DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Убить по-русски

Змеиный источник

Россия, 1997 г.

Жанр: триллер

Режиссер: Николай Лебедев

Сценарий: Николай Лебедев

В ролях: Екатерина Гусева, Ольга Остроумова, Евгений Миронов, Сергей Маховиков, Дмитрий Марьянов

Похожие фильмы: «Тот, кто гасит свет», «Поклонник»

Начинающая юная учительница Дина приезжает на практику в школу провинциального городка. В первые же сутки пребывания на новом месте, Дина находит труп, навлекает на себя подозрение в убийстве и узнает, что в округе периодически пропадают местные девушки…

Во времена Советского Союза жанр «маньячного триллера» был практически чужд отечественному кинематографу. Считалось, что в социалистическом раю серийных убийц не могло быть по определению, а безумные изуверы, насилующие и убивающие женщин и детей, могли появляться только на Западе, в диких условиях аморальной жизни загнивающего капитализма. На самом деле серийные дущегубы были в нашей стране и во времена железного занавеса, просто расследование подобных преступлений всегда происходило под грифом секретности, и не предавалось общественной огласке. Поэтому в советском кино не было фильмов, рассказывающих о деяниях какого-нибудь сумасшедшего зверочеловека на территории нашей Родины. В качестве условных исключений, конечно можно отыскать некоторые советские ленты, например «Противостояние» 1985 года Семена Арановича, но и то этот политически-драматический детектив по сути рассказывал об ужасах фашизма времен Великой Отечественной, и преступником, с тягой к убийствам и садистскими замашками выступал изменник Родины и фактически гитлеровский изверг, хоть и являвшийся русским по национальности.

С развалом СССР в 1991 году кардинально поменялась как жизнь в новоиспеченной стране, так и теперь уже «российская» кинематография. Тоталитарная цензура исчезла вместе с запретными темами, и на экраны стали выходить русские фильмы, подражающие американским и европейским жанровым картинам, как по содержания, так и по стилю. Одной из первых отечественных лент, сделанных в жанре психологического маньячного триллера, стал «Змеиный источник» выпускника ВГИКа Николая Лебедева. Причем дебют молодого режиссера на удивление не являлся чисто вторичным образчиком забугорных страшных лент, а оказался самобытным фильмом, с историей, рассказанной исходя из реалий русской провинциальной глубинки, с нашим национальным колоритом.

Имея мизерное количество примеров для подражаний в родном кино, по части приемов нагнетания саспенса, Лебедев активно и откровенно использовал множество заимствований из иностранных триллеров и хорроров, но успешно вписал их в драму об узком круге людей, живущих в собственном мирке маленького города. Даже без маньяка здешняя среда обитания покажется многим жуткой дикостью, из-за своей ограниченности, депрессивности, аморальности скрываемыми за ширмой внешнего благополучия. Единственной достопримечательность городка является якобы целебный источник, к которому местный гид исправно водит приезжих «туристов». Но аллегорическое название фильма как раз и заключается в том, что весь этот тихий и неприметный поселок оказался злачным местом, родившим и воспитавшим безумного отморозка, безнаказанно охотящегося на людей и являющегося неотъемлемой частью местного быта.

Для создания интриги режиссер использовал классическую детективную схему с множеством подозреваемых, но ни на секунду не забывал, что снимал именно «страшное» кино, поэтому старался создавать напряженные и максимально жуткие эпизоды везде, где только можно. Причем честь и хвала Лебедеву за то, что он очень старался сделать высокохудожественную жанровую картину, основанную на постановочном мастерстве и максимальной актерской отдаче, не скатываясь в трэшевую мясорубуку с реками крови. В фильме почти нет визуально жестоких эпизодов, но при этом атмосфера страха жирной чертой проходит через все повествование. Более того, в картине есть и эффектные авторские находки, как например сцена похорон одной из жертв маньяка. Простой, но неожиданно бьющий по нервным клеткам эпизод, который был подвергнут критике многими отечественными культурными деятелями, как образец вопиющей безвкусицы. Но не вдаваясь в высококультурные дебри, хочется положительно отметить эту сцену, которая классно смотрелась в фильме в чисто эмоциональном восприятии.

Также важно упомянуть мощную актерскую игру, которой всегда славился наш кинематограф, вне зависимости от политически-цензурных влияний на художественные фильмы в различные исторические периоды существования отечественной культуры. Это и звезда советского кино Ольга Остроумова в блестяще сыгранной роли школьной директрисы, а по совместительству местного «божка», пользующегося непререкаемым авторитетом у жителей городка. И талантливый Евгений Миронов в образе скользкого прихвостня директрисы. Ну и достойна бесспорной похвалы на тот момент дебютантка в кино, а ныне популярная российская актриса Екатерина Гусева, сыгравшая главную героиню Дину, как новаторский на момент съемок для нашего кино образ девушки, противостоящей таинственному маньяку.

Сейчас «Змеиный источник» многим новым зрителям не покажется чем-то выдающимся ни в рамках мирового жанрового кино, ни с точки зрения кино российского, но любой истинный любитель триллеров по достоинству оценит все старания Николая Лебедева, сделавшего хороший русский саспенс-фильм.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 saga23 02-05-2013 23:00

    Достоинство "Змеиного источника" :

    В фильме почти нет визуально жестоких эпизодов, но при этом атмосфера страха жирной чертой проходит через все повествование.

    Картина реально мрачная, пугающая. Режиссер верно рассудил, что реками крови мало кого испугаешь. Как никак на дворе лихие 90-е. smile

    Учитываю...
  • 2 NikolaSu 20-09-2012 15:04

    В свое время фильм очень понравился.

    Учитываю...
  • 3 Dee-Dee 20-09-2012 14:33

    Замечательный фильм. В статье точно подмечено, что хотя Николай Лебедев и заимствовал некоторые мотивы и художественные приемы, но тем не менее фильм получился достаточно оригинальным, с пугающей атмосферой, интересной интригой и национальным колоритом. Этим Лебедев напоминает мне Брайана Де Пальму. Жаль, что другие работы Лебедева в жанре триллера («Поклонник», «Изгнанник») не дотянули до уровня «Змеиного источника». Надо будет «Фонограмму страсти» посмотреть.

    Учитываю...
  • 4 delfin-mart 20-09-2012 00:22

    В этот фильм я просто влюбилась когда-то: за то, что свой smile Недавно купила на ДВД, пересмотрела - и удивилась: ведь там нынешние звезды кино играли, тогда еще молодые и мало кому известные: Дима Марьянов, Женя Миронов, Екатерина Гусева. Ну, Остроумова и тогда была звездой. Но вот какой был потенциал у нашего кино!

    Жаль, что потом в кинематограф почти 10 лет накачивали исключительно нелегальные деньги и, как следствие, огромное число непрофессионалов залили рынок чернухой и порнухой, а качественных триллеров, с хорошим сюжетом, пожалуй, и не припомню больше. "Тот, кто гасит свет" - не дотягивает, на мой взгляд.

    Учитываю...
    • 5 Парфенов М. С. 20-09-2012 01:19

      Миронов то уже тогда был зведой, еще после "Лимиты" с Машковым и ряда других картин.

      Учитываю...