом, а сам сюжет местами подан не очень внятно. Вместо вполне доходчивого символизма оригинала зрителя ждут долгие сцены под заунывную музыку, где Фонда щеголяет в более-менее открытой или хотя бы обтягивающей одежде.

Словом, вместо готической мистики нам подсунули эротическую фантазию, снятую, будем честными, на любителя.

Луи Маль тоже явно пошел по пути фетишизма, но несколько иного. Его новелла развивается достаточно неторопливо, пока не приходит к кульминации. Красивые люди (Ален Делон и Брижит Бардо) красиво играют в карты, пафосно курят и шикарно переглядываются. Даже когда девушка проигрывает, ее не заставляют отдаться, а картинно и изысканно порют. Без грубостей и натурализма, упаси бог! В результате из всей новеллы сильнее всего запоминается исполосованная спина Бардо. Надо ли говорить, что у По в карты играли с мужчиной? Но, надо отдать должное, новелла Маля смотрится все же с большим интересом.

Что до новеллы Федерико Феллини, есть ощущение, что книгу он если и читал, то тут же выкинул и снимал что-то свое, дорогое его сердцу, не оглядываясь на творчество По. Тут и актер, приехавший в Рим на съемки «католического вестерна» (возможно, это самая интересная идея во всем фильме), и явная пародия на киноиндустрию и ее премии, и красивая маленькая девочка, служащая воплощением дьявола. Атмосферы странности и безумия здесь, в отличие от предыдущих новелл, хоть отбавляй, но можно ли сказать, что это то самое безумие, идущее от Эдгара По? Скорее уж это другой его сорт, присущий именно Феллини. Если вам нравится его стиль, то скорее всего вы полюбите и эту новеллу, если нет – рискуете впасть в тягостное недоумение и томительно ждать финальных титров. Но, объективно говоря, именно заключительная новелла стала самой сильной в этом фильме.

Если же давать фильму общую оценку, то, несмотря на несомненную принадлежность к классике, он рассчитан в первую очередь на поклонников творчества его создателей.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)